search
main
0

Евгений Вирячев, Вологда: Надо ли педагогу открыто выражать свою гражданскую позицию?.

Никакой баланс не спасёт учителя от прямых детских вопросов: С кем вы? Вы поддерживаете Путина? Крым наш? С кем мы воюем и за что? Мы выиграем? Так или иначе подобные вопросы будут возникать на школьных уроках.

Придёт сентябрь, и наши школьники вновь переступят школьный порог. Всё как обычно. За исключением одного – пока шли каникулы, мир вокруг России изменился.

Страна ступила на тропу войны с наиболее влиятельными державами земного шара.

Война эта пока экономическая, информационная, психологическая, дипломатическая, и наши парни, слава богу, не стоят «у военкоматов с бритыми навеки головами». Но как в любой военной кампании, появились прорывы и отступления, жертвы и агрессоры, герои и предатели, патриоты и пацифисты.

Так или иначе эта тема будет возникать на школьных уроках. Надо ли педагогу открыто выражать свою гражданскую позицию (разумеется, если она у него есть)? Стоит ли учителю, который, надеюсь, всё ещё остаётся одним из «компасов» для большинства учеников, настроить, в какой-то мере поддержать своих подопечных в такое «смутное время»? Нет? Но мы обязаны, согласно ФГОС, формировать «нравственные и социально обусловленные внутренние качества учащихся – ценности, убеждения, принципы». А как это сделать без учёта современности, без того, о чём говорят в автобусах, в очередях, в соцсетях, не говоря уже о раздувании в СМИ?

Впрочем, вряд ли стоит повторять то, что вещают госканалы, – всё в порядке, Запад своими санкциями вредит больше себе! Или наоборот, мрачно рекомендовать запасаться товарами длительного хранения, как это уже делают наиболее «продвинутые» наши сограждане.

Всё это они услышат и без нас, к тому же это не ведёт к «нравственным и социально обусловленным ценностям». А что ведёт?

Конфликт.

Конфликт в обществе. Точнее, его оценка и собственный вывод.

Один из ярких примеров – разделение мнений по отношению к позиции Андрея Макаревича. Известный музыкант 12 августа дал концерт на Украине, в городе Святогорске, в районе разрушенного Славянска (то есть на той территории Новороссии, что захвачена её врагами). За что подвергся обструкции на родине большей частью общества и был поддержан – меньшей. После возвращения в своём интервью «Эху Москвы» лидер «Машины времени» в очередной раз отметил, что взятие Крыма было ошибкой, что Москва подаёт информацию не совсем точную, что разжигание конфликта на совести российского президента.

Чем не тема для урока, классного часа? Прям хоть первого сентября!

А заход можно сделать такой. Существует группа базовых ценностей, которые находятся в социальной среде и имеют интересную особенность – они выступают в паре и всегда нацелены на баланс. Без которого превращаются в антиценности. Вот некоторые из этих пар.

Свобода самовыражения и внутренняя дисциплина. Первая без второй – вседозволенность. Что хочу, то и творю (где хочу, там и пою!). Вторая без первой – холопство, холуйство. Холуяж как высший пилотаж освоен большинством наших «лояльных» деятелей культуры, представителей власти (в том числе и четвёртой, тут с Макаром особо никто и не спорит).

Справедливость и милосердие. Без милосердия справедливость легко превращается в жестокость, фанатизм. Кто не помнит фразу лидера русских националистов В. Шульгина о белом движении в гражданскую: «Начали почти святые, закончили почти бандиты»? Ныне новые «святые» – «мученики» Майдана – «спасают» Украину от сепаратизма. Ну а милосердие без справедливости попросту не понимает, к кому прислониться, ибо нуждаются в сострадании обычно те, кто пострадал от человеческой злобности, глупости, несправедливости. Например, те, кто лишился родины, дома, веры, жизни только потому, что оказался не в то время, не в том месте – на востоке Украины летом 2014.

Патриотизм и всечеловечность. Первый без второй – нацизм, бандеровщина с её «Москаляку – на гиляку!», «русские марши» с их «Россией для русских!» и им подобные. Всечеловечность без патриотизма – чаще всего благоглупость с налётом нарциссизма, так как ставить себя выше остальных людей своего круга, не считаясь с их национальными чувствами, убеждениями, – просто эгоизм, пусть и в космополитических одеждах.

Баланс! Всегда нужен баланс. Возможно, его и не хватило кумиру моей юности Макаревичу, певцу свободы, возгласившему однажды: «Пусть лучше мир прогнётся под нас!», а этот мир сегодня клеит его фото на полу вокзальных туалетов и рвёт с его пиджака госнаграды.

Баланс взглядов нужен и школьному учителю. Обсуждая с учениками любые события в стране и мире, не стоит забывать про «парные социальные ценности», которые гибнут, теряя связь друг с другом.

Правда, никакой баланс не спасёт нас от прямых детских вопросов: С кем вы? Вы поддерживаете Путина? Крым наш? С кем мы воюем и за что? Мы выиграем?

Урок как исповедь. Можешь не отвечать. Но тогда зачем пришёл в храм?

NB! В статье использована характеристика социальных парных ценностей из книги Поташника М.М. и Левита М.В. «Как помочь учителю в освоении ФГОС».

Об авторе

Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры школы №7, Вологда

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте