search
main
0

Этот день мы приближали как могли Сплетаются причудливо в единое: жизнь, подвиг и история войны – школьники Центрального округа столицы об истории Великой Отечественной узнают от ее непосредственных участников – героев и победителей

Нынешние подростки знают все и обо всем. Раскованные, начитанные и “насмотренные”, они уже научились оценивать успешность жизни деловой карьерой, поездками за границу, приобретением роскошных вещей и миллионами долларов на банковских счетах. Все это им представить нетрудно: об этом все время пишут газеты, об это рассказывают с экрана телевизора, об этом твердят герои бестселлеров. Им трудно представить другое: как можно жертвовать собой, своей счастливой жизнью ради счастливой жизни других. Как можно жить, подобно их дедам и прадедам, раньше думая о Родине, а потом о себе. Нынешние подростки растут прагматичными, им более присущ эгоизм рыночного времени – каждый сам по себе, никакого дела до окружающих, только до собственной жизни, тем более что государство не очень нынче торопится протягивать руку помощи ни вступающему в жизнь молодому человеку, ни подводящему итоги прожитого пенсионеру. Во всяком случае так кажется многим. Но если так все и останется, если равнодушие воцарится на Руси, то не будет ничего – ни нас, ни государства, ни счастливой жизни. Потому что сильны мы и счастливы можем быть только все вместе, потому что когда мы все вместе, то можем одолеть любого врага, покусившегося на нашу Родину. Весь вопрос в том, как же объединить нас, как сделать близкими и понятными разные поколения – отцов и детей, внуков и дедов, как сделать так, чтобы традиции не умирали и передавались от поколения к поколению, как сделать так, чтобы старшее поколение понимало устремления молодого и подсказывало, как избежать в жизни ошибки, разочарования и потерь. На этот вопрос искали ответ сразу четыре поколения россиян: ветераны Великой Отечественной войны, офицеры и солдаты Таманской дивизии, кадеты и ученики школ Центрального округа столицы. А еще – учителя и родители, которые, конечно, не могли пропустить эту интересную встречу в Центральном доме Российской армии.

В городском саду играет духовой оркестр
У входа в ЦДРА толпились школьные автобусы. Небольшие группы солидно шествующих ветеранов обгоняли стайки мальчишек и девчонок. Примечательный факт: с ветеранами многие из них здоровались. Я поймала за рукав пробегающего мальчишку: “Ты что, знаешь кого-то из этих людей?” “Конечно, – удивленно округлил он свои карие глаза. – Они же у нас в школах часто бывают. И на праздник, и так”. “Неужели тебе, девочке, интересна встреча с ветеранами? – воспользовалась я тем, что пришлось постоять в небольшой очереди перед входом (слишком много было нас, желающих сразу пройти в здание), и “допросила” девочку с букетом гвоздик. Честно говоря, рассчитывала на то, что расскажет, как много у нее дел, как не хочется ей посещать подобные мероприятия, но вот принудили, а отказаться нельзя было – не так поймут. К моему великому удивлению, девочка посмотрела на меня не менее удивленно, чем мальчишка: “Заставить делать то, что не хочу, меня нельзя. Мне в самом деле интересно послушать ветеранов, потому что у нас постоянно проводятся конкурсы и викторины, мы изучаем историю Великой Отечественной войны и уже очень много интересного знаем и о разгроме немцев под Москвой, и о Сталинградской битве, и о взятии Берлина. Но в книжках все-таки обо всем рассказано не так, как рассказывают те, кто сами участвовали в боях. Раньше, конечно, не спрашивали, хотим идти на встречи или нет, но мы были маленькие, а теперь выросли и понимаем, как это интересно и, самое главное, как это нужно, и нам, слушающим, и ветеранам, рассказывающим”.
Ветераны, увешанные боевыми наградами, с видимым трудом поднимались на второй этаж, но тут буквально на глазах становились подтянутыми, энергичными, словно марши духового оркестра придавали им силы, возможность почувствовать себя моложе, чем на самом деле. И уже не верилось, что каждому из них за восемьдесят. Так легко и непринужденно проходили они на свои места в зале, так задорно поглядывали на молодых офицеров и воспитанников кадетских корпусов, со знанием дела и с видимым уважением рассматривающих награды времен Великой Отечественной.
Александр Литошин, заместитель префекта Центрального округа, заметно волновался: ему предстояло выступать перед участниками торжественного собрания. Я удивилась: “Да ведь у вас опыт большой, наверное, по десять раз на дню приходится в таких мероприятиях участвовать?” “В таких да не в таких, – заметил Литошин. – Вот сейчас все начнется, будут рассказы о Сталинградской битве, о разгроме немцев под Москвой, ветераны вновь и вновь будут вспоминать о войне. На таких вечерах невольно сопереживаешь всем этим воспоминаниям, этим, как мне кажется, они и ценны. Ведь подростки в этот момент понимают величие подвига старших поколений. После этого им уже не надо объяснять, почему нужно заботиться о ветеранах, почему нужно уважать свое прошлое. В минувшем году у нас было очень много памятных дат: и 390 лет разгрома войск интервентов под Москвой, которым руководили Минин и Пожарский, и 190 лет Бородинской битвы, и 60 лет разгрома фашистов под Москвой. Вся героическая история России прошла перед глазами ребят. Я помню, каким потрясением был для них рассказ ветеранов о том, что собирался Гитлер сделать с Москвой. “Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель – будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой. Произвести необходимые приготовления, чтобы Москва и ее окрестности с помощью огромных сооружений были заполнены водой. Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа”. Такую директиву дал своим войскам Адольф Гитлер. Я помню удивленные, возмущенные глаза наших школьников. Они словно спрашивали: “Как такое могло планироваться?” В такие минуты и происходит понимание подвига народа, ветеранов, которые защитили собой и город, и будущих мальчиков, девочек. Это самое лучшее патриотическое воспитание, которое только может быть, поэтому мы так дорожим встречами разных поколений, которые организуем вместе с советом ветеранов округа, управлением образования, с руководителями учебных заведений. Мне кажется, сегодня ветераны не должны обижаться на молодежь, на отсутствие ее интереса к ним. Не случайно ведь огромное количество школьников каждый год участвуют в викторинах, в конкурсе “Этих дней не смолкнет слава”. Участники конкурса сегодня подарят ветеранам компьютерные диски, на которых записаны лучшие работы, в них ребята продемонстрировали представление о том, как видят прошлое, о котором рассказывают им ветераны, о котором они читают в книгах. Такой подарок – расчет на то, что ветераны, у которых нет компьютеров или которые не умеют управляться с компьютерами так же ловко, как молодое поколение, сядут со своими внуками и те помогут им прочитать то, как молодое поколение представляет себе историю нашей Родины”.

У незнакомого поселка, на безымянной высоте
Ветеранов посадили в зале так, что каждый из них очень хорошо видел происходящее на сцене. А на сцене было то, что сегодня нигде не увидишь. Самодеятельные артисты Центрального округа показывали маленький спектакль по пьесе Юрия Чепурина “Сталинградцы”, написанной в 1944 году, за год до нашей победы в Великой Отечественной войне, но пронизанной от первой до последней строки предчувствием, нет, уверенностью в этой неминуемой победе.
Был на сцене ЦДРА и городской парк, где гуляли до войны молодые и веселые люди, где дарили цветы своим любимым, где покупали игрушки детям, где звучали лирические песни, вызывавшие самые добрые и радостные чувства. И был на сцене ужас первых дней войны, бомбежки, сражения. И подвиги тогда были. И красные гвоздики, что ложились на краю сцены, как у подножия памятника всем тем, кто отстоял великий Сталинград в великой и кровопролитной битве, решившей в нашу пользу исход войны за два года до ее окончания. В зале по бокам у самой сцены располагались два хора: справа – детский, слева – хор ветеранов войны и труда “Верные друзья”, который вот уже много лет существует в районе “Басманный” Центрального округа.
Пели два хора, и песни их, перекликаясь, то перемещали нас в военное время, заставляя плакать о потерях, то опять вызывали слезы, но на этот раз слезы радости, когда речь шла уже о победах. Не просто пение, а перекличка поколений, которые, оказывается, могут петь одни и те же песни, которые разным поколениям близки и дороги. Такое в самом деле дорогого стоит, но в долларах это не оценишь. Притих зал, замерли и внимательно слушают песни мальчишки и девчонки, о которых говорят, будто, кроме рэпа и “тяжелого рока”, ничего их не интересует. Интересует, да еще как! Смешались у белых колонн, слились в одно целое офицеры Таманской дивизии и кадеты в морской форме – нынешние и будущие защитники Родины, уже выбравшие свой путь в жизни, нелегкий служивый путь, готовые заслонить собой и страну, и сидящих в этом зале. А к сцене идет Герой Советского Союза Василий Васильевич Решетников – его, летчика, генерал-полковника, попросили выступить перед собравшимися коллеги-ветераны: бывшие артиллеристы, танкисты, моряки, пехотинцы, все те, кто участвовал 60 лет назад в Сталинградской битве.

В бой шли одни “старики”, а было “старикам” всего по двадцать
Лейтенанту Решетникову и его товарищам было действительно по двадцать лет. Война делала их взрослыми очень быстро, и они очень хорошо понимали свою ответственность за исход этой войны. Отброшенные от Москвы, немцы рвались к Волге, к Кавказу, к богатым нефтяным районам. Если бы прорыв удался, Советская армия оказалась в тяжелом положении, не было бы топлива, остановились танки, автомобили, самолеты. Фашисты считали, что смогут с легкостью осуществить свои планы, в частности взять Сталинград (как позже признается Йодль, начальник генерального штаба вермахта, они на самом деле не имели реального представления о силе русских войск в этом районе), а советские военачальники полагали, что разгром врага в Сталинградской битве заставит того отступить. Обе воюющие стороны стянули в район Сталинграда немалые силы, но исход битвы во многом решала авиация. Как писал в телеграмме Жукову Иосиф Сталин: “Опыт войны с немцами показывает, что операцию против немцев можно выиграть лишь в том случае, если имеем превосходство в воздухе… Если наша авиация не в состоянии выполнить эти задачи, лучше отложить операцию на некоторое время и накопить побольше авиации”. Битва была ожесточенной, она длилась 200 дней и ночей, противник потерял около 1,5 млн.человек, 3500 танков, 12 тысяч орудий, 3 тысячи самолетов, 32 дивизии, 3 бригады, победа в ней была настоящей победой, настоящим переломом в ходе Великой Отечественной войны. Обеспечили победу советские солдаты, 112 из них стали Героями Советского Союза. Один из 112 – Василий Решетников – рассказывал о том героическом времени.
“Я был в авиации дальнего действия, которая все силы отдавала разгрому немцев под Сталинградом. Но еще до этого командующему дальней авиацией, а позже главному маршалу авиации Голованову была поставлена задача: в годовщину начала войны, 22 июня 1942 года, нанести бомбовый удар по Берлину. Голованов тогда рискнул объяснить Верховному Главнокомандующему, что в это время самые короткие ночи и вряд ли операция обойдется без тяжелых потерь. Верховный, к чести его, понял ситуацию, и начало операции перенесли на конец августа – начало сентября. Двести отборных авиационных экипажей были выбраны для нанесения удара по объектам в глубоком тылу противника. Мы бомбили Кенигсберг, Данциг, Штеттин, Берлин, Будапешт и Бухарест. Это были изнурительные полеты, продолжавшиеся по 10-12 часов. У нас не было автопилотов, у нас не было вторых пилотов, от нас, двадцатилетних лейтенантов, требовались выдержка и внимание. Тем более что наши ИЛ-4 обладали странной особенностью: они были неустойчивы вдоль продольной оси, и, чтобы удержать их в строго горизонтальном положении, нужно было постоянно с силой удерживать штурвал, не расслабляясь ни на минуту. Но мы не замечали усталости, мы ведь понимали, какую фантастическую операцию проводим. А потом все наши силы были брошены на защиту Сталинграда.
Это была очень сложная работа, мы сбрасывали бомбы практически над головами наших солдат, и тут нужен был ювелирной точности расчет, такой, чтобы по траектории бомбы обрушивались на немецкие укрепления, расположенные впритык к нашим укреплениям. Мы наносили буквально точечные удары. Помню, как нам помогали Сухопутные войска. Наши самолеты встречали поднимающиеся в небо прожектора, как огромные штыки, они образовывали “ворота”, сквозь которые мы пролетали к позициям врага, и тут же закрывали их, ложились крест-накрест на землю, обозначая те точки, где находились цели для нашего удара по немцам. Нам это очень помогало, потому что мы не имели других средств, которые помогли бы отыскивать точки для ударов сверху. Надо сказать, что за всю войну не было ни одного случая, когда бы мы уронили бомбу на свои войска. Нам приходилось все время менять аэродромы. То Рассказов, то Энгельс, то возвращение в Серпухов. Мы наносили удары по эшелонам, по железнодорожным узлам, по аэродромам, где была сосредоточена авиация противника. Наша задача – уничтожить те эшелоны, которые со всех сторон двигались к Сталинграду на помощь противнику, – выполнялась успешно. Очень часто мы использовали аэродромы в Камышине, расположенном близ Сталинграда. Оттуда мы делали подряд по 3-4 вылета, громили врага и днем и ночью. В конце концов огромными усилиями нашей авиации нам удалось завоевать господство в воздухе над Сталинградом, это во многом серьезно определило успех наших войск на земле и на воде. Мы смогли это сделать еще и потому, что у нас уже был опыт завоевания такого господства в битве за Москву. Летали, несмотря на то что были сильные ветра, низкая облачность. Мы были подставлены под все калибры огня, которым нас щедро поливал противник. Кому-то не удавалось дотянуть до своего аэродрома, кто-то прилетал изрешеченным. Но так или иначе мы добирались до своих аэродромов, усаживались в отремонтированные, залатанные самолеты и снова отправлялись на бой с врагом. Морозы были и ниже тридцати градусов, нам, летчикам, было еще терпимо: у нас были меховые комбинезоны, в кабинах самолетов иная температура, и мы немного отогревались, хотя самолеты и не отапливались. А вот техникам и инженерам приходилось очень трудно. Таких комбинезонов у них не было, даже перчатки приходилось сбрасывать, потому что в перчатках ремонт было осуществить невозможно. На жутком морозе голыми руками они наворачивали гайки, подвешивали бомбы, ремонтировали самолеты круглые сутки, потому что понимали: без надежной техники победить нельзя. И мы победили немцев под Сталинградом, потому что все хотели этой победы и все хорошо поработали для нее: летчики, инженеры, техники, артиллеристы, моряки, пехотинцы, танкисты, представители всех родов войск. За Сталинград и Берлин в 1943 году я получил Звезду Героя Советского Союза и очень горжусь этой наградой”.

Эта история – и наша история тоже
Еще звучали аплодисменты, когда сосед, ученик школы N1243, вдруг повернулся ко мне и сказал: “А знаете, что после Сталинграда написал генерал-лейтенант Вестфаль? “Поражение под Сталинградом повергло в ужас как немецкий народ, так и его армию. Никогда прежде за всю историю Германии не было случая столь страшной гибели такого количества войск”. Я честно призналась, что о том, что писал немец, не знаю, и в свою очередь поинтересовалась, откуда это знает мой сосед. “Жукова читать надо, – с откровенным чувством превосходства заметил тот и, потеряв интерес ко мне, незнающей, вскочил со своего места, замер: в зал вносили боевые знамена, под которыми сражались советские войска под Сталинградом. Почему школьник так хорошо знает подробности, я поняла тут же. Дело в том, что на торжественном заседании в ЦДРА, посвященном 60-летию Сталинградской битвы, подводили итоги конкурсов и викторин, прошедших в школах Центрального округа. Так вот победителей из школы N1243 было больше всего, и подарок у них был самый ценный – видеомагнитофон. Хотя остальные победители – а их было немало – получили не менее ценные подарки: стопки уникальных книг об истории Великой Отечественной войны. “Ну теперь мы на всех конкурсах победим”, – радовался пятиклассник Саша Кузнецов, прижимая к груди увесистую стопку книг. Кадеты из центрального морского кадетского корпуса не скрывали огорчения по поводу того, что победителями в конкурсах не стали: “Ничего, мы еще свое наверстаем!”. Но с удовольствием фотографировались с моряками-ветеранами – участниками Сталинградской битвы. Капитан второго ранга Виктор Михайлович Кабанов после фотосъемки потрепал мальчишек по головам: “Мы под Сталинградом были, наверное, чуть-чуть постарше”.
А на улице фотографировались победители – ученики школы N1243. “Как же вам удалось лидировать в таком трудном конкурсе?” – поинтересовалась я. “Знаете, – наперебой заговорили ребята, – сначала как-то робели, думали, тема очень сложная, а мы так мало знаем. А потом засели за книжки, и оказалось, что все так интересно. Вот только теперь нас на всякие конкурсы так настойчиво приглашают, что мы отказаться не можем. Выходит, нынче для нас главное дело – знать историю Великой Отечественной войны”. Это замечательно, что ребята сами понимают свою главную задачу, потому что взрослые не всегда о ней осведомлены. Это очень хорошо прослеживается по тем школьным учебникам, которые им предлагают как допущенные и рекомендованные для обучения.

Тот самый непотопляемый Кредер
В нынешнем федеральном комплекте учебников девятиклассникам снова предложен учебник “Новейшая история зарубежных стран 1914-1997” саратовского профессора А. Кредера. Профессор, умерший, к сожалению, несколько лет назад, при жизни вносил много исправлений в свой учебник. Не хотел, а вносил, потому что уж очень большими были то возмущение, с которым воспринимали эту учебную книгу и учителя, и родители, и общественность, та обида, которую высказывали ветераны Великой Отечественной войны. Сегодня некому вносить новые исправления в книгу, но она год за годом выходит новыми тиражами, продолжает оставаться в федеральном списке. История появления книги проста. Меценат Сорос объявил конкурс, в котором участвовали множество авторов, было издано пробным тиражом 450 учебников, но для школы с трудом отобрали 4-5 пригодных. Тогда был жутчайший дефицит учебников, Сорос же давал немалые деньги и, казалось, делал все, чтобы этот дефицит свести на нет. Но в помощи был один нюанс: выходили в победители только те учебники, что отвечали представлениям Сороса о том, какими они должны быть, какую информацию содержать и какую позицию занимает автор. Кредер Соросу подошел и в федеральный список вошел. Сегодня нет законного основания изъять его из этого списка, и придется ждать того момента, когда в очередной раз Федеральный экспертный совет будет рассматривать его и давать (или не давать) “добро” на включение в новый список. В свое время я поинтересовалась, как случилось так, что учебник все критикуют, а он все-таки изучается в школах. Выяснилась парадоксальная вещь: экспертный совет по истории почти единогласно был против того, чтобы утверждать этот учебник, но в результате почему-то не отверг его окончательно, а дал рекомендации по переработке. Через некоторое время автор представил записку, в которой рассказал о том, что изменилось в книге. Совет ему поверил на слово, второй раз учебник никто не прочитал, изменения с рекомендациями не сверил и не оценил, но “добро” на включение в федеральный список дал. С тех пор немало критики звучало в адрес учебника, и, судя по заверениям издательства и автора, немало изменений было в него внесено. Но! Уже немало лет я покупаю все учебники Кредера в их обновленных вариантах и убеждаюсь, как переставляются одни и те же абзацы, параграфы, как из текста предложения попадают в вопросы, а из вопросов – в текст. Не меняется одно, но очень принципиальное: оценка начала перелома в ходе войны. Кредер посчитал, что переломом в войне 1941-1945 гг. стал не разгром фашистов под Москвой в 41-м году, а победы союзников: “Перелом в войне происходил по мере перехода инициативы в руки союзников на отдельных фронтах и театрах военных действий. Рубежом в войне на Тихом океане стало сражение у атолла Мидуэй в июне 1942 года”. Про Сталинградскую битву в учебнике всего несколько строк. Несколько строк о битве, определившей победу в Великой войне. Что вы хотите, говорят те, кто разделяет позицию Кредера, ведь это же учебник не об истории СССР. Да, это учебник об истории зарубежных стран. Но можно ли об этой истории говорить так: о чужой – с уважением, о своей – мимоходом? И разве Сталинградская битва не выдающееся событие новейшей зарубежной истории?
Не стала бы еще раз упоминать об учебнике Кредера, но вот только с этим учебником проводят целый год наши дети. И те, кто знает о Великой Отечественной войне многое, и те, кто не знает ничего и может превратно истолковать и победу СССР в ВОВ, и роль советского народа в этой победе.

Вместо заключения
Историю люди узнают по-разному. Кто-то по книгам, кто-то по учебникам, кто-то по фильмам. А кто-то – по рассказам очевидцев, тех, кто эту историю писал скупыми строчками, скупыми, но такими емкими. В Центральном округе делают все, чтобы подрастающее поколение не только прочитало эти строчки, но и дополнило историю такими важными для себя фактами, которых ни в одной книге не найдешь. И правильно делают, потому что только так можно вырастить патриотов своей страны, будущих граждан, которые возьмут на себя ответственность за ту страну, которую им из рук в руки передает старшее поколение.

Виктория МОЛОДЦОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте