search
main
0

Евгений Вирячев, Вологда: Мешают ли друг другу светское и религиозное воспитание?.

Наука и религия не обречены быть врагами вечно. Пусть первая даёт человеку то, что никогда не даст вторая. И наоборот! Эта пара существует вместе тысячелетия. Не пора ли школе вновь объединить их усилия?

Цель школьного образования – воспитание и обучение детей. Нет ли у школы союзников в этом благородном деле? Конечно, есть. Их много. Искусство, спорт, семья, церковь… Задача последней в одной из трактовок звучит как «помочь каждому достигнуть своей вершины, той самой высоты, на которую только способен человек». Итак, развитие личности ставят перед собой целью и школа, и Церковь.

Но по-разному.

«Бог есть любовь», – написано в Библии, а значит, если человек относится с любовью ко всему окружающему миру, выполняя все божьи заповеди, то он имеет шанс подойти к совершенству и в награду получить бессмертие в раю. Главная черта этой доктрины, этой концепции – надо верить! Безоговорочно. Бездоказательно. Сердцем. Не разумом.

Правда, истинная вера намного сложнее, глубже и трудно объяснима словами. Но с чем соглашаются все, так со стремлением подлинно верующего сделать мир добрее, чище, и – особенно важно – обрести смысл жизни. У верующих есть однозначный ответ – зачем они родились?

«Только он, этот маленький человечек, качается в люльке – хрупкий и беспомощный, обласканный плачущими от радости родителями, как вот он, уже качаясь в деревянном гробу, на ремнях опускается во мрак могилы, омытый слезами друзей и близких.

Но ради этой встречи созданы бесчисленные мириады звезд! Ради него, этого таинственного свидания, ночь сменяется днём и день ночью. Потому так беспокойно стучит человеческое сердце! Ибо между нашим рождением и смертью, в этот мимолетный промежуток времени, называемый жизнью, мы должны успеть встретиться с Богом…»

Земная жизнь – лишь пролог жизни настоящей, вечной. Всё просто. Но при одном непременном условии – надо верить! Всегда. Даже тогда, когда хочется вскрикнуть: «Как Он мог допустить такое!»

Школьное образование, взращивая свежее поколение, совсем не против совершенного высоконравственного мира и старается привить доброе отношение своих учеников ко всему доброму, ставя барьеры всему злому. Но у школы ещё есть обучающая функция, для которой она формирует особые навыки. В новом стандарте в главе «Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты» прописано, что в результате целенаправленной учебной деятельности у выпускников будут заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем;

• критическое отношение к знанию, жизненному опыту;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки.

Другими словами, школа хочет (по крайней мере, заявляет) воспитать критически мыслящих людей. Тех, кто ничего не примет на веру, необоснованно, неаргументированно. Тех, чей пытливый ум в будущем разгадает новые загадки природы, помогая делать нашу жизнь ещё более комфортной.

Но если школа вдруг справится с этой задачей, то как же эти реалисты и прагматики смогут смириться с христианской моделью мироздания, противоречащей научным методам познания, с «невежеством и предрассудками»? Как они смогут поверить в то, что априори бездоказательно, – в существование Творца?

Вывод: школа растит безбожников.

Сам по себе этот факт никого не удивит. И не потому, что религии нет места в государственном учреждении. А потому, что для пятиклассника чудо – не воскресение Христа, а последний айфон – детище «религии 21 века» – научной революции, позволяющей создавать новые материалы и технологии, искусственные органы, овечку Долли и Большой адронный коллайдер. Торжество человеческого разума способно изменить Вселенную! Но не может остановить стрельбу в Новороссии. Или в Сирии, Ираке, Африке… Или дать человеку простой и понятный смысл его существования. Если я умру, зачем мне эти айфоны, коллайдеры и вся Вселенная, которая останется без меня? Ну кому она нужна без меня?!

Потребность в смысле собственной жизни – сильнейшая, пусть и не всегда осознанная сила, влияющая на сознание личности. У молодых она иногда находит своё выражение в забавных формах: обожествление поп-звёзд, спортивных кумиров, киногероев и навязчивое желание походить на них. Чем старше, тем менее забавно: тайные секты и тоталитарные культы, или возвышение собственной нации над остальными, или страстное желание подняться на самый верх лестницы власти, пусть даже эта лестница из живых людей… Это суррогат смысла. Попытка заполнить хоть чем-то сосуд жизни, непонятно кем дарованный и с какой целью.

Если исходить из предположения, что Бог есть (а в это верит, по статистике, каждый второй на Земле), и Церковь в целом правильно истолковывает Его волю, то… То школьные учителя (в первую очередь физики, химии, географии, биологии), использующие научный подход, развивающие критическое мышление, призывающие своих учеников не верить всему ненаучному, опираться исключительно на разум, логику и законы природы… невольные пособники сатаны. В том смысле, что своими действиями увеличивают ряды атеистов и агностиков, умножают полки сомневающихся.

К этой притче (вольно мною изменённой) я обращался не раз:

«В аду на соседних кострах горят двое: убийца и учитель. Прошло тысяча лет, и Бог освободил душу убийцы – прощён. «Как?! – изумился учитель. – Я всю жизнь учил детей, вкладывал им слова истины. Возможно, я в чём-то и был грешен, но почему Ты отпустил этого душегуба, а меня оставил?» И ответил Господь: «Тех, кого он убил, уже давным-давно забыли. А твои слова, которые ты наивно величал истиной, живут, переходя из поколения в поколение. Гори!»

Та же мысль, но с другого ракурса. Поклонники «Гарри Поттера», возможно, как и я, заметили одну отличительную черту в методике преподавания волшебства в Хогвартсе. Учеников там учат творить чудеса, при этом никто никогда не озаботился объяснить молодым магам – как эти чудеса получаются? Ни в одном из семи томов я на это не наткнулся. (В наших школах с главным методом – зубрёжкой, ситуация не лучше, для многих школьников даже свет торшера такое же чудо, как волшебная палочка, так как они не могут связно объяснить, откуда берётся электроэнергия – «из розетки, откуда ещё?», но мы хоть пытаемся…) Директор Дамблдор – великий волшебник, но научный подход в его школе отсутствовал (наверное, ФГОС не читал). Правда, один выпускник заметил данный пробел и озаботился сутью явления, «отодвинув границы магии туда, куда их, возможно, никто не отодвигал». Это был Волан де Морт – воплощение зла.

То, что наука, образование, цивилизация вносят сомнения в православные, католические, протестантские и другие головы, затрудняя миссионерскую деятельность священнослужителей, подтверждается современными исследованиями религиозности. Если в мире в целом число верующих растёт (каждый день у Бога 700 «новобранцев», в основном мусульман), то в просвещённой Европе быстрее, чем где бы то ни было, искореняется вера в сверхъестественное, современность предлагает своё объяснение непознанному, ступеньки знаменитых храмов больше топчут подошвы туристов, а не прихожан. Как воскликнул герой романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны» – глава католической церкви: «Становится страшно, когда безбожная наука объявляет свои потуги поиском пути к свету и обещает ответить на вопросы, красота которых состоит как раз в том, что ответа на них нет!»

В то же время именно в Европе уважение к личности человека, в том числе к его ценностям, включая ценности духовные, поднято на такую высоту, до которой всему остальному миру, за редким исключением, ещё далеко. Такой вот парадокс.

Похоже, дело не в силе веры, а в её открытости и приемлемости. Похоже, что светское воспитание и воспитание религиозное не мешают друг другу при правильной организации, принося свои плоды. Наука и религия не обречены быть врагами вечно. Пусть первая даёт человеку то, что никогда не даст вторая. Но вторая творит то, что неподвластно первой! Эта пара существует вместе тысячелетия. Не пора ли школе вновь объединить их усилия? Не разные ли это двери в одну и ту же комнату под названием «мир»? Не устарела ли доктрина невмешательства религии в светское образование? К слову, многие учёные, например Дарвин, были глубоко верующими людьми (с его-то теорией эволюции!).

В России, как это ни странно, согласно последним данным число сторонников религиозного воспитания растёт. Как результат – в 4-м классе появились \”Основы православной культуры\” (модуль ОРКСЭ). Эта робкая попытка, конечно, не исцелит нетерпимость, алчность, насилие, чрезмерное тщеславие и другие совсем не детские пороки, но первый шаг сделан, будет ли второй?

«А нужен ли второй? – возразят мне. – В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Но позвольте – в школу давно проникли искусство, спорт, политика, бизнес, по школьным коридорам свободно разгуливают депутаты, полицейские, пожарные, ветераны различных войн, модели, певцы и певички, однажды был свидетелем встречи школьников с выпускником – чемпионом по боям без правил – «Наша гордость!», а вот священника на порог не пустят – боятся до смерти! Хотя он не бьёт никого на ринге ногами по голове в окружении опьянённой толпы.

Религия отделена от государства. Но атеизм – тоже религия – вера в отсутствие Создателя. Почему одной «конфессии» вольготно в школе, другой – нет? Мы, учителя, уже не справляемся в одиночку с пустотой в глазах многих детей, переступающих школьный порог, со временем переходящей в ожесточение и озлоблённость. Может, пожелание «Бог вам в помощь!» принять буквально? И предоставить им возможность, всего лишь возможность – не более, почувствовать – как это, жить с ответственностью за свою душу. А потом пусть выбирают себе дорогу.

Есть учителя, которые обращаются на уроках к Библии (Корану, Талмуду и пр.), исходя из своих собственных внутренних побуждений (рискуя при этом быть обвинёнными в религиозной пропаганде). Другая часть твёрдо стоит против «поповщины» в любых её проявлениях, отсылая всех оппонентов в воскресные школы при храмах вместе с их «кутьёй  и патокой». Аргументы обеих сторон достойны друг друга. Остаётся лишь мечтать, сможем ли мы когда-нибудь в рамках образовательного процесса одновременно решать вопросы как «величия человеческого разума», так и «божественной благодати человеческой души».

Английский мыслитель Френсис Бэкон однажды сказал: «Малое знание уводит от Бога, большое — приводит к Нему». Что он имел в виду?

Об авторе

Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры школы №7, Вологда

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте