search
main
0

Этот вредный полезный Карлсон. Детское чтение как повод для размышлений

​О том, что я непременно буду читать своему ребенку, я знала, наверное, еще в своем детстве, хотя моя добрая мама мне читала немного. Из того, что я помню, – «Волк и семеро козлят». Но чтение на ночь мне всегда казалось такой милой, такой непременной приметой идеального детства, что вопрос был решен. А вот что читать и в какой последовательности, пришлось выбирать методом проб и ошибок.

От рождения до полугода я читала Андрейке свои любимые «взрослые» стихи – Арсения Тарковского, Иосифа Бродского. И считаю, что была права, – смысл младенец все равно еще уловить не может, зато мелодику, интонацию и что-то, что за стихом, – думаю, да. В этом «до-осмысленном» возрасте я предпочла дать своему ребенку что-то большее, чем приключения бычка, который вздыхает на ходу, – дойдет и до него очередь (именно так: от сложного к более простому). Прививка культурой, если хотите. Тем более у Тарковского есть много прелестных стихотворений, которые будто созданы для проговаривания-пропевания чаду. Например, это:Из тени в свет перелетая,Она сама и тень и свет,Где родилась она такая,Почти лишенная примет?Она летает, приседая,Она, должно быть, из Китая,Здесь на нее похожих нет,Она из тех забытых лет,Где капля малая лазори,Как море синее во взоре.(«Бабочка в госпитальном саду»)Моя подруга смеялась, что, когда мой ребенок пойдет в сад, он выдаст воспитателям не «Наша Таня громко плачет», а «Письма римскому другу» Бродского. Но, повторяю, я не ставила цели воспитать из сына вундеркинда. И пока мы учим более подходящие возрасту стихи.Потом был довольно долгий период детских стихов – на мой взгляд, прозу, какой бы простой она ни была, малыш от года до трех осилить еще не в состоянии. Разумеется, мы с десяток раз прочли Барто, Чуковского, сказки Пушкина, Михалкова (только «Дядю Степу»), Заходера, Маршака. Последний особенно мною любим как блистательный мастер слова. Даже его идеологический «Мистер Твистер» по певучести и ритму доставлял нам с сыном большое удовольствие, не говоря уже о «Рассказе о неизвестном герое». Помните:Миг – и рассыпалисьМедные каски.Лестницы вырослиБыстро, как в сказке.Люди в брезенте -Один за другим -ЛезутПо лестницамВ пламя и дым…А его полные юмора и точнейших образов стихи вроде «Про гиппопотама»?Должно быть, у него промоклиМозги от постоянных ванн,Глаза посажены в бинокли,А рот раскрыт, как чемодан.А вот кусочек из «Хорошего дня»:Мы одетыи обуты.Мы побрились в две минуты.(Что касается бритья -Брился папа,А не я!)Я уже не говорю о классических, но совершенно неустаревающих вещах – «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Дом, который построил Джек».А вот кое-что из обязательного некогда списка для дошкольного чтения я пересмотрела. Возможно, многие со мной не согласятся, но «Приключения Незнайки» Николая Носова читать ребенку просто… скучно. По крайней мере, в четырехлетнем возрасте и без купюр. Не верите? А как вам отрывок из «Незнайки в Солнечном городе»?«Гусеничный мотоцикл отличается от обычного тем, что его движение осуществляется не посредством колес, а при помощи гусеничного хода, подобно тому, как осуществляется движение гусеничного трактора».Да-да, я ничего не перепутала, это начало главы «Радиолярия», в которой Незнайка, Кнопочка и Пестренький впервые знакомятся с чудо-техникой жителей Солнечного города. И таких подробнейших – и что греха таить, нудных и малохудожественных – описаний в книге полно. Будто Носов писал не сказку, а учебник для учащихся ПТУ. В итоге я сама редактировала книгу, выбрасывая по ходу чтения целые страницы текста, останавливаясь только на забавных приключениях главных героев, Свистулькина и ослов. В итоге книга сыну все же понравилась, как и персонажи. Теперь-то я понимаю, что начинать нужно было с «Приключений Незнайки и его друзей», где все-таки гораздо больше приключений и меньше технических описаний. Но, честно говоря, перечитывать Андрюше «Незнайку» меня больше не тянет. Возможно, сын сделает это сам, пойдя в школу.Однако Незнайка стал для моего ребенка первым живым, то есть сложным и неоднозначным, книжным героем. Андрейка искренне недоумевал и возмущался поведением Незнайки, и мы долго обсуждали моральную подоплеку его действий. Мне приходилось выступать адвокатом носовского персонажа, пытаясь донести до ребенка, что все мы поступаем иногда не слишком хорошо, но всегда можем попробовать изменить ситуацию и стать лучше.Таких сложных героев в детской литературе хоть отбавляй. Взять хотя бы персонажей одной Астрид Линдгрен – Карлсона, Пеппи Длинныйчулок, Эмиля из Леннеберги. Самый неприятный из них, конечно, Карлсон – откровенно говоря, вредное, капризное и самовлюбленное существо, чьи несносные качества уравновешивают только юмор и предприимчивость. В Швеции этого «укрощателя домомучительниц» вообще недолюбливают, есть даже определение неисправимого хвастуна и вруна – «человек с пропеллером». Говорят, в Европе книги о Карлсоне даже исключили из школьной программы. Я бы так не горячилась: именно такие герои и их поступки подталкивают, провоцируют малыша осмысливать, что такое хорошо и что такое плохо. И что если мы любим людей, то принимаем и их недостатки. И потом, ведь в его реальной жизни могут встретиться куда более опасные приятели, и он должен знать, как с ними следует себя вести. И вообще выбрать, стоит ли с ними дружить. Главное, обсуждать все эти спорные моменты с вашим ребенком и не одобрять плохих поступков героев.Но не только старая добрая классика обосновалась на нашей детской книжной полке. В магазинах огромное количество изданий современных авторов, а вот кого выбрать, непонятно – боишься нарваться не просто на некачественную литературу, а на дурной вкус и «не те» темы. Поэтому я в первую очередь обращаю внимание на иллюстрации (интуитивно думается, что плохие книги хорошие художники иллюстрировать не будут), естественно, имя автора (но с этим, думаю, почти у всех проблемы), и специальные значки на обложке вроде «По итогам конкурса «Книга года» или «Всеамериканская ассоциация «Выбор родителей».И то, и другое, и третье совпало у меня, к примеру, в случае с выбором «Приключений мышонка Десперо» Кейт Ди Камилло. И тут еще сильно помогла зацепка в виде симпатичного одноименного мультика, который незадолго до этого вышел на наши экраны. Книга принесла моей детке новые открытия: во-первых, необычный язык, полный старинных слов и возвышенных образов. Вот, послушайте:«Потрясенный Десперо поднял глаза. И решил, что Горошинка – в точности как прекрасная девушка из книжки в библиотеке. Принцесса снова улыбнулась Десперо, и на этот раз мышонок осмелился улыбнуться ей в ответ. И тут случилось нечто невообразимое. Он влюбился.Читатель, ты, конечно, можешь… нет, ты просто обязан спросить: разве не нелепо, что крошечный, болезненный большеухий мышонок влюбился в человека? В прекрасную принцессу по имени Горошинка?Ответ ясен. Разумеется, это нелепо.Любовь вообще большая нелепость.Но любовь – это еще и чудо. И она обладает огромной властью».Скажете, про любовь 4-5-летнему малышу читать еще рано? Ни капельки. Андрюшу как раз взволновала история любви, о которой он уже имеет свое представление: краснеет при виде красивых девочек и начинает бурно обращать на себя их внимание. Некоторые трудности возникли как раз с обращением автора прямо к нему, зато сын усвоил, что он и есть тот таинственный читатель, а историю, которую я читаю, оказывается, сочинила не я, и у нее есть автор.Но привыкнув к такой необычной манере подачи истории, мы с Андреем получали от нее истинное наслаждение и гамму эмоций. И теперь уже обсуждали не просто сложных персонажей, а те обстоятельства жизни, которые сделали их такими. Взять хотя бы историю врага Десперо – Роскуро:Он «увидел, что принцесса смотрит прямо на него. В ее взгляде были лишь отвращение и страх.В этом взгляде он прочитал: «Тебе одна дорога – вниз, в подземелье. Здесь тебе не место».Читатель, этот взгляд разбил сердце Роскуро.Думаешь, у крыс нет сердца? Ошибаешься. Сердце имеется у любой живой твари. И любое сердце можно разбить».И пусть сыну не все слова были понятны (конечно, по возможности я их разъясняла), меня радовало уже то, что он слышал их, как и полученное моим малышом представление об идеале человеческого поведения (главными понятиями для Десперо были «честь» и «рыцарь»). Такое чтение заметно развивает ребенка (не говоря про расширение лексикона – Андрейка стал говорить «прекрасная» и «чудесная»). Вы не представляете, каких только этических тем мы не затронули с сыном в бесконечных разговорах перед сном! Достоевский бы удивился…А недавно мы открыли для себя российских детских писателей – в серии «Пестрый квадрат» и со значком «Лучшая детская книга». Нам с сыном очень понравилась прозаическая – по форме, а не содержанию – книга Михаила Есеновского «Главный шпионский вопрос» про храброго Юру, который «практически ничего не боялся, кроме некоторых вещей». Список этих вещей довольно длинный – дырка в ванной, простыня, скелет в темной комнате и т. д. Чтение как раз совпало с появившимися у сына страхами (сначала появились страхи, а потом мы купили книгу, то есть не она их спровоцировала). Авторский юмор – не только писателя, но и художника (в этой серии вообще потрясающие иллюстрации) Натальи Корсунской – замечательно борется с детскими фобиями. К примеру, с боязнью чудовищ под кроватью:«Вот ляжет Юра в кровать, а спать боится.- Крокодил, – говорит Юра, – ты там?- Угу, – говорит крокодил. – Здесь я.А Юра говорит:- Ведь жестко под кроватью лежать. И пыльно.- Нормально, – говорит крокодил. – Главное, ты засыпай скорей. Утро вечера мудренее.- Может быть, раскладушку в прихожей тебе поставить? – говорит Юра. – Все-таки дует по полу.- Не беспокойся, – говорит крокодил. – Я закаленный. Каждый день водой обливаюсь.- Молодец, – говорит Юра. – А зубы чистишь?- И зубы чищу, – говорит крокодил, – зарядку делаю по утрам. Еще есть вопросы?А Юра ему говорит:- И этими, значит, зубами меня изжевать собрался?»Нахохотавшись, ваш ребенок и не заметит, как заснет.И напоследок раскрою вам свой главный «шпионский» секрет: вы в той же степени читаете для себя, что и для ребенка. Так получайте от этого удовольствие! Если его не будет, ваше дитя это быстро почувствует и заскучает. Не насилуйте себя и ребенка, не прививайте ему отвращения к книге. Придумайте что-нибудь еще – включите аудиокнижку, придумайте и расскажите сказку сами, спойте песенку или хотя бы просто поцелуйте и пошепчите на ушко, какой он замечательный и любимый. Глядишь, вам самой захочется книжку написать или хотя бы дневник завести. Про него, ненаглядного.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте