Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
В российских школах второй иностранный язык является необязательным
Крайнее слово: топ-5 раздражающих выражений в русском языке
Глава «Сириуса» заявила о необходимости расширения программ повышения квалификации для учителей
От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа
Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий
В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения
Минпросвещения готово рассмотреть вопрос о введении в школах пятидневки
В ОмГПУ работают над созданием новой методики преподавания математики в школах
Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными
Сборная России завоевала второе место на Международной олимпиаде по математике
В российских школах второй иностранный язык является необязательным Крайнее слово: топ-5 раздражающих выражений в русском языке Глава «Сириуса» заявила о необходимости расширения программ повышения квалификации для учителей От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения Минпросвещения готово рассмотреть вопрос о введении в школах пятидневки В ОмГПУ работают над созданием новой методики преподавания математики в школах Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными Сборная России завоевала второе место на Международной олимпиаде по математике

Евгений Вирячев, Вологда: Вся надежда… на ОБЖ?.

Дата: 24 декабря 2015, 20:36
Автор:

Корни нашей повышенной смертности от несчастных случаев в нас самих, в нашем подсознании, в нашей истории, в нашей огромной территории, где есть всё и всегда чего-то не хватает, в нашей неустроенности и неприкаянности.

«К сожалению, наши дети очень плохо подготовлены к чрезвычайным ситуациям (ЧС): пожар, ураган, теракт. Курсы ОБЖ в школах недостаточно практичны. Необходимо срочно обновить и дополнить программу ОБЖ практическими занятиями, тренировками, учениями». Так прореагировал уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов на недавнюю трагедию в Ханты-Мансийске, где восемь подростков погибли, отравившись угарным газом после возгорания на даче, где они, одни без взрослых, отмечали день рождения.

Мне как учителю ОБЖ трудно возразить детскому омбудсмену. Практика всегда эффективнее чистой теории. Правда, для «практических занятий, тренировок, учений» нужны деньги, которых у школы, как в ближайшем, так и в не очень близком будущем, не будет, и это знают все (может лишь Астахов не в курсе).

Например, самый простенький тренажёр для оказания первой доврачебной помощи имеет цену под сто тысяч рублей, а большинство учителей и медиапроектора-то не имеют в кабинете, объясняют всё на словах.

На этом можно бы и закончить. Что тут скажешь? Очередная, не первая, и, увы, не последняя, детская драма – глупая, жестокая, печальная и… банальная. Да-да, банальная. Именно это и не даёт мне права поставить точку. Я не хочу глумиться над горем родителей и близких ребят, тут другое. Мне показалось, что информация о гибели восьмерых школьников не сильно затронула чувства россиян. Да и могло ли быть иначе? У нас самолёты взрывают с двумя сотнями туристов! Бывшие друзья-соседи вонзили «нож в спину», мы на пороге войны с НАТО. Впрочем, война-то уже идёт – «гибридная» – с санкциями, нефтяными ценниками, информационной «дымовой завесой» и тому подобное. Какой тут пожар где-то в Сибири, о чём вы говорите!

Чем ярче разгорается марево новой холодной войны и больше внимания к внешней политике, тем меньше чуткости к внутренним проблемам страны. А дети –  это всегда проблемы.

Исторически человеческая жизнь в России – менее ценна, чем в Европе, США и ряде подобных стран. На это указывают и косвенные факты, например, министерство транс­порта США оценивает условную стои­мость человеческой жизни в 3 миллиона долларов. На это ориентируются авиакомпании, составляя свои бюджеты. У нас в стране эта сумма раз в 50 меньше. (Данные усреднённые, кто-то через суд может получить и больше, а кто-то получит меньше). В США, если человек погибает на производстве, то ближайшим родственникам по­гибшего выплачивается шестикратное воз­мещение той зарплаты, которую погибший смог бы получить, продолжая работать вплоть до пенсии. Это очень большие расходы для работодателя, поэтому тот тщательно следит за техникой безопасности своих работников. И это всё влияет на менталитет нации, иначе как объяснить, что в Америке ежегодно гибнет 4 тысячи пешеходов, а в России целых 12 тысяч? Это несоизмеримо, учитывая, что у них населения в два раза больше, а машин – в шесть (более 300 миллионов автомобилей против наших 50 миллионов).

Французский Нацио­нальный институт демографических иссле­дований проводил изучение стран с точки зрения опасности проживания. Наша страна оказалась вверху списка. По их подсчетам, в России ежегодно насиль­ственной смертью умирает 221 человек из каждых 100 тысяч. Ниже Украина (149 человек), Казахстан (119 человек) и Колумбия. К насиль­ственной смерти отнесены убийства, смерть от ДТП, пожаров, бытовых несчастных случаев и т. д.

Почему так? Что за нация у нас – безалаберная, бестолковая, неаккуратная? Неужели в других странах лучше преподают ОБЖ? Увы, «погуглив» полчаса, я не нашёл такого школьного предмета ни ни в США, ни в европейских странах. Друзья из Америки написали, что есть курс «Health and lifesafety» – с похожей тематикой (о здоровье), но он не входит в ряд обязательных дисциплин. Получается, Павел Алексеевич (Астахов), вроде и справедливы ваши слова о необходимости расширять программу ОБЖ, а связь между данным школьным предметом и безопасностью жизни не очевидна. Возможно, наши дети не верят, или не до конца верят, что правила из учебника помогут им в реальности? Ведь они живут в России. А «бытие определяет сознание». У нас все пешеходы и водители отлично знают законы дорожного движения, но не уважают их настолько, чтобы выполнять всегда и везде. Школьники в Ханты-Мансийске, думаю, прекрасно понимали опасность печки-буржуйки в деревянном здании, но посчитали зазорным обращать на это слишком большое внимание. Наблюдая за молодым поколением, я прихожу к выводу, что растёт процент тех, кто в последнее время скептически, а то и презрительно относится к безопасному образу жизни (в том числе, к здоровому образу жизни). Недавнее свидетельство этого – увлечение молодёжью селфи на трубах, крышах, тоннелях, на подножке поезда и в других экстремальных местах, часто кончающееся печально.

Вот потому, нелепая смерть восьмерых подростков на пожаре не сильно тронула чувства россиян. Просто в нашем понятии жизнь – это риск. Борьба за существование. Демонстрация силы духа. Упадёт завтра наша бомба на врагов России, и мы будем аплодировать. Взорвут в ответ наш очередной самолёт с туристами, и мы будем плакать. Мы готовы промчаться на жёлтый свет, чтобы встать первым у следующего красного светофора. И так будет всегда. Школьное ОБЖ не может это изменить, как не смогло до сих пор доказать детям, к примеру, вред никотина. Какой вред, если все взрослые курят? Значит не настолько, чтобы лишаться этой маленькой каждодневной отрады! И жизнью рисковать опасно, кто спорит? Но это не повод отказать себе в удовольствии пощекотать нервы время от времени, что-либо доказывая всему миру, своим друзьям или себе самому…  А что, собственно, доказывая? Наверное, что мы не боимся своей гибели. А зачем это надо утверждать? Ответ я знаю только один: потому что мы её боимся. И прячем свой страх. От всего мира, от окружающих, от себя.

Корни нашей повышенной смертности от несчастных случаев в нас самих, в нашем подсознании, в нашей истории и бесконечных войнах, как с внешними врагами, так и с внутренними бесами, в нашей огромной территории, где есть всё, и всегда чего-то не хватает, в нашей неустроенности, неприкаянности. Мы, русские, очень любим жизнь, но страшимся жить, всё пытаясь понять тайный смысл этого подарка. Кто бы помог? Вся надежда на ОБЖ!

Об авторе Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры школы №7, Вологда


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt