search
main
Топ 10
Рособрнадзор: результаты по итоговому сочинению будут объявлены не позднее 20 декабря Сферум запускает новогодний онлайн-марафон для педагогов и учащихся Брянская гимназия, где произошла стрельба, переводится на дистанционное обучение Учащимся запретили пользоваться телефонами в школе Защитить педагогов от давления в информационном пространстве призвал глава государства В некоторых российских регионах отменяют занятия в школах из-за морозов Будущее в ИТ: какие предметы сдавать на ЕГЭ и где учиться Глава Минпросвещения предложил расширить проект «Орлята России» на дошкольников Золото и серебро вручили российским школьникам на Китайской национальной олимпиаде по математике Пятого декабря отмечают День волонтера Итоговое сочинение по русскому языку напишут 66 тыс. одиннадцатиклассников Москвы Выпускникам агроклассов предусмотрят преференции при поступлении в вузы и колледжи Экскурсии на производства для школьников станут проводить по специальной программе Отличник народного просвещения в Бурятии отмечает 90-летний юбилей Российские выпускники сегодня пишут итоговое сочинение Роль учителя в формировании межкультурного диалога В Вологодской области молодым учителям выделят средства на первоначальный взнос по ипотеке В Челябинской области планируют ввести доплаты учителям, которые только пришли работать в школу Важность родительской поддержки в решении школьных проблем и конфликтов В Самаре пройдет XVII Всероссийский форум «Педагогическая гавань»
0

Евгений ЯМБУРГ: Школа будущего – школа реалистичная

Я сын учительницы, муж учительницы, отец учительницы. Старшая сестра отца была директором школы, которую она открыла в 1929 году. Я очень рано был приобщен к учительскому труду. Моя мама была учителем русского языка, я помогал ей проверять тетради. Когда в школах был введен урок гражданской обороны, мама мало что понимала в этом вопросе, и в ее классах предмет вел я. Так что в профессию учителя я был погружен с юных лет.

В МПГУ я учился на дневном отделении истфака. У меня самые светлые воспоминания о студенческих годах. Были очень веселый и курс, и факультет. Нам была дана огромная внутренняя свобода. Мы делали капустники, спектакли, читали самиздат, видимо, микроклимат на факультете шел еще с 50-х годов, с Ады Якушевой, Юрия Визбора. Мы успели застать великих преподавателей, например П.Виргинского, это были богатыри науки. Мы жили полноценной студенческой жизнью и до сих пор общаемся, два-три раза в год встречаемся обязательно.В те годы занятия в вузе проходили во вторую смену. Поэтому в 1972 году я пришел работать в школу в первую смену, вел уроки истории в выпускных классах. Это была школа №118, школа Октябрьского района, в которой я стал заместителем директора по воспитательной работе, а потом уже пришел в 109-ю школу. Никогда не планировал сесть в кресло директора, но так получилось, что предыдущий директор ушел из школы по семейным обстоятельствам. Мне тогда было 26 лет.Прошли годы, сегодня нужно знать науку управления, разбираться в финансах. Но тут для директора таится огромная опасность, потому что все-таки, несмотря на общие законы управления, школа – это специфический организм. В грамотных книгах по управлению написано, что оно должно быть объектно ориентированным. Когда директор перестает быть учителем, я имею в виду учителем учителей, это плохое управление. Сегодня же тенденция такова, что директор должен не заниматься учебным процессом, а быть только менеджером. Но есть два плеча коромысла, которые нужно держать в равновесии: с одной стороны, заниматься хозяйственными и управленческими проблемами, а с другой – воспитанием и обучением детей. Я занимаюсь с ними в театральной студии, ставлю спектакли, только, сожалению, вести уроки не получается. Меня постоянно вызывают на совещания, уезжаю в командировки.Процесс преподавания в школах сегодня меняется. Блистательные стандарты были разработаны по начальной школе. Там проработаны условия, созданы методические комплексы. И это мне нравится. Стандарты старшей школы, я считаю, провалены полностью. За внешней идеей либерализации стоит огромное количество вопросов. С идеологией я могу согласиться: дети должны выбирать, образование должно быть вариативным, но дальше начинаются подробности, которые понимают только профессионалы. Представьте себе, что в старшей школе ребенок может выбирать, изучать ли ему тот или иной предмет на профильном уровне, например, биологию, если он поступает в медицинский. Это замечательно. А можно подойти к вопросу выбора интегративно. А что такое интегративно? Это изучение физики, химии и биологии вместе, когда получается естествознание. А где эти Леонардо да Винчи, которые в состоянии будут читать такой курс? В итоге это будет болтовня. Я не понимаю, что такое предмет «Россия в современном мире», если ребенок не знает ни истории, ни культуры. Это скорее всего идеологический предмет пропагандистского толка. Ситуация очень печальная. Я не понимаю, почему в России должны быть три урока физкультуры, если нет для этого условий? В общем, в стандартах старшей и средней школы огромное количество проблемных зон.Современные дети сегодня и такие, какими были мы, и другие. Дело в том, что есть вечные человеческие проблемы. Процент добра и зла за прошедшие десятилетия не очень изменился. К сожалению, современные радио и телевидение в погоне за драматургией, рейтингом отдают приоритет исключительно омерзительным темам: дети-наркоманы, алкоголики и тому подобное. Для коммерческого телевидения это очень выгодно. Нормальные дети, которые продолжают учиться, никого сейчас не интересуют. Это с одной стороны. А с другой стороны, конечно, наши дети – цифровое поколение. Когда я читаю книжку 4-летнему ребенку, он делает характерное движение руками, раздвигая пальчики, и удивляется, почему картинка в книжке не увеличивается. Для меня как учителя важна укорененность человека в культуре. У большинства учителей, которые приходят сегодня в школы, ее маловато. Педагогика – девушка ветреная, она полигамна и сожительствует с философией, дефектологией, этнологией. Для того чтобы понимать, что происходит, одной педагогики мало, нужна мобилизация всех культурных ресурсов, для того чтобы ответить на вызовы и угрозы современности.Я работаю на стыке медицины и педагогики. Сегодня у нас идет очень тяжелый процесс генетической усталости. Чем культурнее и цивилизованнее страна, тем хуже у нее с генетикой. Идея создания такой школы была связана именно с этими угрозами XXI века. Требуется как можно более ранняя диагностика детей, потому что многие проблемы решаемы, это не трагедия. Дислексия, дисграфия, синдром дефицита внимания, нарушение мелкой моторики – все это можно предотвратить на ранних этапах развития ребенка. Когда мы берем детей в 3,5 года в детский сад, который входит в центр образования, то проводим раннюю диагностику, выявляем проблемы и стараемся скорректировать их, чтобы потом этого ребенка можно было привести в школу. В нашей школе существует три вида классов: гимназические, общеобразовательные и коррекционные, или классы педагогической поддержки. Но ученику, которому коррекционный класс помог окрепнуть, открыт путь в общеобразовательный класс. Если он справился, то его ждет гимназический. В этом и состоит идея адаптации школы к ребенку, а не ребенка к школе. Каждый человек в чем-то должен быть первым, у одного золотые руки, а у другого – голова. Поэтому у нас есть экономический, юридический, медицинский, физико-математический классы, а есть классы художественных ремесел. То есть в физике или математике ты можешь разбираться с трудом, зато стрижки делаешь необыкновенные. Отсюда меньше зависти и ненависти между учениками. Благодаря такому подходу снимается барьер между детьми с разным уровнем знаний.Меня напрягает изменение отношения общества к школе и педагогу. Я резко отрицательно отношусь к телефильму «Школа». Мне иногда было просто смешно смотреть этот фильм, потому что я могу рассказать истории и пострашнее. Ведь за 36 лет работы я видел всякое. Но чтобы такая концентрация негатива, для этого нужно было очень постараться. Взгляд на самом деле не очень здоровый, при всем этом Гай Германика талантливый режиссер. В своем фильме «Все умрут, а я останусь» она все уже сказала, размазывать все это на столько серий скучно. К тому же сама она в школе не училась, у нее было надомное обучение.Сегодня реформы переживает не образование, а экономика образования. Это разные вещи. Я с этим как могу борюсь и в прессе, и по телевидению. Есть такое наивное материалистическое убеждение, что, если мы перейдем на новые способы стимулирования работы учителя, если мы закупим достаточное количество интерактивных досок, что-то изменится. Это заблуждение. В этом смысле проблема подготовки педагогических кадров сейчас достигла кризиса. Первый удар по подготовке педкадров нанесло формальное, внешнее введение Болонской системы. На Западе это устроено по-другому. Мы позаимствовали систему бакалавриата и магистратуры, в результате в школу приходит выпускница филфака, которая еще сама делает ошибки и говорит при этом, что ей это неинтересно, потому что она идет в магистратуру учиться на психолога. В этом случае она и филологом не стала, и психологом за два года она не станет, получится полуфабрикат. Второй удар нанесен ситуацией с закрытием педагогических вузов, которые сливают с классическими университетами (я не скрою, что есть откровенно слабые вузы, но есть и сильные). Это чисто экономическая вещь – их трудно содержать, но такой подход приводит к тому, что уменьшается педагогический компонент образования. Надо понимать, что учитель физики – это не просто учитель, а специалист по ребенку, то же самое и историк, и любой другой учитель. А классический университет таких педагогов не готовит. Значит, мы не будем иметь приличных педагогических кадров. Третья проблема косвенно связана с системой ЕГЭ. Дело в том, что педвузы сегодня не выбирают лучших, а подбирают то, что осталось после юрфака, факультета экономики, а внутри вуза еще один отбор. Самые сильные идут в аспирантуру, магистратуру. Поэтому Константин Ушинский был стопроцентно прав, говоря, что вкладывать нужно в учителей.В этом году я вошел в состав Общественного совета по образованию при Министерстве образования и науки РФ – новый министр Дмитрий Ливанов понял, что экспертное сообщество нужно расширять. Я готов сотрудничать, в начале сентября было первое заседание по поводу колоссального бумагопотока, который обрушивается на современную школу. Она превратилась в то место, где дети мешают учителям и администрации работать с документами. Это никуда не годится. Но есть моменты, которые настораживают. Все члены совета получили документ по развитию стратегии образования на ближайший годы за два дня до заседания, нас попросили просмотреть документ и внести предложения. Я не стал этого делать, потому что посчитал это неуважением и к нам, и к министерству. Быть ширмой никто не хочет, поэтому посмотрим, что будет дальше, пока идет притирка, обсуждать работу совета еще рано. Но главное, чтобы он не превратился в фиктивно-демонстративный орган. Там собрались серьезные люди, например тот же Жорес Алферов, это не мальчики и девочки, которые будут подписывать все, что им даст министерство.Я думаю, что школа будущего должна отвечать на вызовы сегодняшнего и завтрашнего дня. Это школа, которая будет учить всех детей. Собственно, это та адаптивная школа, которую я создаю все эти годы. Должно быть медицинское, психологическое, неврологическое сопровождение детей. Школа будущего – школа реалистичная. Она может и должна помочь ребенку. Есть и технологии, и способы. Святой Силуаний сказал когда-то: «Держи свой ум в аде и не отчаивайся». Нужно трезво смотреть на то, что происходит, и искать способы выхода.Два плеча коромысла нужно держать в равновесии. Если оно будет слишком революционным, мы уничтожим запас культуры, если архаичным – отстанем от времени. На конкурсе «Учитель года» я видел урок по творчеству Лермонтова. Интерактивная доска, презентация были, но урок, на мой взгляд, был ужасен. Перефразируя Лермонтова, можно сказать: «Ночь тиха, пустыня внемлет богу, и доска с доскою говорит». На таком уроке лучше свечу зажечь и читать стихи. Все-таки информационные технологии – это всего-навсего сервис, очень удобный, но сервис, нечего с ним носиться, как с бантиком для коровы. Впереди все равно должны идти педагогические технологии. Приведу другой пример: идет урок по рассказу Толстого «Косточка», где по сюжету мальчик втайне съел сливу. Учитель задает малышам вопрос: «О чем этот рассказ?» Они говорят: «О том, что все тайное становится явным». А учитель отвечает: «Нет, не об этом». На интерактивной доске он постепенно убирает все лишнее, остается всего 4 предложения, где описывается, как на поступок ребенка отреагировала семья. Потом постепенно возвращает текст, и выясняется, что рассказ не об этом, а о том, что семья добрая, его никто не ругал, все только посмеялись. Если перевести на язык науки, то здесь шел грамотный филологический анализ в зоне ближайшего развития младших школьников с использованием информационных технологий. Не будете же вы в хрестоматии заклеивать строки скотчем, все должно быть в меру: и консервативность, и инновационность.Родному вузу я желаю сохраниться, несмотря на ликвидацию педвузов, в чем-то перестраивать систему преподавания. Сегодняшний учитель должен очень много знать не только по своему предмету. Я бы на каждом факультет ввел основы дефектологии. Гуманитарный тезаурус должен быть у всех: и у химиков, и у физиков. Ну а в глобальном смысле желаю МПГУ всяческого процветания.Евгений ЯМБУРГ, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Центра образования №109, разработчик и автор адаптивной модели школы, выпускник исторического факультета МГПИ им. В.И.Ленина 1973 года:

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте