search
main
0

Евгений Вирячев, Вологда: Средний возраст учителя в России 52 года.

Однажды на уроке географии, для того чтобы ярче показать значение внешних и внутренних сил, формирующих рельеф, я предложил ребятам пофантазировать и представить, что бы было с нашей планетой, если бы внешние силы отсутствовали напрочь?

Через пару минут перед нами нарисовалась сюрреалистическая, страшно изуродованная землетрясениями и вулканами Земля, всю поверхность которой занимали сплошные Гималаи – огромные горные цепи, уродливо-красивые, нереально высоченные, и ни кусочка ровной земли! Потому что без внешних сил (дождя, ветра, рек, волн, перепадов температур, силы тяжести) процесс выветривания отсутствует и горы никогда не разрушаются. Существование людей на этой планете жутко экстремальное, но не лишенное своих преимуществ.

А если б не было внутренних сил, только внешние?

Наш земной шарик – ровный колобок. Рельеф – одна сплошная равнина, плоская как блюдо, скучная как чистый лист, вырванный из тетради по сольфеджио. Жить можно, но все сноубордисты и горнолыжники дружно повесились с тоски.

Только единство противоположностей делает наш мир совершенным!

Если придираться, мои выдуманные планеты не вполне научно достоверны, но я не о них хотел поговорить, а о нас.

Сегодня в России средний возраст учителя 52 года (Национальный фонд подготовки кадров, «Полит.ру» 05.12.11). Школа изыскивает «внутренние» резервы – половина педагогов – пенсионеры. Молодых «внешних» сил ничтожно мало. Пусть «старый конь борозды не испортит», но эта диспропорция рождает проблему болезненной смены поколений в будущем.

В одном фантастическом романе необычный вирус внезапно погубил все взрослое население Земли, оставив на планете лишь детей до 15 лет. Им, для того чтобы выжить, пришлось учиться на ходу множеству вещей, мучительно вспоминая – как же это делали старшие, когда были живы? Цивилизация отброшена назад на тысячелетие! Все приходится начинать сначала.

В чем-то похожая незавидная судьба российского образования начинает проступать в мареве грядущих дней. Но уже и сегодня возрастная несоразмерность накреняет школьную обитель. Как ошибка в проекте одной итальянской башни с неприличным названием может уронить это сооружение рано или поздно, так и кривобокое образование способно завалиться набок, оголив фундамент-общество. Школа – модель жизни. Коль модель перекошена, у детей меняется восприятие и реального мира.

Никто не говорит: если ребенка воспитывает одна бабушка, он вырастет скверным (Лермонтова вспомним). Никто не говорит: если у ребенка вообще нет бабушки-дедушки, то молодые родители не сумеют его достойно воспитать (не знаю подобающего примера у классиков, вспомню себя (скромно). Но каждое поколение обладает своим, эксклюзивным педагогическим даром, и только в сумме получается наилучший эффект.

Разрыв в менталитете учителей и школьников с каждым годом растет по естественным причинам. Все труднее понимать друг друга, все больше отторжения, все меньше интереса между собой, слабее связь. К тому же учителя обижены на власть, пенсионеры тоже государство не жалуют, а так как в массе своей педагоги – пенсионеры, то двойную ненависть к смотрителям державы несут и сеют они на своих уроках. Даже если пытаются скрыть во имя профессиональной этики – не получается. Не утаить от них ничего!

Сказать, что бюрократы Минобра и местные власти совсем не видят этой проблемы, нельзя. Они принимают «меры». В некоторых регионах, говорят, аттестационные комиссии крайне «ответственно» подходят к пожилым работникам школы, шипя втихаря: «Подъедаются тут! Сидели бы дома, не портили нервы и статистику».

Шаги другого порядка – молодым учителям в сельской местности дают «подъемные» по 500 тысяч, надбавку за первые три года работы в школе: 50, 30 и 20 тысяч соответственно, льготные условия ипотечного кредитования и тому подобное (вологодская газета «Красный Север» 31.08.10).

Молодцы чиновники. Но тут другая «собака порылась». Я помню, как некоторое время назад повысили оклад терапевтам – для стимула, так сказать, а то они начали разбегаться. В тот год в моей поликлинике один узкий специалист на все жалобы больных безапелляционно указывал на дверь своим, узким же, указательным пальцем: «К терапевту!»

Представляю, как в моей в школе встретили бы коллеги-стажисты с копеечным жалованием бывших студентов, получающих особую зарплату за молодость и энтузиазм!

Неискушенность сегодня вообще в цене. Правда, какая-то противоестественная. Читаю в газете: «Приглашаются на работу… образованные, ответственные, креативные, с рекомендациями… имеющие способности… умеющие работать с людьми, находить выход из безвыходного… действовать в команде, не бояться принимать решение… до 25 лет». Так бы и писали: «Требуется Гарри Поттер». Никто другой в таком возрасте не обладает перечисленными достоинствами.

А ведь искаженное воспитание существует в нашей стране еще и по другой причине – гендерной. Сильный пол не мечтает о лаврах Макаренко. Женщина воспитывает российского школьника. Честно говоря, может, оно и к лучшему – умеет она сглаживать острые углы нашей монстроподобной образовательной системы. Но Бог сотворил нас разными не для забавы. Как две силы – внешняя и внутренняя – создают рельеф Земли, так два начала – мужское и женское – формируют сознание, лишенное порока однобокости.

В отличие от сверстников из Японии, США, Западной Европы, где образование не столь феминизировано, наши мальчики все детство и юность находятся в женских руках.  С детских яселек «Васильки» до выпускного вечера в ресторане «Одуван». Потом приходят в армию и в ужасе бегут обратно. Кто – в мечтах, а кто – в реале (подчас с «калашом» в зубах от страха). Иваны-Одуваны! Дунет ветер – нету Вани.

Конечно, я слегка сгущаю, как говорится, «ради красного словца не пожалеешь и…». А отцов как раз жалко. Сколько их, не видя в сыне мужских качеств, винят в этом себя – мало влиял на развитие, все некогда было. Упрекают правильно. Но иногда после родительского собрания и последующих долгих размышлений на кухне для снижения стресса и поднятия градуса иной родитель вдруг вспомнит и о государстве, стукнув кулаком по столу: «Ты куда смотрело? Пошто у тебя школа в юбке? Кособокая, как изба пизанская! Ты на что мои налоги тратило, мурло ты среднего рода?!»

А род должен быть и прекрасным, и сильным. Возраст – и свежим, и тертым.  И лишь первое сентября – неизменно новым. Всегда можно все начать с первого сентября! Вернув в школу добродетель многообразия.

Вот только нет на кухне власти того, кто может стукнуть кулаком. Знамо, мебель жалко – дорогая.

Об авторе:

Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ школы №7, Вологда

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте