search
main
0

Евгений Вирячев, Вологда: Медиагог – это новый учитель. Он развивается и совершенствуется. И бороться с ним невероятно трудно.

С этим монстром, еще борются школа и родители, и даже некоторые политики. Но это бессильное отчаяние обреченной жертвы. Медиагог вошел в нашу жизнь прочно и надолго, и он только еще пробует свои силы.

Двадцать лет назад перестал существовать Советский Союз и молодая Россия вступила в «общество потребления». Изменилось многое, в том числе и школа. Но не «реформы» ее изменили. А время. За два десятилетия из нее ушли по естественным причинам большинство «советских» учителей. Через десять лет их место полностью займут рожденные и взращенные новой Россией. Как уже не раз писалось и говорилось, это будут не самые лучшие представители молодого поколения, согласные на работу в непрестижной отрасли. Понятие «учитель», наверное, пора полностью заменить на «преподаватель». Народ не дурак и понимает – воспитывать, развивать (а не только выдавать уроки) в школе, по сути, скоро будет некому. Отношение власти к этой беде не изменится в обозримом будущем. Перед современной Россией стоят более глобальные проблемы – межэтнические конфликты, неспящий сепаратизм, недовольство народа распределением благ и порядками в стране… Потому нужна сильная армия и полиция. Остальное не менее важно, но «где деньги, Зин?». В отличие от героя Высоцкого мы, конечно, знаем где! Но не об этом сейчас…

Учитель (не преподаватель) уходит из школы. Но учитель остается в жизни, потому как природа не терпит пустоты. Кто-то, кроме семьи и ближнего окружения, оказывает постоянное влияние на формирование молодой личности. Кто?

По данным разных опросов, среднестатистический школьник проводит у компьютера до 6 часов в день (плюс телевизор).

Это и есть новый учитель. «Медиагог» (медиапедагог) – совокупное влияние медиасредств на детский менталитет.

Конечно, с ним, с этим монстром, еще борются школа и родители, и даже некоторые политики. Но это бессильное отчаяние обреченной жертвы. Медиагог вошел в нашу жизнь прочно и надолго, и он только еще пробует свои силы, еще не знает свою настоящую мощь. Пройдет время, которое мы даже не заметим, и весь мир (оставшийся) будет опутан нитями Интернета, с одной стороны, дающего свободу передачи информации, неведомые ранее возможности и удобства, с другой – узилище духа, «электронная коммуналка», интернетоголизм, культ интернет-личности. (Кто с этим не согласен, тот воистину свободный человек и живет в лесу.)

Медиагог существует. Развивается и совершенствуется. Все ниже возраст детей, попадающих в его паучьи сети. Бороться с ним невероятно трудно. Почему? Чуть позже…

Если заглянуть на личную страничку ВКонтакте обычного школьника, то поражаешься пустоте – бесцельная болтовня, празднословие! Если на перемене бросить взгляд из-за спины на экран гаджета в подростковых руках, то увидишь стрелялки, гонки, тэтрис или их многочисленные аналоги. Ну еще картинки всякие скабрезные да эсэмэски «глубочайшего» содержания. А что они смотрят по телевизору дома, и так всем понятно. К чему это я? А вот к чему.

Вообразите, что в школу пришли дети, а учителей там нет. Нет директора, завучей, даже уборщицы и вахтеры куда-то все сбежали – никого! Что там будет происходить, прикинули? Бедлам, кавардак и раскардаш! И это в лучшем случае. А теперь представьте, что так будет продолжаться и на следующий день… неделю… год. Пожалуй, спустя время постепенно что-то будет формироваться: дети стихийно разделятся на группы, одни оккупируют спортзал, другие устремятся в лаборантскую кабинета химии, третьи достанут барабан из кладовки …Найдутся лидеры – «учителя», будет иметь место своеобразный процесс обучения, пока не сгубят все школьное оборудование, какое найдут. Но в целом, и это всем понятно, в этой анархии достичь уровня развития и обученности, какого все хотят для своих детей, невозможно.

Медиагог в чем-то напоминает такую брошенную школу. Делай что хошь! Полная свобода, обилие информации, и каждая передача, сайт, форум, твиттер предлагают свои ценности, «обучают» по своим «программам» без всякого согласования с Минобром. Как разобраться? Где взять жизненный опыт для оценки обалдевшему от медиапотока подростку? Негде. И он обращается за помощью к своим инстинктам – наследственной памяти, доставшейся нам еще от животных. Вот именно – животных.

А родители? Разве они не могут помочь ребенку в мире информации отделить «зерна от плевел», «мух от котлет», «овец от козлищ»? По данным статистики, российский ребенок получает в день 12,5 минут на общение с родителями. А на диалог с медиагогом – вы помните? – 6 часов.

Монстр все это знает, скалясь в улыбке. Удары его врагов (противников детской интернет-зависимости) – укусы комаров. Ведь он умиротворяет те глубинные потребности-инстинкты, которые часто блокируются у ребенка в школе, дома, во дворе. Инстинкт ночного хищника (поиск запретного по сайтам). Инстинкт победителя (игры: убить злодея одним мизинцем – ударив им по «интер»!). Стадный инстинкт как чувство защищенности (вступление в многочисленные группы). Возможность крикнуть на весь мир (это вам не в школьном туалете на стене нацарапать!). Вероятность заработать (не сейчас, так потом), всего лишь нажимая на пластиковые клавиши! И с каждым новым днем возможности растут. И все это по ту сторону монитора. И все ярко, быстро, просто и совсем не так, как в жизни, серой, унылой…. Волшебное зазеркалье!

Медиасреда предоставила невиданную доселе возможность заинтересованным взрослым спекулировать на слабостях детей.

«Кто виноват и что делать?» Виноват прогресс, а делать…

Как говорил товарищ Саахов в нетленной гайдаевской комедии: «Кто нам мешает, тот нам поможет!» Бороться с медиагогом нереально. Остается… взять в союзники! Интернет вошел в нашу жизнь навсегда. От него много вреда, много пользы (например, все статистические сведения, приведенные здесь, я взял именно там). Если учитель покидает школу (его сущность уходит), надо запустить аналога в «Матрицу» – в медиамир. Если ученики часами сидят ВКонтакте – посадить туда же классного руководителя без суда и следствия! Кстати, уже сейчас многие педагоги добровольно пользуются этой возможностью, создают группы своих классов, переносят часть организационной и воспитательной работы в виртуальный мир. Электронные дневники и журналы пытаются пробить себе дорогу, но это немножко другое….

Если дети не могут жить без Всемирной паутины, то пусть они там и учатся! Они это и так делают, но надо им помочь. Неужели не найдется в стране десятка талантливых людей, которые придумают школьный портал, популярность которого со временем сравнится с ныне существующими социальными сетями?

Детские сайты есть, их немало, но все они либо в формате электронной газеты, либо – форум знакомств, либо – энциклопедия знаний. Начали предлагать свои услуги (как правило, для детей-инвалидов) школы дистанционного обучения. Мне кажется, назрела необходимость объединить в одном месте разрозненные ресурсы Интернета и создать проект, который бы решал задачи, аналогичные задачам, прописанным в школьных образовательных стандартах. Да, это не так просто сделать. (Например, телеканал «Культура» не стал местом поклонения школьников, да и большинства взрослых.) Но давайте хотя бы представим, как будет выглядеть эта виртуальная школа?

Видимо, там должны присутствовать электронные учебники-самоучители по всем предметам. Не понял тему или способ решения какой-то задачи на уроке? Ноу проблем! Пришел домой, включил компьютер, задал вопрос и получил ответ: точный, доходчивый, наглядный и еще (!) соответствующий твоему возрасту. Кроме консультаций по предметам советы опытных психологов – модераторов постоянных форумов: «Конфликты с одноклассниками», «Не хочу на физкультуру!», «Запрещенные темы» и многих других. Также в расписании виртуальной школы должны присутствовать уроки, для которых в реальных образовательных учреждениях не хватает ни желания, ни возможностей – приемы обучения, способы запоминания, искусство мыслить и так далее. И наконец, в этом «учебном заведении» дается объективная оценка всему тому, что волнует подростка, составляя его информационное поле. Говоря проще, фильтруется мусор Интернета. (Последняя задача наиболее утопичная, признаю. И наиболее важная.)

Можно сказать, такой интернет-портал – альтернативная школа, где нет гневного окрика завуча, пинка от старшеклассника, разлитого на голову компота в столовой, но самое главное – нет стягивающих грудь жесткого расписания и не менее жесткого содержания учебного процесса. Конечно, это неполная школа. Скорее филиал, факультатив, репетитор, «продленка»… А еще расчищенное место для детей среди информационной свалки. Со временем, если все точно рассчитать, – зона дистанционного педагогического влияния. Да, без личного контакта, но с неограниченно растущими медиаресурсами.

«У каждого свой способ учиться. Ему не подходит мой, а мне – его» (Пауло Коэльо, «Алхимик»).

В доинтернетовскую эру учитель был проводником, помощником, поводырем – безальтернативным. Ушло то время, и сегодня в некоторых случаях этот посредник уже тормозит процесс обучения (речь, конечно, не о начальной школе, о классах ближе к выпускным) так же, как посредник в торговой цепочке повышает стоимость товара, не принося при этом заметной выгоды покупателю.

Я не призываю избавиться от школьного учителя вовсе. Но скоро их будет двое. И сама эволюция образования покажет, кто из них более востребован: живой или виртуальный.

Разумеется, без реальной (финансовой) помощи государства такой проект («всероссийская виртуальная школа») реализоваться не сможет. А государству не до этого. Перед ним межэтнические конфликты, недовольство народа… далее по списку. Поэтому медиагог – стихийный неуправляемый информационный зверь – будет прожорливо проглатывать детские души и дальше «стрелялками», «клубничкой», убиванием времени, возможностью безнаказанно плюнуть в общий колодец на многочисленных форумах, скачиванием готовых ответов ЕГЭ, подглядыванием «в замочную скважину» и не только. И никакие законы вроде «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не повредят его аппетитам. Нельзя только запрещать. Надо предложить и что-то взамен. Иначе бесполезно.

Мир меняется быстрее учебной четверти. Деньги в России часто вкладываются во вчерашний день. А прозорливые ведущие мировые компании начали богатеть на «экономике знаний»: «Эпл» приносят основную прибыль уже давно не айподы, а продажа сервисов к ним, «Найк» сосредоточился на производстве фасонов вместо производства товаров. Разве «виртуальный учитель» не выгодное, пусть и долгосрочное, вложение средств? Все равно настоящих живых в школе не останется через 10 лет! А те, кто останутся, будут неживыми, безжизненными, ссохнутся под тенью могучего конкурента – разрастающегося колосса медиагога.

Об авторе

Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ школы №7, Вологда

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте