Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
Проблемы негородского образования обсудили в Карелии
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений Проблемы негородского образования обсудили в Карелии
Равные возможности

Это преодолеть под силу

Но не нужно смешивать понятия адаптации и упрощения
УГ - Москва, №03 от 19 января 2021. Читать номер
Автор:

Ни для кого не секрет, что урок – тщательно спланированная импровизация. Можно только предположить, какой отклик найдет та или иная тема у его слушателей, смогут ли они определить цели урока, ответить на поставленный вопрос, провести рефлексию. Зачастую учитель выступает в качестве режиссера, распределяет роли, направляет к верному реагированию, пропускает материал через себя. Но что делать «режиссеру», когда он погружается в другие условия, когда участникам его действа требуются другие способы выстраивания взаимодействия и подачи материала? Вполне логичен вывод, что необходимо трансформировать привычные методы и самому выйти на новый уровень проектирования.

С чего же начинается проектирование урока в инклюзивном классе, что может послужить основой для его успешной реализации? Как это ни банально, но все начинается с личного отношения учителя. С его готовности принять особого ребенка в классном коллективе и помочь ему адаптироваться. С признания и уважения индивидуальных различий и особых образовательных потребностей, готовности взаимодействия с родительской общественностью.

Немаловажным условием будет готовность индивидуализировать (адаптировать) учебный материал, проявлять гибкость и использовать различные методы в своей работе, умение работать в команде.

Именно команда вносит свою лепту в организацию специальных условий для учеников с особыми образовательными потребностями. Ведь и адаптированную программу, и индивидуальный образовательный маршрут разрабатывает педагогическое объединение: учителя, специалисты службы сопровождения (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, тьюторы), методист или куратор по инклюзии и представители администрации.

Очень важно, чтобы команда правильно организовала учебный процесс, учла возможности поэтапного включения ребенка в урочную и внеурочную деятельность, использовала возможности психолого-педагогического сопровождения. Не стоит забывать и о материально-техническом обеспечении пространства, учитывающего индивидуальные особенности и потребности ребенка.

Например, слабовидящие ребята нуждаются в специальных учебниках с увеличенным шрифтом или специальных увеличительных приборах. Слабослышащие – в звукоусиливающей аппаратуре. А если в класс пришел ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, у него должно быть подготовленное рабочее место, оборудованное компьютером, специальными клавиатурой и джойстиками.

Если пришел ученик с расстройством аутистического спектра, то, скорее всего, ему потребуется зона сенсорной разгрузки – это то место, где он сможет отдохнуть и переключиться. Таким ребятам легче ориентироваться на визуальные стимулы, и мы можем подготовить им визуальные расписание, инструкции, подсказки.

Итак, теперь наш ученик с визуальным расписанием, со специальным оборудованием. Как же учителю преподнести ему учебный материал? Так же, как и пространство, его необходимо адаптировать. Но не нужно смешивать понятия адаптации и упрощения. Упрощаем мы тогда, когда у ребенка выраженные трудности в освоении программы. А адаптация применяется по мере необходимости. Но, опираясь на личный опыт, могу сказать, что эта необходимость возникает всегда.

Учителя, сами о том не задумываясь, часто адаптируют материал. Вспомните, есть сложная задача – перенеси ее решение на конфеты! Непонятна формулировка – выдели ключевые слова. Ограничен во времени выполнения задания – сделай сначала то, что легко. Это и есть адаптация, о формах и вариантах которой мы сегодня говорим.

Да, она сейчас более оформлена как деятельность, разделена на уровни, теперь можно адаптировать не одному учителю, а подключить к адаптации целое методическое объединение и специалистов службы сопровождения. Главное – желание это сделать!

Часто дети с ООП, которые не испытывают особых проблем в освоении образовательной программы по предметным областям, сталкиваются со стойкими затруднениями в освоении навыков, необходимых для решения повседневных жизненных задач.

Преодолеть их помогает вовлечение ребят в активную продуктивную деятельность. И они с удовольствием принимают участие в проектах, проводят опыты, взаимодействуют с окружающим миром. Покажите им – и они запомнят, вовлеките их – и они научатся!

Анна НЕНАХОВА, методист по обучению детей с ООП школы №1748 «Вертикаль», куратор проекта «Ресурсная школа – территория успеха для каждого»; Мария КАЛАЧ, учитель начальных классов, учитель-логопед школы №1748 «Вертикаль»


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt