search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Год счастливого детства стартовал в Чувашии Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области
0

Евгения Блискавка, Москва: Финансы – тема для беседы.

75% подростков в возрасте от 14 до 17 лет имеют собственные денежные средства, большая часть которых (81%) поступает в качестве карманных денег от родителей. При этом родители крайне редко обсуждают с детьми вопросы управления этим бюджетом…

На самом деле говорить об этом и даже контролировать распоряжение детьми «собственными» средствами очень важно, особенно когда ребенок делает свои первые самостоятельные шаги в отношениях с деньгами. Конечно, по мере проявления навыков разумного управления ресурсами зона ответственности ребенка должна расширяться, а контроль снижаться. И еще важно уважать личные желания ребенка и его право на собственные ошибки, которые станут важным опытом для будущего. Нет ничего хуже, когда родители начинают выдавать карманные деньги, а ребенок, например, взял и купил что-то не самое нужное или полезное (конечно нам, родителям, хочется, чтобы он мечтал о компьютере для учебы, подписке на научный журнал или о паре очень практичных ботинок по отличной цене взамен текущим), и всё: родители решают, что деньги были потрачены впустую, и прекращают заниматься «этими глупостями».

Еще острее может быть реакция родителей, если неправильное распоряжение денежными средствами привело к какой-нибудь общесемейной проблеме. Но ведь, чтобы ребенок не попадал в трудные ситуации такого рода, тема денег в семье просто не должна быть под запретом – это нормальная часть нашей жизни, к которой ребенок, каждый в свое время, проявляет вполне здоровый интерес. Открытый честный диалог на денежные темы позволит предотвратить возникновение этих трудных ситуаций. Но к кому еще обращаться за помощью, если что-то случилось, как не к родителям? И очень важно, чтобы ребенок понимал и не боялся, что его будут ругать, даже если он потерял свою банковскую карту, или деньги класса, или ответил на сомнительное предложение о работе, или выигрыше в лотерею, для чего ввел данные карты – свои или родителя…

Может быть, надо строго регламентировать возраст, с которого вообще можно что-то давать детям на карманные расходы? Отнюдь. Возраст не станет естественным ограничителем и не спасет от неверных решений… Всё зависит от семьи – ее ценностей, финансовых возможностей и стиля жизни. Хотя в международной практике иногда встречаются любопытные примеры: англичане и американцы начинают выдавать карманные деньги детям начиная с 7 лет по 1,5$ в неделю и увеличивают эту сумму на 1$ каждый год по мере взросления ребенка. А, например, в Германии Министерство по делам несовершеннолетних ежегодно выпускает специальные рекомендации для родителей, в каком возрасте и сколько денег нужно выдавать своим чадам на карманные расходы. Так в 4 года ребенку рекомендуют выдавать 50 центов в неделю, первоклассники еженедельно получают уже по 2 евро, к 18 годам сумма вырастает до 70 евро в месяц.

Какие изменения в этой сфере меня в последнее время радуют, так это то, что родители перестают оплачивать оценки или помощь с домашними делами. Я считаю это очень правильным! Мотивировать на учебу должно желание узнавать новое, а не шуршащие бумажки; а помощь по дому исходит из искреннего желания позаботиться о близких.

Вообще карманные деньги – это небольшая регулярная (это очень важно) сумма в общем бюджете семьи для реализации личных нужд ребенка (справедливое право для каждого члена семьи: почему, когда мама хочет шоколадку, она может ее себе купить, а ребенок должен ждать когда или мама решит, что пора бы побаловать дитя, или просто выпросит ее в магазине) и формирования навыка управления ограниченными ресурсами. И еще одно важное условие в обращении с карманными деньгами – это оставлять место желаниям ребенка. Если ребенок еще подумать не успел, на что он потратит свои деньги, а ему уже подарили или добавили к ранее оговоренной новую сумму, чтобы купил то, что нужно и не томился в ожидании – это не на пользу. Обязательно оставляйте возможность хотеть больше, чем можно позволить себе только на карманные расходы, тогда естественным образом начнут проявляться предпринимательская жилка, желание подзаработать и умение накапливать ресурсы.

В основном в 12-15 лет у ребят, кстати, и просыпается активное желание что-нибудь предпринимать и зарабатывать свои собственные деньги! Конечно, это нужно поддерживать – выслушивать бизнес идеи, помогать с поиском вариантов подработки – это отличный опыт который позволит понять цену деньгам, а это одно из важнейших условий для выстраивания разумных отношений с деньгами. Вы сами удивитесь, как переменится отношение к вещам и учебе – станет более бережным и аккуратным. Будьте единомышленниками – помогите ребенку разобраться в основах организации своего дела или тонкостях объявлений о работе, чтобы его доверчивостью и неопытностью не смогли воспользоваться мошенники.

Но, конечно, все дети учатся на примере – и тут вопрос себе должны задать все мамы и папы: какой пример видит мой ребенок у себя перед глазами? Мы сами грамотно ведем бюджет, умеем противостоять спонтанным покупкам и рекламным провокациям, планируем на будущее, умеем выбирать и защищать свои финансовые права? Умеем? Совместные эксперименты по решению различных бытовых вопросов (покупки со списком и без, выбор лучшего соотношения «цена/качество» для нужного товара, сберечь воду или электричество, вместе копить на отпуск или вести бюджет и пр.) – это просто уникальная площадка для неформального обучения.

Также сейчас есть много замечательных книг для совместного изучения и обсуждения основных вопросов, касающихся денег. Более того, уже есть огромное количество игр, курсов, приложений и даже квестов, которые делают процесс изучения основ финансовой грамотности очень увлекательным. И это мы еще не говорим о возможностях изучать финансовую грамотность, которые уже доступны во многих школах и вузах нашей страны и которые реализуются в рамках Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»!

Об авторе:

Евгения Александровна Блискавка – директор Национального центра финансовой грамотности, консультант Проекта Минфина России, эксперт в области финансовой грамотности, автор проектов «Дети и Деньги: самоучитель семейных финансов», «Финансовое здоровье для женщин», «Модульная программа обучения для взрослых», «Сервис для личного финансового планирования Finplanpro» и др., автор книг и статей по личным финансам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте