Для многих, кто когда-либо учился или работал в московской школе №2031, выражение «время вместе» олицетворяет собой атмосферу совместных деятельности, творчества, развития, общих достижений и побед.
Подготовка и проведение традиционных школьных образовательных событий, таких как сбор старшеклассников, интеллектуальные игры, творческий конкурс «Евровидение», и многих других вовлекает как педагогов, так и ребят. Общее дело, как известно, сближает, позволяет посмотреть на участников с новых, порой неожиданных сторон. Каждому педагогу, включенному в этот творческий образовательный процесс, цель, конечно же, ясна: воспитываем, социализируем, развиваем обучающихся. А педагогов?
В этом учебном году две команды педагогов школы принимали участие в конкурсах профессионального мастерства «Учителя года Москвы» и «Школа самых классных классных». Команды, участвовавшие в них, делясь впечатлениями и вместе анализируя свое участие, пришли к выводу, что данный опыт помог обеим командам выработать некий алгоритм успешного взаимодействия команды в процессе подготовки и участия.
Во-первых, чтобы группа стала командой, сплоченность, налаженные деловые связи должны быть на высоком уровне. Данные конкурсы предполагают, что участники команд соответствуют заявленным требованиям, а значит, в их составе оказываются педагоги, иногда мало знакомые друг с другом. На этом этапе важно было познакомить членов команд, создать позитивный настрой. Этому способствовали неформальное общение перед началом подготовки, состояние комфортности, гуманные личные и деловые взаимоотношения. Благодаря этому члены команд получили возможность взглянуть на коллег с другой стороны и настроиться на работу позитивно.
Во-вторых, обсуждение в группах правил взаимодействия: установление рабочего регламента, расстановка приоритетов в решении и реализации различных конкурсных заданий ( это помогло всем членам команд планировать и экономить свое личное и рабочее время), договоренность о доступных всем членам средствах коммуникации и связи.
В-третьих, уже в процессе подготовки к конкурсным испытаниям обе команды столкнулись с тем, что не у всех членов команд получается переключаться между ролями в группе, слушать и слышать других. Распределение ролей и обязанностей в командах помогло наладить продуктивную работу всех членов команд, как результат – отсутствие конфликтных ситуаций и перекладывания работы и ответственности на партнеров.
В-четвертых, команды обеспечили необходимые для подготовки ресурсы: информационные (в первую очередь), кадровые (привлечение специалистов, консультации). Это ускорило работу команд по поиску информации, ее анализу и принятию совместных решений.
В-пятых, конечно же, рефлексия. После выполнения каждого задания, получения результатов совместной деятельности члены команд обсуждали свою работу, вспоминали неудачные дубли видеосъемок роликов, обсуждали досадные промахи в ответах на вопросы, делились своими впечатлениями, смеялись.
Что же педагогу дает участие в том или ином образовательном событии? Анализируя совместную работу, все члены команд отметили, что они продуктивно провели время вместе: познакомились ближе с коллегами, узнали новое о себе, своих возможностях, приобрели полезный и интересный опыт командной работы, узнали что-то новое, чему-то научились. Еще участники конкурсов отметили, что чувствовали поддержку всего коллектива, всей команды школы №2031.
Татьяна ПЕТРОВА, Ольга ЯРОШЕНКО, учителя английского языка школы №2031
Комментарии