Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Это сладкое слово «цитология»… Биолог Томилова предпочитает чистые науки, без политической подоплеки

Учительская газета, №50 от 14 декабря 2010. Читать номер
Автор:

В столице Урала есть особый лицей – СУНЦ, специализированный учебно-научный центр, структурное подразделение Уральского государственного университета. В СУНЦе есть кафедра химии и биологии, при ней биопсихологический класс, где учатся наиболее одаренные в сфере естественных наук дети. Почти с начала существования лицея, 18 лет, преподавателем биологии в профильном классе работает Людмила ТОМИЛОВА, которую считают здесь одним из лучших педагогов. Беседа наша естественным образом вращалась вокруг тем: каков он, сегодняшний ученик, и каким должен быть современный учитель.

– Дети всегда хорошие, всегда разные, – считает Людмила Ивановна. – Кто-то, поставив цель, напрягается на контрольных, участвует в олимпиадах. Он более продуктивен в учебе. Кто-то, даже поступив в класс с определенной специализацией, не до конца в ней уверен, что влияет на результат. Но есть одна общая проблема. К нам приходят в основном после восьмого и девятого классов. В обычной школе сейчас сокращены часы по биологии, исходный уровень знаний стал ниже, чем раньше. Для того чтобы успешно изучать и понимать общую биологию, особенно такие темы, как генетика, эволюция, экология, нужно иметь прочную базу по ботанике, зоологии и анатомии. Мы организовали факультативы для выравнивания знаний. – Вы употребили слово «продуктивен». Это для вас критерий оценки школьника? – Критерий важный, но не клеймо. Дети меняются: поначалу один занимался увлеченно, потом переориентировался на другие предметы, зато второй «созрел» и усердствует. Речь идет не только о знаниях, но и об их использовании. Уметь рассуждать, сравнивать, обобщать, отстаивать свое мнение. Верное оно или ошибочное, но нужно стараться его доказать (в истории науки случалось, что понятия «верно» и «неверно» менялись местами). Дискутировать со своим оппонентом, но не кричать «ты дурак, не понимаешь», а выдвигать аргументы. Дети заставляют смотреть по-новому на многие стороны современной жизни. Они учатся, и мы вместе с ними. Приходят к нам желторотыми воробышками, а к концу одиннадцатого класса становятся разумными людьми. Как я говорю: приходят просто homo, а уходят homo sapiens. – Людмила Ивановна, ваши коллеги подчеркивают одну вашу особенность: стремление быть в курсе последних новинок…- Постоянно приходится держать себя в информационном тонусе, не расслабляться, полагаясь лишь на учебник. В лицее существует система послеурочных консультаций. Несколько раз в неделю педагог выделяет время, когда ребенок может подойти со своими вопросами: что-то не понял по учебному курсу или появился вопрос за границами программы. Если могу, отвечаю сразу. Иногда говорю честно: «Дайте мне время, я должна подумать, поискать ответ». – Есть ли у вас любимые темы в учебном курсе?- Есть, цитология.- Вы даже заулыбались, когда произносили это слово!- Потому что это и есть чистая наука, без политической подоплеки. Она быстро развивается, появляется много нового материала, но никто не пытается проникнуть в данную сферу с определенной идеологией. А вот тему «Происхождение человека», например, я люблю меньше и предпочла бы не разбирать ее в школьном курсе, пощадив сознание верующих. – Педагогику тоже нельзя назвать свободной от общества. На качество образования влияют чуждые чистой педагогике понятия – финансы, имидж профессии…- Всегда есть люди, выбирающие профессию потому, что она им нравится, подходит. Но это не массовое явление. Сегодня говорят о необходимости омоложения педагогических кадров. Разве это возможно, если оплата труда не соответствует трудовым вложениям. Учитель вынужден брать дополнительную нагрузку, а времени работать над собой и просто жить, получая удовольствие, не остается. – Людмила Ивановна, вы относите себя к числу тех, кто выбрал профессию, потому что она вам нравится, без влияния социальных стереотипов?- Да, хотя я пришла в систему среднего образования в результате стечения и субъективных, и объективных обстоятельств. В детстве мы любили играть в школу. Меня всегда влекла роль учителя. Недаром говорят, что люди уже в детском возрасте знают свое предназначение. Чем меньше факторов влияния, тем чище это знание.Екатеринбург


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту