search
main
0

Это про всех нас!

Формирование инклюзивной культуры необходимо с детства

О создании инклюзивной образовательной среды в школах Воронежской области заговорили довольно давно. С 2013 года в регионе действует программа поддержки детей с расстройством аутистического спектра «Аутизм. Маршруты помощи», а в 2015 году в Воронеже открылись первые ресурсные классы в двух средних общеобразовательных школах и первая ресурсная группа в обычном детском саду. В 2017 году был создан региональный ресурсный центр поддержки образования детей с ограниченными возможностями здоровья, более точное его название «Государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». На последнем заседании Общественного совета при Департаменте образования, науки и молодежной политики Воронежской области о развитии региональной системы инклюзивного образования и деятельности центра рассказала его директор Ольга Владимировна Недорезова.

 

– Работа по реализации инклюзивных практик в Воронежской области началась далеко не вчера. Инициаторами были родители, именно после их консолидированного запроса в регионе сформировалось понимание системного подхода к развитию инклюзивного образования. Сегодня мы видим, что система работает, взаимодействие с родителями не прекращается ни на день, и это помогает в решении многих проблем. Ведь когда мы говорим о детях с особыми образовательными потребностями, мы имеем в виду большое количество очень разных ребят. На сегодняшний день инклюзивно получают образование в школах и детских садах нашего региона около семи тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, точнее 6869 ребят. Обучаются они в 619 школах региона и 162 детских садах. В этих организациях создаются специальные образовательные условия, обязательно функционируют психолого-педагогические консилиумы. Именно последние призваны регламентировать деятельность педагогов, направленную на создание и реализацию адаптированных образовательных программ для каждого обучающегося, которому это рекомендовано заключением психолого-медико-педагогической комиссии. Территориальные комиссии созданы во всех муниципальных районах области. Координирует их деятельность, принимает коллегиальное решение в наиболее сложных или спорных ситуациях центральная психолого-медико-педагогическая комиссия, куда направляют родителей и педагогов муниципальные операторы – специалисты, курирующие организацию инклюзивного образования в муниципалитетах, – сказала Недорезова.

Ольга Владимировна отмечает, что особые образовательные потребности у детей очень разные, они в различной мере нуждаются в индивидуализации, специальных образовательных условиях и комплексном сопровождении специалистами. Очень непростой оказывается, например, задача по созданию специальных образовательных условий в школах и детских садах для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. К обучению каждого из таких детей требуется подходить исключительно индивидуально. Иногда это возможно только на дому, а в школу ребят приглашают на определенные мероприятия, занятия или на праздники. Очень важно научиться взаимодействовать с родителями, понять, в каких условиях воспитывается малыш дома, какие трудности и точки опоры у данной конкретной семьи.

Решение таких сложных задач по плечу высокопрофессиональным педагогам. По данным мониторинга, проводимого сотрудниками центра, около 8000 учителей области реализуют адаптированные образовательные программы, в том числе 444 тьютора. Это высокий показатель для такой достаточно новой, сложной и очень востребованной сегодня педагогической специальности. Тем не менее число учителей, желающих получить дополнительные профессиональные компетенции по разработке и реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ, не уменьшается. За последние четыре года курсовую подготовку, связанную с реализацией адаптированных образовательных программ, получили более 2000 педагогов, но запрос постоянно растет. Наибольшая востребованность отмечается среди учителей-предметников, работающих с детьми в основной школе.

– Очень важно понимать, – говорит директор центра, – что адаптированная образовательная программа не статичный документ. Ее нельзя написать раз и навсегда. Поставленные педагогами задачи, используемые технологии, методики и подходы, которые собраны в этом документе, на этапе начала обучения должны постоянно подвергаться анализу и актуализации. В адаптированную программу могут вноситься изменения в зависимости от того, каким образом ребенок осваивает программу, какие методы при работе с ним являются успешными, а что необходимо исключить.

Для оказания организационной, методической, консультационной помощи образовательным организациям, формирующим опыт работы с детьми с нарушениями в развитии, в регионе кроме муниципальных координаторов создана система региональных операторов по нозологиям. Это стало возможным, благодаря тому что в Воронежской области сохранена сеть коррекционных образовательных организаций, имеющих достаточно серьезный многолетний опыт реализации исключительно адаптированных программ по различным нозологиям, в которых опытные и квалифицированные педагоги работают с детьми, имеющими различные особенности развития: ментальные или нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха.

Перед этими образовательными организациями Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области поставил задачу методически сопровождать школы и детские сады, которые запрашивают помощь в реализации адаптированных программ. Ежегодно после проведения мониторинга, когда становится понятно, в каком учебном заведении какие именно дети будут получать образование, сотрудники центра формируют и передают региональным операторам списки школ и детских садов, которые в текущем учебном году будут реализовывать адаптированные образовательные программы по той или иной нозологии. Операторы в свою очередь планируют работу на год, заключают договоры с сопровождаемыми школами и детскими садами о совместной реализации адаптированных программ. Помимо методического консультирования, практико-ориентированных семинаров, участия в разработке адаптированной образовательной программы операторы могут принять непосредственное участие в реализации данной программы. Например, ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата зачислен в общеобразовательную школу, расположенную по месту жительства семьи, а школа-интернат – оператор по нозологии, используя дистанционные технологии и электронное обучение, подключается к реализации адаптированной программы для этого обучающегося.

Следующий важный момент – создание консультационных служб на базе образовательных организаций. К сожалению, родители не всегда имеют достоверную информацию, а уровень доверия к системе образования не отражает объективную ситуацию, и это мешает правильному выбору школы или детского сада. Часто мамы и папы первым делом обращаются со своими вопросами в Интернет, а надо стремиться к тому, чтобы главными их помощниками становились специалисты консультационных служб, созданных в образовательных организациях региона, а на вопросы отвечали профессиональные и квалифицированные педагоги и управленцы. От компетентности родителей и их уровня доверия педагогам во многом зависит успех ребенка.

Большую помощь оказывают общественные родительские организации, которых в Воронежской области немало. Многие родители сами прошли соответствующую подготовку, приобрели педагогический опыт, чтобы вырастить своих детей с особенностями развития, а теперь готовы помогать другим семьям. С помощью таких мам и пап собираются и обобщаются вопросы, которые возникают при воспитании особых ребят. Наиболее часто возникающие у родителей проблемы были объединены сотрудниками центра в книгу «Ответы», изданную Воронежской областной типографией. Сейчас в планах центра организовать работу по созданию видеоконсультаций – роликов с подробными рекомендациями специалистов по проблемам, которые чаще всего беспокоят родителей и семьи, и размещению их на официальном сайте центра.

– Сложность решаемых задач по развитию инклюзивного образования и обеспечения доступности образования детям с ограниченными возможностями здоровья требует не только активной поддержки родительского сообщества, – считает Ольга Недорезова, – но и организации эффективного межведомственного взаимодействия, в том числе в рамках реализации образовательных программ. Мы понимаем, что и система здравоохранения, и система социальной защиты, и образовательная система традиционно сопровождают семьи, воспитывающие детей с ОВЗ. Но хотелось бы рассказать о новом интересном проекте, находящемся на стадии разработки в настоящее время. Речь о сотрудничестве общеобразовательных школ со школами искусств. Планируется начать с создания классов для обучения музыке детей с расстройствами аутистического спектра. Со стороны родителей поступает немало запросов: есть ребята, которые любят рисовать, есть и те, кто хотел бы научиться играть на музыкальных инструментах. Но педагоги в школах искусств очень часто отказываются работать с детьми с особенностями развития, потому что трудно, потому что нет примерных адаптированных образовательных программ, а ведь именно дополнительное образование – музыкальное, художественное – может дать особенному ребенку новые возможности для социализации и гармоничного развития, создать ситуацию успешности, поэтому и ведутся поиски решения этой проблемы. Сегодня в наших планах участие специалистов центра в курсах повышения квалификации, которые организованы для педагогов школ искусств. Это очень интересное направление работы и, надеюсь, перспективное. Пока есть заявка на обучение девяти педагогов. Будем работать с ними, а первый пилотный проект планируем реализовать в школе №92 в микрорайоне Шилово. Эта школа имеет положительный опыт реализации инклюзивной модели образования и находится недалеко от школы искусств – будет удобно и детям, и родителям. Надеемся, опыт окажется положительным.

Воронежская область – одна из немногих в Российской Федерации, где разработан и утвержден норматив финансирования с учетом нозологических особенностей детей, а также вида образовательной организации, формы предоставления образования и его уровня. И если с финансовым обеспечением обучения детей ситуация стабильна и понятна, то подготовка педагогических кадров на сегодня рассматривается как перво­очередная задача. Это системная, непрерывная работа, которая включает не только курсы повышения квалификации, вебинары, индивидуальное консультирование, но и направлена на поддержку престижа самой профессии, расширение возможностей получить базовое педагогическое образование, позволяющее поднять эту работу на качественно новый уровень.

Ежегодно центр организует и проводит региональные этапы всероссийских конкурсов «Учитель-дефектолог года», «Лучший инклюзивный детский сад» и «Лучшая инклюзивная школа». Такие мероприятия способствуют повышению престижа профессии, позволяют поделиться успешным опытом, получить положительную оценку профессиональной деятельности, ощутить признание и благодарность. Это очень важно, ведь дефицит кадров остается большим.

Все направления работы важны, но своей сверхзадачей сотрудники центра считают формирование инклюзивной культуры в обществе. В регионе уже есть школы и детские сады, которые по праву могут называться инклюзивными и по своей идеологии, и по содержанию работы.

– Если начинать формирование инклюзивной культуры с детства, – говорит Ольга Недорезова, – то логично, чтобы таких образовательных учреждений становилось больше, потому что инклюзия – это не только про детей с ограничениями здоровья, но и про всех нас, это про здоровье общества.

Татьяна МАСЛИКОВА, Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте