Как не ошибиться?
Он зашел ко мне в кабинет, сел за парту и сказал: «Я не знаю, что мне делать. Даже не так: я не знаю, как дальше жить».
Его зовут Дмитрий, через несколько месяцев он оканчивает одиннадцатый класс, в его портфолио победы в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, призерство в олимпиаде «Высшая проба», успешно сданный международный экзамен IELTS, и он совершенно не знает, чем хочет заниматься в будущем.
Казалось бы, перед такими учениками открыты все дороги: большинство вузов с радостью распахнут перед ними свои двери. Но тут-то и кроется подвох: а какие двери выбрать, если тебе одинаково нравятся (и даются) история, английский язык, математика и химия, если все учителя в один голос твердят: «Это твой конек!»? Как не ошибиться с профессиональным самоопределением и «поставить на правильную лошадку»?
В первую очередь пытаюсь успокоить, вразумить и воодушевить: «Времени еще много, мы обязательно найдем дело тебе по душе, не забывай, что ты не один». Психологический настрой выпускника – это едва ли не главный аспект успеха, ведь спокойствие и уверенность в том, что тебя любят, поддерживают, принимают, настраивают на нужный лад, помогают поверить в свои силы, прислушаться к своим потаенным желаниям, иногда скрытым очень далеко внутри, спрятанным под гнетом родительских ожиданий, запросов общества и стереотипов, которые порой очень сложно разрушить. Хорошо, если учитель окажется тем человеком, который сможет объяснить: это только твой выбор, нельзя даже в силу обстоятельств предавать мечту, если есть хотя бы самые крошечные увлечения и устремления, им надо расчищать путь, их надо претворять в жизнь, ведь, может быть, они и станут главной дорогой. Если же педагог еще и сможет привлечь на свою сторону родителей, рассказав о новых трендах в профессиях, объяснив, что то, что было хорошо еще сегодня, через 5 лет востребовано не будет, а, к примеру, сфера онлайн-игр или видеоблогинга – огромный рынок, который будет расти и развиваться, то выпускник сможет почувствовать поддержку еще и от семьи, что только укрепит его позитивное настроение и веру в себя.
Следующий шаг – использование инструментария школы и города, которые, во-первых, предоставляют возможность уточнить профессиональные интересы и склонности, во-вторых, знакомят с актуальным миром профессий и, наконец, учат правилам планирования эффективной карьеры. Нет необходимости выбирать между возможностями, предоставляемыми собственной образовательной организацией и различными площадками Москвы, ведь можно успешно совмещать. В рамках нашей школы обучающиеся могут принять участие в круглых столах на тему «Профессиональный имидж современного работника», проводимых совместно с преподавателями РАНХиГС и ГУУ, дебатах и деловых играх, организуемых Молодежной палатой при Московской городской Думе, «Кружках от чемпионов», где победители олимпиад и студенты вузов делятся опытом, рассказывают о своих ощущениях и дают профессиональные советы. Эти мероприятия помогают старшеклассникам посмотреть на профессии изнутри, узнать о требованиях к соискателю, оценить свои силы и понять, интересно ли им то или иное направление.
Также большинство высших учебных заведений участвует в просветительско-образовательном проекте «Университетские субботы», который предоставляет возможность попробовать себя в профессии актера, медика, инженера, конструктора, дизайнера или программиста (в рамках практических занятий и мастер-классов), предоставляет обширную информацию о стратегиях поступления, трендах современного рынка труда, востребованности тех или иных профессий, программах двойных дипломов и международных стажировках. Помимо прочего на различных городских площадках проводятся регулярные встречи с интересными людьми, которые в формате лекций и или TED Talks транслируют свой опыт, рассказывают о трудностях на пути к успеху и пути их преодоления.
Сегодня, когда я пишу эту статью, мир живет на стыке двух реальностей. Треть прошлого учебного года мы вынуждены были провести буквально взаперти, но в то же время навстречу нам открылось огромное количество онлайн-дверей. В рамках программ профессиональной ориентации обучающиеся имеют возможность посещать онлайн-сессии и мастер-классы, проводимые как вузами и колледжами, так и корпорациями и организациями, заинтересованными в создании новых квалифицированных кадров. Здесь можно узнать все – от секретов трудоустройства в салоны красоты до возможности создать эскиз телефона в русском народном стиле, а также ответить на вопросы чек-листа «Как выбрать профессию» и узнать, как презентовать себя работодателю виртуально.
Мы живем в мире, который постоянно видоизменяется, трансформируется и, цитируя Льюиса Кэрролла, «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Только хорошо организованная совместная работа школы, семьи и города даст выпускнику возможность понять, кем он хочет стать, нужна ли эта профессия сегодня, востребована ли она будет завтра, овладеть ее тонкостями и понять механизм овладения необходимыми компетенциями, определиться наконец с выбором и четко увидеть свое успешное будущее.
Екатерина КУДИМОВА,
учитель английского языка школы №937
имени Героя РФ А.В.Перова
P.S. Сегодня Дима перешел уже на четвертый курс Высшей школы экономики, пишет диплом на кафедре экономики, стажируется в успешной компании и точно знает, как будет жить дальше. А знают ли они, те, которые придут к нам завтра? Если вдруг нет, мы должны быть готовы им помочь.
Комментарии