search
main
0

Евгения Блискавка, Москва: Финансы – тема для беседы.

75% подростков в возрасте от 14 до 17 лет имеют собственные денежные средства, большая часть которых (81%) поступает в качестве карманных денег от родителей. При этом родители крайне редко обсуждают с детьми вопросы управления этим бюджетом…

На самом деле говорить об этом и даже контролировать распоряжение детьми «собственными» средствами очень важно, особенно когда ребенок делает свои первые самостоятельные шаги в отношениях с деньгами. Конечно, по мере проявления навыков разумного управления ресурсами зона ответственности ребенка должна расширяться, а контроль снижаться. И еще важно уважать личные желания ребенка и его право на собственные ошибки, которые станут важным опытом для будущего. Нет ничего хуже, когда родители начинают выдавать карманные деньги, а ребенок, например, взял и купил что-то не самое нужное или полезное (конечно нам, родителям, хочется, чтобы он мечтал о компьютере для учебы, подписке на научный журнал или о паре очень практичных ботинок по отличной цене взамен текущим), и всё: родители решают, что деньги были потрачены впустую, и прекращают заниматься «этими глупостями».

Еще острее может быть реакция родителей, если неправильное распоряжение денежными средствами привело к какой-нибудь общесемейной проблеме. Но ведь, чтобы ребенок не попадал в трудные ситуации такого рода, тема денег в семье просто не должна быть под запретом – это нормальная часть нашей жизни, к которой ребенок, каждый в свое время, проявляет вполне здоровый интерес. Открытый честный диалог на денежные темы позволит предотвратить возникновение этих трудных ситуаций. Но к кому еще обращаться за помощью, если что-то случилось, как не к родителям? И очень важно, чтобы ребенок понимал и не боялся, что его будут ругать, даже если он потерял свою банковскую карту, или деньги класса, или ответил на сомнительное предложение о работе, или выигрыше в лотерею, для чего ввел данные карты – свои или родителя…

Может быть, надо строго регламентировать возраст, с которого вообще можно что-то давать детям на карманные расходы? Отнюдь. Возраст не станет естественным ограничителем и не спасет от неверных решений… Всё зависит от семьи – ее ценностей, финансовых возможностей и стиля жизни. Хотя в международной практике иногда встречаются любопытные примеры: англичане и американцы начинают выдавать карманные деньги детям начиная с 7 лет по 1,5$ в неделю и увеличивают эту сумму на 1$ каждый год по мере взросления ребенка. А, например, в Германии Министерство по делам несовершеннолетних ежегодно выпускает специальные рекомендации для родителей, в каком возрасте и сколько денег нужно выдавать своим чадам на карманные расходы. Так в 4 года ребенку рекомендуют выдавать 50 центов в неделю, первоклассники еженедельно получают уже по 2 евро, к 18 годам сумма вырастает до 70 евро в месяц.

Какие изменения в этой сфере меня в последнее время радуют, так это то, что родители перестают оплачивать оценки или помощь с домашними делами. Я считаю это очень правильным! Мотивировать на учебу должно желание узнавать новое, а не шуршащие бумажки; а помощь по дому исходит из искреннего желания позаботиться о близких.

Вообще карманные деньги – это небольшая регулярная (это очень важно) сумма в общем бюджете семьи для реализации личных нужд ребенка (справедливое право для каждого члена семьи: почему, когда мама хочет шоколадку, она может ее себе купить, а ребенок должен ждать когда или мама решит, что пора бы побаловать дитя, или просто выпросит ее в магазине) и формирования навыка управления ограниченными ресурсами. И еще одно важное условие в обращении с карманными деньгами – это оставлять место желаниям ребенка. Если ребенок еще подумать не успел, на что он потратит свои деньги, а ему уже подарили или добавили к ранее оговоренной новую сумму, чтобы купил то, что нужно и не томился в ожидании – это не на пользу. Обязательно оставляйте возможность хотеть больше, чем можно позволить себе только на карманные расходы, тогда естественным образом начнут проявляться предпринимательская жилка, желание подзаработать и умение накапливать ресурсы.

В основном в 12-15 лет у ребят, кстати, и просыпается активное желание что-нибудь предпринимать и зарабатывать свои собственные деньги! Конечно, это нужно поддерживать – выслушивать бизнес идеи, помогать с поиском вариантов подработки – это отличный опыт который позволит понять цену деньгам, а это одно из важнейших условий для выстраивания разумных отношений с деньгами. Вы сами удивитесь, как переменится отношение к вещам и учебе – станет более бережным и аккуратным. Будьте единомышленниками – помогите ребенку разобраться в основах организации своего дела или тонкостях объявлений о работе, чтобы его доверчивостью и неопытностью не смогли воспользоваться мошенники.

Но, конечно, все дети учатся на примере – и тут вопрос себе должны задать все мамы и папы: какой пример видит мой ребенок у себя перед глазами? Мы сами грамотно ведем бюджет, умеем противостоять спонтанным покупкам и рекламным провокациям, планируем на будущее, умеем выбирать и защищать свои финансовые права? Умеем? Совместные эксперименты по решению различных бытовых вопросов (покупки со списком и без, выбор лучшего соотношения «цена/качество» для нужного товара, сберечь воду или электричество, вместе копить на отпуск или вести бюджет и пр.) – это просто уникальная площадка для неформального обучения.

Также сейчас есть много замечательных книг для совместного изучения и обсуждения основных вопросов, касающихся денег. Более того, уже есть огромное количество игр, курсов, приложений и даже квестов, которые делают процесс изучения основ финансовой грамотности очень увлекательным. И это мы еще не говорим о возможностях изучать финансовую грамотность, которые уже доступны во многих школах и вузах нашей страны и которые реализуются в рамках Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»!

Об авторе:

Евгения Александровна Блискавка – директор Национального центра финансовой грамотности, консультант Проекта Минфина России, эксперт в области финансовой грамотности, автор проектов «Дети и Деньги: самоучитель семейных финансов», «Финансовое здоровье для женщин», «Модульная программа обучения для взрослых», «Сервис для личного финансового планирования Finplanpro» и др., автор книг и статей по личным финансам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте