search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Стали известны победители основных номинаций конкурса «Лучшая школьная столовая» В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске Единые программы по истории подготовят для российских школьников Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В школьных уроках появятся видеоматериалы В Челябинске отменили уроки в школах
0

Эвристический взгляд. Виртуальные олимпиады в реальной школе

Большинство форм дистанционного образования (ДО) построены на основе традиционного обучения. В таких проектах наибольшее внимание уделяется нахождению правильного, заранее известного ответа на сложную задачу или проблему. Поэтому они в большей степени ориентированы на поиск готовой информации в Интернете, а не на собственную творческую деятельность учеников. Креативные люди определяют судьбу страны и человечества в целом, и именно поэтому важная общественно значимая задача – организация образовательных мероприятий по развитию творческого и интеллектуального потенциала молодежи.

Как научить учеников видеть «необычное в обычном» и «обычное в необычном»? Как воспитать у них потребность получать искреннюю радость и наслаждение от процесса обучения? Эти и многие другие вопросы заставляют команду нашего образовательного учреждения находиться в постоянном творческом поиске. В 2007-2008 учебном году мы открыли для себя и своих учеников всероссийские олимпиады, организованные центром «Эйдос» (www.eidos.ru). Они привлекли наше внимание двумя важными особенностями: во-первых, эти олимпиады эвристические, а во-вторых – дистанционные.

Эвристическое обучение известно еще со времен Сократа, который мастерски использовал беседу не как метод предоставления новых знаний, а как нахождение их теми, с кем он беседовал. Процесс познания по Сократу – это перевод уже имеющихся знаний человека из скрытого состояния в явное, реальное и соответствующее действительности. Эвристичность олимпиад «Эйдос» означает, что от участников требуется не столько правильное решение задач, сколько получение собственного результата – образовательного продукта, например, создание собственной задачи на основе выявленных самими учениками принципов.

Благодаря дистанционности появляется возможность расширить границы образовательного пространства, развить интеллектуальный и творческий потенциал учеников и учителей, почувствовать и осознать безграничные возможности информационной образовательной среды, общаться и делиться опытом, игнорируя географические, политические, языковые и другие барьеры. При этом школа без революций и потрясений в рабочем режиме осваивает передовые технологии ДО. В школу гармонично входит вся страна и мир, сама же школа выходит в мир, делает реальные шаги в сторону преодоления разрыва между столичным и местным образованием.

Девиз нашего коллектива – «Строим школу успеха». Для этого нужны любовь, терпение и общие интересные дела, объединяющие педагогов, учеников и их родителей. Одним из таких дел и стало командное участие в олимпиадах «Эйдос». Как школа с углубленным изучением английского языка, мы для начала выбрали именно это направление. В олимпиаде по английскому приняли участие 36 учеников 9-11-х классов и 6 учителей. Следующую ступень в нашем дистанционном олимпийском движении подсказал проект ИСО: 30 семиклассников участвовали во Всероссийской эвристической олимпиаде по информатике.

Полученные по электронной почте задания поразили и приятно удивили своей нестандартностью и свободой для креатива, инициативности, сплетения фантазии с реальностью. Нетрадиционность организации олимпиад дала участникам возможность творческих диспутов с учителями и сверстниками, общесемейного обсуждения заданий, привлечения ресурсов школьной медиатеки и Интернета. Выполняя открытые эвристические задания, дети решали реальные научные проблемы, выдвигали собственные версии и гипотезы, создавали творческую продукцию, актуальную для их жизни в современном информационном обществе.

Результаты нашего первого дистанционного опыта приятно удивили: в обеих олимпиадах мы заняли 3-е общекомандное место, 3-е место по английскому языку в личном первенстве и один человек стал лауреатом. Это, конечно же, успех. Но более существенно другое:

все участники смогли самостоятельно приобрести новые знания, а также систематизировать и применить уже ранее известные из различных образовательных областей;

результат, полученный каждым учеником в ходе выполнения эвристических заданий, был уникальным, поскольку выступил своеобразным продуктом его творческого самовыражения;

и дети, и взрослые (учителя и энтузиасты-родители) приобрели интересный практический компьютерный и телекоммуникационный опыт.

Организованная после олимпиад рефлексия для участников и организаторов показала, что нетрадиционный подход к изучаемым предметам может сделать образование увлекательным и интересным процессом как для ученика, так и для педагога.

В отличие от обычных предметных соревнований и конкурсов в эвристической олимпиаде могут успешно участвовать школьники с любым уровнем теоретической подготовки. Это обусловлено тем, что цель соревновательной деятельности учеников состоит не в выполнении серии мыслительных операций, а в выражении себя, создании своих собственных знаний, суждений, убеждений, в самостоятельном открытии новых знаний об исследуемом объекте.

На собственном опыте мы убедились: за короткие промежутки времени дети создают творческие интеллектуальные продукты, что делает подобную форму обучения доступной для ребят с самыми разными особенностями, наклонностями и возрастом. А компьютер и оптимально организованная информационная среда при этом – необходимые условия для реализации творческого и увлекательного образовательного процесса.

Ольга КОСИВЕЦ, заместитель директора по ИКТ средней школы №2, Кисловодск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте