search
main
0

Эвристический взгляд. Виртуальные олимпиады в реальной школе

Большинство форм дистанционного образования (ДО) построены на основе традиционного обучения. В таких проектах наибольшее внимание уделяется нахождению правильного, заранее известного ответа на сложную задачу или проблему. Поэтому они в большей степени ориентированы на поиск готовой информации в Интернете, а не на собственную творческую деятельность учеников. Креативные люди определяют судьбу страны и человечества в целом, и именно поэтому важная общественно значимая задача – организация образовательных мероприятий по развитию творческого и интеллектуального потенциала молодежи.

Как научить учеников видеть «необычное в обычном» и «обычное в необычном»? Как воспитать у них потребность получать искреннюю радость и наслаждение от процесса обучения? Эти и многие другие вопросы заставляют команду нашего образовательного учреждения находиться в постоянном творческом поиске. В 2007-2008 учебном году мы открыли для себя и своих учеников всероссийские олимпиады, организованные центром «Эйдос» (www.eidos.ru). Они привлекли наше внимание двумя важными особенностями: во-первых, эти олимпиады эвристические, а во-вторых – дистанционные.

Эвристическое обучение известно еще со времен Сократа, который мастерски использовал беседу не как метод предоставления новых знаний, а как нахождение их теми, с кем он беседовал. Процесс познания по Сократу – это перевод уже имеющихся знаний человека из скрытого состояния в явное, реальное и соответствующее действительности. Эвристичность олимпиад «Эйдос» означает, что от участников требуется не столько правильное решение задач, сколько получение собственного результата – образовательного продукта, например, создание собственной задачи на основе выявленных самими учениками принципов.

Благодаря дистанционности появляется возможность расширить границы образовательного пространства, развить интеллектуальный и творческий потенциал учеников и учителей, почувствовать и осознать безграничные возможности информационной образовательной среды, общаться и делиться опытом, игнорируя географические, политические, языковые и другие барьеры. При этом школа без революций и потрясений в рабочем режиме осваивает передовые технологии ДО. В школу гармонично входит вся страна и мир, сама же школа выходит в мир, делает реальные шаги в сторону преодоления разрыва между столичным и местным образованием.

Девиз нашего коллектива – «Строим школу успеха». Для этого нужны любовь, терпение и общие интересные дела, объединяющие педагогов, учеников и их родителей. Одним из таких дел и стало командное участие в олимпиадах «Эйдос». Как школа с углубленным изучением английского языка, мы для начала выбрали именно это направление. В олимпиаде по английскому приняли участие 36 учеников 9-11-х классов и 6 учителей. Следующую ступень в нашем дистанционном олимпийском движении подсказал проект ИСО: 30 семиклассников участвовали во Всероссийской эвристической олимпиаде по информатике.

Полученные по электронной почте задания поразили и приятно удивили своей нестандартностью и свободой для креатива, инициативности, сплетения фантазии с реальностью. Нетрадиционность организации олимпиад дала участникам возможность творческих диспутов с учителями и сверстниками, общесемейного обсуждения заданий, привлечения ресурсов школьной медиатеки и Интернета. Выполняя открытые эвристические задания, дети решали реальные научные проблемы, выдвигали собственные версии и гипотезы, создавали творческую продукцию, актуальную для их жизни в современном информационном обществе.

Результаты нашего первого дистанционного опыта приятно удивили: в обеих олимпиадах мы заняли 3-е общекомандное место, 3-е место по английскому языку в личном первенстве и один человек стал лауреатом. Это, конечно же, успех. Но более существенно другое:

все участники смогли самостоятельно приобрести новые знания, а также систематизировать и применить уже ранее известные из различных образовательных областей;

результат, полученный каждым учеником в ходе выполнения эвристических заданий, был уникальным, поскольку выступил своеобразным продуктом его творческого самовыражения;

и дети, и взрослые (учителя и энтузиасты-родители) приобрели интересный практический компьютерный и телекоммуникационный опыт.

Организованная после олимпиад рефлексия для участников и организаторов показала, что нетрадиционный подход к изучаемым предметам может сделать образование увлекательным и интересным процессом как для ученика, так и для педагога.

В отличие от обычных предметных соревнований и конкурсов в эвристической олимпиаде могут успешно участвовать школьники с любым уровнем теоретической подготовки. Это обусловлено тем, что цель соревновательной деятельности учеников состоит не в выполнении серии мыслительных операций, а в выражении себя, создании своих собственных знаний, суждений, убеждений, в самостоятельном открытии новых знаний об исследуемом объекте.

На собственном опыте мы убедились: за короткие промежутки времени дети создают творческие интеллектуальные продукты, что делает подобную форму обучения доступной для ребят с самыми разными особенностями, наклонностями и возрастом. А компьютер и оптимально организованная информационная среда при этом – необходимые условия для реализации творческого и увлекательного образовательного процесса.

Ольга КОСИВЕЦ, заместитель директора по ИКТ средней школы №2, Кисловодск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте