search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Евгений Вирячев, Вологда: Медиагог – это новый учитель. Он развивается и совершенствуется. И бороться с ним невероятно трудно.

С этим монстром, еще борются школа и родители, и даже некоторые политики. Но это бессильное отчаяние обреченной жертвы. Медиагог вошел в нашу жизнь прочно и надолго, и он только еще пробует свои силы.

Двадцать лет назад перестал существовать Советский Союз и молодая Россия вступила в «общество потребления». Изменилось многое, в том числе и школа. Но не «реформы» ее изменили. А время. За два десятилетия из нее ушли по естественным причинам большинство «советских» учителей. Через десять лет их место полностью займут рожденные и взращенные новой Россией. Как уже не раз писалось и говорилось, это будут не самые лучшие представители молодого поколения, согласные на работу в непрестижной отрасли. Понятие «учитель», наверное, пора полностью заменить на «преподаватель». Народ не дурак и понимает – воспитывать, развивать (а не только выдавать уроки) в школе, по сути, скоро будет некому. Отношение власти к этой беде не изменится в обозримом будущем. Перед современной Россией стоят более глобальные проблемы – межэтнические конфликты, неспящий сепаратизм, недовольство народа распределением благ и порядками в стране… Потому нужна сильная армия и полиция. Остальное не менее важно, но «где деньги, Зин?». В отличие от героя Высоцкого мы, конечно, знаем где! Но не об этом сейчас…

Учитель (не преподаватель) уходит из школы. Но учитель остается в жизни, потому как природа не терпит пустоты. Кто-то, кроме семьи и ближнего окружения, оказывает постоянное влияние на формирование молодой личности. Кто?

По данным разных опросов, среднестатистический школьник проводит у компьютера до 6 часов в день (плюс телевизор).

Это и есть новый учитель. «Медиагог» (медиапедагог) – совокупное влияние медиасредств на детский менталитет.

Конечно, с ним, с этим монстром, еще борются школа и родители, и даже некоторые политики. Но это бессильное отчаяние обреченной жертвы. Медиагог вошел в нашу жизнь прочно и надолго, и он только еще пробует свои силы, еще не знает свою настоящую мощь. Пройдет время, которое мы даже не заметим, и весь мир (оставшийся) будет опутан нитями Интернета, с одной стороны, дающего свободу передачи информации, неведомые ранее возможности и удобства, с другой – узилище духа, «электронная коммуналка», интернетоголизм, культ интернет-личности. (Кто с этим не согласен, тот воистину свободный человек и живет в лесу.)

Медиагог существует. Развивается и совершенствуется. Все ниже возраст детей, попадающих в его паучьи сети. Бороться с ним невероятно трудно. Почему? Чуть позже…

Если заглянуть на личную страничку ВКонтакте обычного школьника, то поражаешься пустоте – бесцельная болтовня, празднословие! Если на перемене бросить взгляд из-за спины на экран гаджета в подростковых руках, то увидишь стрелялки, гонки, тэтрис или их многочисленные аналоги. Ну еще картинки всякие скабрезные да эсэмэски «глубочайшего» содержания. А что они смотрят по телевизору дома, и так всем понятно. К чему это я? А вот к чему.

Вообразите, что в школу пришли дети, а учителей там нет. Нет директора, завучей, даже уборщицы и вахтеры куда-то все сбежали – никого! Что там будет происходить, прикинули? Бедлам, кавардак и раскардаш! И это в лучшем случае. А теперь представьте, что так будет продолжаться и на следующий день… неделю… год. Пожалуй, спустя время постепенно что-то будет формироваться: дети стихийно разделятся на группы, одни оккупируют спортзал, другие устремятся в лаборантскую кабинета химии, третьи достанут барабан из кладовки …Найдутся лидеры – «учителя», будет иметь место своеобразный процесс обучения, пока не сгубят все школьное оборудование, какое найдут. Но в целом, и это всем понятно, в этой анархии достичь уровня развития и обученности, какого все хотят для своих детей, невозможно.

Медиагог в чем-то напоминает такую брошенную школу. Делай что хошь! Полная свобода, обилие информации, и каждая передача, сайт, форум, твиттер предлагают свои ценности, «обучают» по своим «программам» без всякого согласования с Минобром. Как разобраться? Где взять жизненный опыт для оценки обалдевшему от медиапотока подростку? Негде. И он обращается за помощью к своим инстинктам – наследственной памяти, доставшейся нам еще от животных. Вот именно – животных.

А родители? Разве они не могут помочь ребенку в мире информации отделить «зерна от плевел», «мух от котлет», «овец от козлищ»? По данным статистики, российский ребенок получает в день 12,5 минут на общение с родителями. А на диалог с медиагогом – вы помните? – 6 часов.

Монстр все это знает, скалясь в улыбке. Удары его врагов (противников детской интернет-зависимости) – укусы комаров. Ведь он умиротворяет те глубинные потребности-инстинкты, которые часто блокируются у ребенка в школе, дома, во дворе. Инстинкт ночного хищника (поиск запретного по сайтам). Инстинкт победителя (игры: убить злодея одним мизинцем – ударив им по «интер»!). Стадный инстинкт как чувство защищенности (вступление в многочисленные группы). Возможность крикнуть на весь мир (это вам не в школьном туалете на стене нацарапать!). Вероятность заработать (не сейчас, так потом), всего лишь нажимая на пластиковые клавиши! И с каждым новым днем возможности растут. И все это по ту сторону монитора. И все ярко, быстро, просто и совсем не так, как в жизни, серой, унылой…. Волшебное зазеркалье!

Медиасреда предоставила невиданную доселе возможность заинтересованным взрослым спекулировать на слабостях детей.

«Кто виноват и что делать?» Виноват прогресс, а делать…

Как говорил товарищ Саахов в нетленной гайдаевской комедии: «Кто нам мешает, тот нам поможет!» Бороться с медиагогом нереально. Остается… взять в союзники! Интернет вошел в нашу жизнь навсегда. От него много вреда, много пользы (например, все статистические сведения, приведенные здесь, я взял именно там). Если учитель покидает школу (его сущность уходит), надо запустить аналога в «Матрицу» – в медиамир. Если ученики часами сидят ВКонтакте – посадить туда же классного руководителя без суда и следствия! Кстати, уже сейчас многие педагоги добровольно пользуются этой возможностью, создают группы своих классов, переносят часть организационной и воспитательной работы в виртуальный мир. Электронные дневники и журналы пытаются пробить себе дорогу, но это немножко другое….

Если дети не могут жить без Всемирной паутины, то пусть они там и учатся! Они это и так делают, но надо им помочь. Неужели не найдется в стране десятка талантливых людей, которые придумают школьный портал, популярность которого со временем сравнится с ныне существующими социальными сетями?

Детские сайты есть, их немало, но все они либо в формате электронной газеты, либо – форум знакомств, либо – энциклопедия знаний. Начали предлагать свои услуги (как правило, для детей-инвалидов) школы дистанционного обучения. Мне кажется, назрела необходимость объединить в одном месте разрозненные ресурсы Интернета и создать проект, который бы решал задачи, аналогичные задачам, прописанным в школьных образовательных стандартах. Да, это не так просто сделать. (Например, телеканал «Культура» не стал местом поклонения школьников, да и большинства взрослых.) Но давайте хотя бы представим, как будет выглядеть эта виртуальная школа?

Видимо, там должны присутствовать электронные учебники-самоучители по всем предметам. Не понял тему или способ решения какой-то задачи на уроке? Ноу проблем! Пришел домой, включил компьютер, задал вопрос и получил ответ: точный, доходчивый, наглядный и еще (!) соответствующий твоему возрасту. Кроме консультаций по предметам советы опытных психологов – модераторов постоянных форумов: «Конфликты с одноклассниками», «Не хочу на физкультуру!», «Запрещенные темы» и многих других. Также в расписании виртуальной школы должны присутствовать уроки, для которых в реальных образовательных учреждениях не хватает ни желания, ни возможностей – приемы обучения, способы запоминания, искусство мыслить и так далее. И наконец, в этом «учебном заведении» дается объективная оценка всему тому, что волнует подростка, составляя его информационное поле. Говоря проще, фильтруется мусор Интернета. (Последняя задача наиболее утопичная, признаю. И наиболее важная.)

Можно сказать, такой интернет-портал – альтернативная школа, где нет гневного окрика завуча, пинка от старшеклассника, разлитого на голову компота в столовой, но самое главное – нет стягивающих грудь жесткого расписания и не менее жесткого содержания учебного процесса. Конечно, это неполная школа. Скорее филиал, факультатив, репетитор, «продленка»… А еще расчищенное место для детей среди информационной свалки. Со временем, если все точно рассчитать, – зона дистанционного педагогического влияния. Да, без личного контакта, но с неограниченно растущими медиаресурсами.

«У каждого свой способ учиться. Ему не подходит мой, а мне – его» (Пауло Коэльо, «Алхимик»).

В доинтернетовскую эру учитель был проводником, помощником, поводырем – безальтернативным. Ушло то время, и сегодня в некоторых случаях этот посредник уже тормозит процесс обучения (речь, конечно, не о начальной школе, о классах ближе к выпускным) так же, как посредник в торговой цепочке повышает стоимость товара, не принося при этом заметной выгоды покупателю.

Я не призываю избавиться от школьного учителя вовсе. Но скоро их будет двое. И сама эволюция образования покажет, кто из них более востребован: живой или виртуальный.

Разумеется, без реальной (финансовой) помощи государства такой проект («всероссийская виртуальная школа») реализоваться не сможет. А государству не до этого. Перед ним межэтнические конфликты, недовольство народа… далее по списку. Поэтому медиагог – стихийный неуправляемый информационный зверь – будет прожорливо проглатывать детские души и дальше «стрелялками», «клубничкой», убиванием времени, возможностью безнаказанно плюнуть в общий колодец на многочисленных форумах, скачиванием готовых ответов ЕГЭ, подглядыванием «в замочную скважину» и не только. И никакие законы вроде «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не повредят его аппетитам. Нельзя только запрещать. Надо предложить и что-то взамен. Иначе бесполезно.

Мир меняется быстрее учебной четверти. Деньги в России часто вкладываются во вчерашний день. А прозорливые ведущие мировые компании начали богатеть на «экономике знаний»: «Эпл» приносят основную прибыль уже давно не айподы, а продажа сервисов к ним, «Найк» сосредоточился на производстве фасонов вместо производства товаров. Разве «виртуальный учитель» не выгодное, пусть и долгосрочное, вложение средств? Все равно настоящих живых в школе не останется через 10 лет! А те, кто останутся, будут неживыми, безжизненными, ссохнутся под тенью могучего конкурента – разрастающегося колосса медиагога.

Об авторе

Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ школы №7, Вологда

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте