Доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург прокомментировал планы Минпросвещения по новой структуре оплаты труда педагогов, которая будет состоять из базовой части (70%) и стимулирующей (30%). Однако, по словам эксперта, дело не в соотношении, а в существенной разнице в зарплате за одну и ту же работу учителя в разных регионах страны.
Евгений Ямбург в качестве эксперта принял участие в программе \”Отражение\” на ОТР. В начале своего выступления он напомнил, что оплата бюджетников, в том числе и учителей, отнесена к полномочиям субъектов РФ. И согласно майским указам президента, она не должна быть ниже средней по региону. \”Но там сказано: не ставка, а зарплата, – обратил внимание Евгений Ямбург. – Поэтому для того, чтобы выполнить этот указ, а директоров мониторят, в ряде регионов [учителю] приходится давать 25-30 и даже 50 часов! И нарушать его никому нельзя вплоть до снятия с работы\”.Кроме того, он отметил, что есть населенные пункты, в которых критически не хватает учителей. \”Люди берут по 50 часов не только потому, что директора навязывают, а просто некому войти в класс\”, – констатировал руководитель.Говоря о соотношении \”70% и 30%\”, педагог отметил, что во многих регионах, в том числе в Москве, эта система соблюдается давно. \”Но дело не в соотношении, а в том, что уровень жизни разный и, грубо говоря, если в Брянске зарплата будет 15 тысяч, то за ту же работу в крупном городе, в регионе, который является донором, она будет в несколько раз больше\”. Отвечая на вопрос, можно ли регулировать зарплату учителя на федеральном уровне и централизованно выплачивать определенные оклады, Евгений Ямбург не дал однозначного ответа.\”Это очень амбивалентная вещь. Здесь есть плюсы, есть минусы. Я же знаю, уравнивают по нижней шкале. Тогда мы в тех регионах, где прилично [получают], сразу опустим зарплату. Будет ли это хорошо? Не уверен. Если бы можно было поднять и сделать везде, как в Москве, я бы голосовал обеими руками за это. Но что-то я не очень верю\”.Помимо зарплатного вопроса, Евгений Ямбург затронул проблему статуса учителя в обществе, когда школа стала сферой обслуживания, а у значительной части родителей отношение к педагогу потребительское.\”Я полвека в профессии, поверьте, учителя неидеальные люди, мы делаем ошибки. Но унижать учителей нельзя. Была замечательная песня на стихи Дементьева \”Не смейте забывать учителей\”. Я бы сказал: \”Не смейте унижать учителей\”, – потому что униженный учитель никогда ребенка с собственным достоинством не воспитает. Конечно, нужно, чтобы менялось отношение в обществе\”, – подытожил Евгений Ямбург.
\”Но там сказано: не ставка, а зарплата, – обратил внимание Евгений Ямбург. – Поэтому для того, чтобы выполнить этот указ, а директоров мониторят, в ряде регионов [учителю] приходится давать 25-30 и даже 50 часов! И нарушать его никому нельзя вплоть до снятия с работы\”.
Кроме того, он отметил, что есть населенные пункты, в которых критически не хватает учителей. \”Люди берут по 50 часов не только потому, что директора навязывают, а просто некому войти в класс\”, – констатировал руководитель.
Говоря о соотношении \”70% и 30%\”, педагог отметил, что во многих регионах, в том числе в Москве, эта система соблюдается давно. \”Но дело не в соотношении, а в том, что уровень жизни разный и, грубо говоря, если в Брянске зарплата будет 15 тысяч, то за ту же работу в крупном городе, в регионе, который является донором, она будет в несколько раз больше\”.
Отвечая на вопрос, можно ли регулировать зарплату учителя на федеральном уровне и централизованно выплачивать определенные оклады, Евгений Ямбург не дал однозначного ответа.
\”Это очень амбивалентная вещь. Здесь есть плюсы, есть минусы. Я же знаю, уравнивают по нижней шкале. Тогда мы в тех регионах, где прилично [получают], сразу опустим зарплату. Будет ли это хорошо? Не уверен. Если бы можно было поднять и сделать везде, как в Москве, я бы голосовал обеими руками за это. Но что-то я не очень верю\”.
Помимо зарплатного вопроса, Евгений Ямбург затронул проблему статуса учителя в обществе, когда школа стала сферой обслуживания, а у значительной части родителей отношение к педагогу потребительское.
\”Я полвека в профессии, поверьте, учителя неидеальные люди, мы делаем ошибки. Но унижать учителей нельзя. Была замечательная песня на стихи Дементьева \”Не смейте забывать учителей\”. Я бы сказал: \”Не смейте унижать учителей\”, – потому что униженный учитель никогда ребенка с собственным достоинством не воспитает. Конечно, нужно, чтобы менялось отношение в обществе\”, – подытожил Евгений Ямбург.
Фото Веры Костровой из архива \”УГ\”
Комментарии