search
Топ 10
Школьник, указавший на ошибку президента, сдал ЕГЭ по истории на 100 баллов Врач из Китая рассказал, сколько яиц нужно съесть в неделю, чтобы снизить холестерин в крови Школьницу из-за трех баллов на ЕГЭ лишили золотой медали: девочка 11 лет была отличницей После выпуска – контракт: в Госдуме предложили разрешить выпускникам школ идти служить по контракту в армию Календарь магнитных бурь на конец июня и июль 2022 года – под солнечным ветром лета Погасла звезда «Ласкового мая»: с культовым певцом Юрием Шатуновым простятся 26 июня 2022 года Единственная выпускница Сахалинского села получила аттестат В Рособрнадзоре дали выпускникам подробную инструкцию, как узнать результаты ЕГЭ «День Молодежи» в Москве: программа праздника Международный день балалайки 23 июня отмечают музыканты и поклонники старинного русского инструмента

Это преодолеть под силу

Но не нужно смешивать понятия адаптации и упрощения

Ни для кого не секрет, что урок – тщательно спланированная импровизация. Можно только предположить, какой отклик найдет та или иная тема у его слушателей, смогут ли они определить цели урока, ответить на поставленный вопрос, провести рефлексию. Зачастую учитель выступает в качестве режиссера, распределяет роли, направляет к верному реагированию, пропускает материал через себя. Но что делать «режиссеру», когда он погружается в другие условия, когда участникам его действа требуются другие способы выстраивания взаимодействия и подачи материала? Вполне логичен вывод, что необходимо трансформировать привычные методы и самому выйти на новый уровень проектирования.

С чего же начинается проектирование урока в инклюзивном классе, что может послужить основой для его успешной реализации? Как это ни банально, но все начинается с личного отношения учителя. С его готовности принять особого ребенка в классном коллективе и помочь ему адаптироваться. С признания и уважения индивидуальных различий и особых образовательных потребностей, готовности взаимодействия с родительской общественностью.

Немаловажным условием будет готовность индивидуализировать (адаптировать) учебный материал, проявлять гибкость и использовать различные методы в своей работе, умение работать в команде.

Именно команда вносит свою лепту в организацию специальных условий для учеников с особыми образовательными потребностями. Ведь и адаптированную программу, и индивидуальный образовательный маршрут разрабатывает педагогическое объединение: учителя, специалисты службы сопровождения (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, тьюторы), методист или куратор по инклюзии и представители администрации.

Очень важно, чтобы команда правильно организовала учебный процесс, учла возможности поэтапного включения ребенка в урочную и внеурочную деятельность, использовала возможности психолого-педагогического сопровождения. Не стоит забывать и о материально-техническом обеспечении пространства, учитывающего индивидуальные особенности и потребности ребенка.

Например, слабовидящие ребята нуждаются в специальных учебниках с увеличенным шрифтом или специальных увеличительных приборах. Слабослышащие – в звукоусиливающей аппаратуре. А если в класс пришел ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, у него должно быть подготовленное рабочее место, оборудованное компьютером, специальными клавиатурой и джойстиками.

Если пришел ученик с расстройством аутистического спектра, то, скорее всего, ему потребуется зона сенсорной разгрузки – это то место, где он сможет отдохнуть и переключиться. Таким ребятам легче ориентироваться на визуальные стимулы, и мы можем подготовить им визуальные расписание, инструкции, подсказки.

Итак, теперь наш ученик с визуальным расписанием, со специальным оборудованием. Как же учителю преподнести ему учебный материал? Так же, как и пространство, его необходимо адаптировать. Но не нужно смешивать понятия адаптации и упрощения. Упрощаем мы тогда, когда у ребенка выраженные трудности в освоении программы. А адаптация применяется по мере необходимости. Но, опираясь на личный опыт, могу сказать, что эта необходимость возникает всегда.

Учителя, сами о том не задумываясь, часто адаптируют материал. Вспомните, есть сложная задача – перенеси ее решение на конфеты! Непонятна формулировка – выдели ключевые слова. Ограничен во времени выполнения задания – сделай сначала то, что легко. Это и есть адаптация, о формах и вариантах которой мы сегодня говорим.

Да, она сейчас более оформлена как деятельность, разделена на уровни, теперь можно адаптировать не одному учителю, а подключить к адаптации целое методическое объединение и специалистов службы сопровождения. Главное – желание это сделать!

Часто дети с ООП, которые не испытывают особых проблем в освоении образовательной программы по предметным областям, сталкиваются со стойкими затруднениями в освоении навыков, необходимых для решения повседневных жизненных задач.

Преодолеть их помогает вовлечение ребят в активную продуктивную деятельность. И они с удовольствием принимают участие в проектах, проводят опыты, взаимодействуют с окружающим миром. Покажите им – и они запомнят, вовлеките их – и они научатся!

Анна НЕНАХОВА, методист по обучению детей с ООП школы №1748 «Вертикаль», куратор проекта «Ресурсная школа – территория успеха для каждого»; Мария КАЛАЧ, учитель начальных классов, учитель-логопед школы №1748 «Вертикаль»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте