Одним из самых долгожданных кинособытий осени стал выход в прокат фильма «Москва, я люблю тебя» (премьерный показ состоялся 1 сентября в кинотеатре «Пушкинский»). 18 талантливых и самобытных режиссеров (среди которых Егор Кончаловский, Артем Михалков, Иван Охлобыстин, Вера Сторожева, Екатерина Двигубская, Александр Касаткин и многие другие) сняли абсолютно разные по стилю и настроению новеллы. Креативным продюсером этого необычного проекта стал Егор Кончаловский.
Фильм озадачил. Как определить его жанр? По форме это киноальманах, состоящий из ряда самостоятельных и художественно завершенных киноновелл, по сути – лирическая трагикомедия (по определению авторов – романтическая городская комедия), порой доходящая до яркой сатиры, гротеска, стеба и фарса. Можно говорить о жанровом синтезе: есть новеллы с мистическим оттенком (какая же Москва без булгаковской тематики), а, например, финальная новелла выдержана в стиле поп-соц-арта. Серьезные, глубокие темы подаются в шутливой форме, а большинство новелл имеют неожиданную развязку. Видимо, режиссерам так проще вести диалог с современным зрителем. Возможно, такой жанровый микс объясняется еще и тем, что Москва у каждого своя.Несмотря на миниатюрность сюжетов, в фильме дана широкая панорама общественной жизни, подняты многие злободневные темы (засилье в Москве приезжих, сложность выживания в жестоком столичном мире), представлены разные социальные слои (от простых людей и жителей Рублевки до криминальных авторитетов). Истории необычны, а герои до боли узнаваемы, потому что это фильм не просто о любимом городе, но и о человеческих взаимоотношениях, а значит, и о каждом из нас. Несмотря на клиповую структуру и некоторую эклектичность фильма, в каждой пятиминутке четко просматриваются завязка, кульминация и развязка. Эстетика каждой новеллы совершенно самостоятельна, но четко подчинена общему замыслу.Интересно, что фильм выстроен по принципу контраста, особенно это заметно в новелле «Этюд в светлых тонах», что лишний раз подчеркивает противоречивое отношение к Москве – городу, где сбываются мечты и разбиваются сердца. Несмотря на ясность кинематографического языка, фильм весьма метафоричен, а финал остается открытым. Особая роль в фильме отведена цветовой гамме и музыкальному сопровождению. Так, например, подчеркнуто сочный красный цвет символизирует мечту, любовь, надежду. Своеобразным талисманом фильма становится силуэт здания МГУ имени Ломоносова, которое присутствует практически в каждой новелле и становится некой надеждой на будущее.Фильм подкупает искренностью, учит чуткости сердца и в конечном счете становится «этюдом в светлых тонах», пронизанным глубокой болью за нынешнюю Москву (где число коренных жителей катастрофически уменьшается). К одной из основных удач следует отнести блестящие актерские работы, достоверные и психологически точные (запомнились глаза Альберта Филозова и Натальи Фатеевой, «скрипач» Евгения Миронова, динамика образа Артема Михалкова, мини-шедевр Федора Бондарчука, преображение лица работницы метрополитена в момент написания картины и многое другое).Такой вот сложный конгломерат чувств, мыслей и эмоций, где помимо едкой сатиры звучит пронзительная тема любви, утрачиваемой духовности, тоски по прежней Москве с утесовским «Дорогие мои москвичи», с пробивающейся интонацией знаменитой «Я шагаю по Москве» Данелии. Таким образом, картина талантливо продолжает лучшие традиции фильмов о мировых столицах и становится своеобразным слепком современной жизни, яркой хроникой сегодняшнего дня, неким посланием для потомков.
Комментарии