Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Евгений Вирячев, Вологда: Память – оружие массового поражения!.

Дата: 22 мая 2013, 14:49
Автор:

В 2005 году в Швейцарии стартовал проект \”Blue Brain\”. Суть его в следующем. Ученые решили построить математическую модель мозга, причем не приближенную к реальности, а полную, реальную модель работающего мозга человека.

Не смотря на использование самого современного медоборудования, лучших специалистов по «котелкам», и помощь супер-компьютера от IBM, задача эта весьма и весьма не проста, учитывая, что наш мозг состоит из миллиардов нейронов. Но давайте представим – цель будет достигнута. Что изменится? И, в первую очередь, что изменится в сфере образования? Дело в том, что при благоприятном завершении проекта, мы узнаем многие тайны мозга, в том числе, секрет памяти человека, как надеются авторы замысла. О том, что мы ничтожно мало используем собственные возможности памяти, свидетельствуют многочисленные примеры и факты. Вот некоторые из них.

История донесла, что Юлий Цезарь, Александр Македонский, персидский царь Кир знали в лицо и по имени всех своих солдат — до 30000 человек! Археолог Генрих Шлиман (тот, кто раскопал Трою) путем упорных тренировок добился того, что очередной иностранный язык выучивал за 6-8 недель. Японец Хидеаки Томоери назвал по памяти число \”пи\” с точностью до 40 000 знаков после запятой. Профессия оказывает влияние на память. Лучше других она сохраняется у артистов, благодаря постоянным тренировкам – заучиванию текстов. У ученых – усиленно работают все отделы мозга. И пчеловодов (!) – если они употребляют продукты пчеловодства, которые богаты микроэлементами, способствующими улучшению памяти. (Срочно в школьный буфет партию натурального мёда!) Феномен «дежавю» («это уже было») связан с так называемой генетической памятью. Ученые провели эксперимент на крысах. Испытуемых животных пугали ярким светом. Потомство этих крыс не подвергалось подобным экспериментам, однако сохранило страх к яркому свету. (А вот бы пойти дальше, и у людей искусственным путём усилить эту связь, чтобы хоть частично познания родителей, передавались их детям. С другой стороны, представляю, как возмущённый семиклассник после проваленного зачёта, приходя домой, швыряет портфель под ноги родичам, гневно вопрошая – что вы делали в школе в своё время?!) Ученые выяснили, что однообразная, скудная пища не способствует быстрой работе памяти. (Ещё один фактор неуспешности ученика из низшего социального слоя). Доказано, что аромат розмарина улучшает долговременную память. (Парфюмеры! Духи «ЕГЭ» на основе этого растения должны озолотить вас!). При полной потере памяти последнее, что человек может вспомнить — это ругательства на родном языке. По ним врачи определяют хотя бы национальность пациента. (Наших соотечественников по этому признаку легко идентифицировать, даже если они в коме). Человеческий мозг способен хранить от 1 до 7 млн. мегабайт информации, что соответствует объёму памяти обычного компьютера, если я не ошибаюсь. Все эти факты, взятые мною с разных сайтов, говорят о том, что значительное увеличение объёма памяти у обычного человека не выглядит пустой фантазией. И, возможно, это произойдёт в не очень далёком будущем, если модель мозга будет таки создана. Что тогда? Если память откроет нам не калитку, а ворота знаний, то, что дальше? Давайте представим. Итак, у среднестатистического школьника будет сотворена (видимо, с помощью специального оборудования вкупе с особой технологией) способность запоминать с первого раза такое количество информации, что экзамен, допустим по истории, превратится в пустую формальность. Дальнейший ход событий можно разбить на три этапа.

Первый этап: Составители ЕГЭ сошли с ума.

Второй: Учебные программы образовательных учреждений спешно преобразовываются. Вариант «здравствуйте, открываем тетради, записываем…» бессмыслен. Раньше было как? Девяносто процентов «знаний» обеспечивались их запоминанием. Учить размышлять, анализировать, воображать нормальный педагог обычно не успевал, быстро теряя сей навык (редкие открытые уроки по ФГОС не в счёт). Теперь они запоминают всё! Но «учить думать» оказалось настолько странно (всё равно, что учить дышать!), настолько трудно и непонятно, что старая формация преподавателей дружно уходит на пенсию. Забавный парадокс: учителя всю жизнь мечтали, чтобы к ним в класс приходили с выученными уроками, не подозревая, что именно это и убьёт их сущность. Разумеется, потребность в наставнике остаётся: кроме знания формул, надо уметь решать задачи; кроме запаса иностранных слов, необходима языковая практика; чтобы разбираться в мировой истории, мало знать главные даты…. Но старая технология обучения, особенно академических дисциплин, в новых условиях становится тормозом. Когда-то кассиры-наставники, учившие практикантов считать на деревянных счётах, с приходом калькулятора и компьютера моментально стали ненужными. Так и сейчас. Профессия «педагог» – та, которую узаконил 350 лет назад Ян Коменский, стала напоминать больного человека. Кое-где на помощь «инвалиду» приходит «коуч» – консультант, воспитатель, менеджер, старший спарринг-партнёр… Щекотливости ситуации придаёт и тот факт, что память взрослых «переформатируется» с помощью модели мозга в разы труднее, чем детская (оно и понятно, иностранный язык в ранние годы тоже легче даётся), и молодое поколение имеет такое преимущество перед «стариками», которого не было никогда за всю историю человечества. Типичный для этого времени диалог 5-классников: – Вчера предки кроссворд в газете разгадывали. – Ну и что? – Десять минут!! – Деби-илы!

Третий этап: «Смутное время» закончилось. Сменились кадры. Система образования преобразилась. Основные направления учебной деятельности – социальное и психологическое развитие, исследовательская деятельность, «составление пазлов» из единиц информации, работа над «индивидуальностью сознания». Отдельный блок – развитие чувств. В элитных школах – развитие интуиции. Специальный предмет – безопасное управление сознанием. Суперпамять изменила разум детей более, чем предполагалось. Новые учителя, работающие с живыми компьютерами, запоминающими абсолютно всё с первого раза, приравниваются к инженерам-атомщикам. Последние держат под контролем ядерный реактор, первые – необузданную интеллектуальную мощь. Поступить в педвуз не могут даже дети депутатов – таков отбор! Ректоры этих заведений по статусу сравнялись с министрами, а министерства обороны и образования слились в одну структуру, дабы остановить возможный «неконтролируемый взрыв». Смогут ли? Возможно, полчища «обезьян с гранатами» – масса подростков-ноутбуков, нестеснённые собственными умственными ресурсами, но с детским менталитетом, способные с одинаковой лёгкостью воспроизвести как цитату из мультфильма, так и формулу гексогена, так напугают мир, что он будет рад вернуться к старой школе с двоечниками-дятлами и отличниками-зубрилами, а страны, овладевшие технологией развития памяти, начнут политику «сдерживания и нераспространения», наподобие стараний современного «ядерного клуба» (стран с атомной бомбой). Память – оружие массового поражения! …Когда-то программист-любитель Тим Бернс-Ли написал первую поисковую программу, не зная, что стал автором одной из самых значительных революций XX века – Интернета. Завершить проект \”Blue Brain\” – составление полной модели мозга человека, в результате чего, возможно, откроется тайна запоминания информации, планируется к 2015 году. Если всё удастся, Интернет покажется детской игрушкой.

Об авторе

Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры школы №7, Вологда


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt