Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Евгений Вирячев, Вологда: Легко ли найти в школе «патронус» для каждого?.

Дата: 20 января 2012, 13:38
Автор:

Как не сломаться перед большими и маленькими жизненными трагедиями? Ответ прост – нужно иметь счастливые воспоминания, которые дают нам силы в трудную минуту. Счастье – то волшебство, которым обладает каждый, правда, в разной степени…

В одном эпизоде из «Гарри Поттера», юного волшебника учили защищаться от дементоров – страшных чудищ без лица, которые убивали человека его же собственным страхом и отчаянием. Кто читал, знает – защита была не простой, – вместе с заклинанием, надо было создать «патронус» – воспоминание о счастье. Джоан Роулинг писала словами сказки об извечных людских проблемах – как не дрогнуть, не сломаться перед большими и маленькими жизненными трагедиями. Ответ, как всё гениальное, прост – нужно иметь счастливые воспоминания, которые дают нам силы в трудную минуту. Счастье – то волшебство, которым обладает каждый, правда, в разной степени. И каждый раз, в сражении с очередным «дементором», мы призываем своего «патронуса» помочь в неравной схватке.

История первая

Тридцатые годы 20 века. Манчжурия. Несколько японских солдат посланы в разведку на территорию Монголии. Однако неприятель оказался бдителен – разведчики пойманы и расстреляны. Все, кроме одного.

Видимо, командиру монгольского отряда захотелось немного развлечься. Он подвёл последнего пленного к высохшему колодцу, и показал жестом: либо прыгай, либо стреляю. Инстинкт жизни столкнул молодого японца вниз. Дно колодца покрывал толстый слой песка, это спасло его, но от удара солдат потерял сознание. Враги решили, что он погиб и ушли.

Спустя час, придя в себя, несчастный обнаружил, что сломал обе ноги и ключицу. Колодец был настолько глубок, что свет не доходил до дна, и пленник, ощупав шершавые стены, понял, что прикасается к своей могиле. Спасать его некому – вокруг степь и ни души на многие сотни километров. Сам он выбраться не сможет.

Прошли сутки. Солдат умирал от жажды, холода, боли в переломанных костях, от безысходности и непроглядной тьмы.

И вдруг яркая вспышка встрепенула его полуушедшее сознание! Что это!? Колодец озарился ярким светом. Глаза узника непроизвольно зажмурились и только спустя пару минут чуть приоткрылись. Солнечный свет! Тот, которого он уже не чаял увидеть!

Солнце оказалось в той единственной точке небосвода, откуда его луч проник на дно колодца! С прижмуренными веками, умирающий человек ошеломлённо созерцал жёлтый песок под собою, искрящиеся каменные круглые стены вокруг, ощутил нежданное ласковое тепло.

Вдруг мимолётно налетели воспоминания: утренний лучик будит его в детстве… жёлтый песок на пляже в Киото… любимая Кумико в ромашковом платье бежит ему навстречу….

Тьма обрушилась также внезапно, как и пропала пару минут назад. Светило прошло ту единственную точку на небесах.

Слеза скатилась в темноту. Свет был слишком резким для отвыкших глаз. Как и переход от предвестья Вечности к земному прошлому. Он вдруг перестал ждать смерти. Ему захотелось ещё раз окунуться в это волшебное сияние, затопившее высохший колодец. Почувствовать его блаженное тепло, и тепло своих воспоминаний. Он решил прожить ещё сутки….

Это был отрывок из романа «Хроники заводной птицы» Харуки Мураками, весьма вольно пересказанный мною. Этот автор, кроме прочего, любопытен своими литературными приёмами. Например, в одном произведении он описывает две абсолютно не связанные истории, которые в финале волшебным образом соединяются.

Вот и я начну вторую часть нашей беседы совершенно о другом.

История вторая

Речь пойдёт об одном ученике моей школы. У него нет родителей, или почти нет. На месте плодородной почвы отчего дома – выжженная пустыня. Нет и друзей. Настоящих друзей, а не приятелей для времяпровождения. Нет интереса к школьным наукам – слишком глубоки пробелы, – из такого колодца не выбраться. Нет уважения от окружающих, или хотя бы признания его пусть малочисленных, но достоинств. Кажется, у него нет даже воспоминаний, способных поддержать в тяжелую минуту. Он ни кому не интересен и только всем мешает.

Но однажды один человек взял лист бумаги и нарисовал там этого подростка. Изобразил нетривиально – в виде дерева. Справа разместил зелёные ветви, над которыми надписал те его способности, которые можно отнести к положительным (были и такие), слева – чёрные сухие ветки – его изъяны и слабости (только основные). Что он сделал потом? Подарил ему этот листок, ничего не объясняя.

Дальнейшая судьба рисунка неизвестна. Может, через минуту он валялся смятым рядом с урной. А может, бережно хранится по сей день, как память о редком событии в его школьной нескладной судьбе.

Один старый, умудрённый опытом человек, писал: «За все школьные годы ни один учитель ни разу не спросил меня – а чем я интересуюсь? Это кажется невероятным, но это правда. Ведь я мог рассказать о диких цветах, о своих любимых бабочках, о том, как я пробовал сочинять стихи… Но это было никому не нужно. Однажды на полях моего сочинения про собаку, я увидел начертанный учительским карандашом вопрос: «Почему, Карл?» Прошло почти семьдесят лет, я забыл все мудрые замечания на полях своей школьной тетради, лишь эта пометка не стирается никогда. Нашёлся человек, который проявил ко мне и моим мыслям личный интерес. Это было как луч света в темноте» (Из книги Карла Роджерса «Свобода учиться»)

Я подошёл к финалу. Связались мои две истории или нет – решать вам. Был ли такой ученик или я его выдумал – не всё ли равно? Спасётся солдат из колодца или погибнет – спросите у Мураками. Легко ли найти в школе «патронус» для каждого – ответьте сами.

Об авторе:

Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ школы №7, Вологда


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt