Среди них – эволюция географических взглядов на мир и методов географического анализа, география религий, культурные районы мира, теория и практика геополитики, модели размещения хозяйства, географические границы, география городов и экономическое районирование.
Кроме того, в книге содержится интереснейший материал для проведения самостоятельных и практических работ (таблицы, карты, задания по каждой теме), который позволит учителю строить работу в постоянном диалоге с учеником. А многие из заданий, такие, как функциональное зонирование городов, механизм установления
цен на земельные участки, оценка правильности определения округов для голосования при выборах, и другие наверняка привлекут интерес ребят своей близостью к повседневной реальной жизни. А некоторые из них, например построение карт-анаморфоз, позволят привить ученикам вкус к исследовательской работе.
Старшеклассникам, уже знакомым с основными элементами физической и экономической географии, предлагается открыть для себя мир фактов и идей современной географии общества – наследницы географии человека.
Основные разделы учебника: география и познание мира, политическая и экономическая карты мира, география населения и культуры, география городов, география мирового хозяйства, территориальные закономерности экономического и политического развития.
Учебник был удостоен гранта международного фонда “Культурная инициатива” по секции “Гуманитарная география”.
Предлагаем вашему вниманию главы из этого учебника.
География
Когда-то в долине Инда…
$ 1. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева
Этносы как носители культуры. Итак, носителями культуры являются этносы – устойчивые сложившиеся коллективы людей, противопоставляющие себя всем прочим аналогичным коллективам (эллины – варварам; иудеи – необрезанным; китайцы – людям Срединного царства и ху – варварской периферии, в том числе и русским; арабы – нечестивым; православные – нехристям, причем к последним относились и католики). Все эти коллективы различаются по языку, иногда по системе идеологии, происхождению и, главное, – по исторической судьбе.
Каждый этнос имеет свои неповторимые, единственно достойные стереотипы и нормы поведения, которые негласно существуют во всех областях жизни и быта. Соприкасаясь с другой нормой поведения в другом этносе, удивляются чудачествам другого народа (например, арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам, а крестоносцы – многоженство; такие деликатесы китайской кухни, как мясо маленьких собачек, изумляют всех некитайцев).
Из нескольких этносов, возникших в определенном регионе, взаимосвязанных экономическим, политическим и идеологическим общением, формируются суперэтносы (например, мусульманский).
Где и почему возникают этносы? Этногенез – процесс становления этноса от момента возникновения до исчезновения.
Становление новых этносов приурочено к регионам стыка двух и более ландшафтов. Так, основные процессы этногенеза в Евразии происходили при сочетании горного и степного ландшафтов на востоке, лесного и лугового (поляны в Волго-Окском междуречье) – на западе, степного и оазисного (Крым, Средняя Азия) – на юге, лесотундры и тундры – на севере. Народы же, населяющие монотонные ландшафты, например степи (саки, печенеги, кыпчаки), и в этническом, и в социальном плане стабильны. А вот, например, на Ближнем Востоке (в Леванте) при сочетании гор, моря, пустынь и речных долин новые этнические комбинации возникали часто. Море было составной частью места развития этносов в двух известных истории случаях: это культурные общности на берегах Ледовитого океана (эскимосы) и в Полинезии.
Монотонный ландшафтный ареал стабилизирует обитающие на нем этносы, разнородный – стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований.
Стадии этногенеза. Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития. Первая стадия – фаза подьема, вызванная пассионарным толчком. Спаянные энергией, этнические общности, расширяясь, подчиняют территориально близкие народы. Группа этносов в одном регионе формирует суперэтнос. Так, византийский суперэтнос, возникший в результате толчка в I в. н.э., состоял из греков, египтян, сирийцев, грузин, армян, славян и просуществовал до ХV в. Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза.
Фаза подьема длится примерно 300 лет, такова же продолжительность и акматической фазы, когда люди в наибольшей степени стремятся “быть самими собой”: не подчиняться общим установлениям, считаясь лишь с собственной природой. Именно в этой фазе прекращается экспансия этноса, складывается его своеобразие и создаются условия для формирования суперэтнических культурных образований; заканчивается этот период соперничеством, резней и гражданскими войнами, ход этногенеза временно тормозится, поскольку люди истребляют друг друга. Этнос переходит в фазу надлома, которая продолжается 150-200 лет. Этнос начинает жить по инерции, благодаря приобретенным ценностям наблюдается расцвет культуры и искусства. Наступает инерционная фаза, когда идет подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ.
Постепенно пассионарность истекает, наступает фаза обскурации. Люди с пониженной пассионарностью стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей. Процессы распада становятся необратимыми: везде господствуют люди вялые, эгоистичные, с потребительской психологией. Наступает последняя фаза этногенеза – мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Приходит время равновесия с природой, когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой. Продолжительность этой фазы целиком зависит от историко-географических особенностей территории, вместившей остаток разбитого этноса. Если эти условия благоприятны, он становится изолятом и существует неопределенно долго, до тех пор, пока на его землю не позарятся соседи.
Новый цикл развития может быть вызван очередным пассионарным толчком, при этом возникает новое поколение неспокойных и недовольных людей, которые образуют ядро нового этноса, давая начало витку этногенеза, благодаря которому человечество не должно исчезнуть с лица Земли.
Зоны пассионарных толчков – это узкие полосы шириной около 300 км при широтном направлении и несколько больше – при меридиональном. Возникают толчки этногенеза достаточно редко, два или три за тысячу лет, и почти никогда не проходят по одному и тому же месту.
Один и тот же толчок может создать несколько очагов повышенной пассионарности (и как следствие – несколько суперэтносов), если его зона перекрывает разнообразные физико-географические регионы. Так, толчок VI в. н.э. “задел” Аравию, долину Инда, Южный Тибет, Северный Китай и Среднюю Японию. Во всех этих странах возникли этносы-ровесники, каждый из которых имел свой стереотип поведения и культуру. Их соседи – Византия, Иран, Великая степь были старше. В ХI в. появились чжурчжэни и монголы, в ХIII в. – литовцы, великороссы, турки-османы, эфиопы.
Глава 3
$ 1. Формы государственного устройства и управления стран мира. Независимые государства
Все обьекты политической карты мира можно условно разделить на две большие группы: независимые государства и несамоуправляющиеся территории (см. схему).
Статус независимых государств имеют монархии и республики, они могут заключать равноправные договора с другими государствами, быть членами ООН, входить в международные экономические и политические организации.
Форма государственного управления оказывает влияние на общественно-политическую жизнь стран, традиции, но не определяет ни уровень экономического развития, ни особенности внутриполитической обстановки: зачастую монархии (например, в Европе) по сути более демократичны, чем некоторые республики.
Монархии. Это форма государственного управления, при которой власть сосредоточена в руках одного человека – царя, императора, короля, султана и передается по наследству. В абсолютных монархиях власть монарха практически безгранична. Их число на политической карте мира постоянно сокращается, большая их часть расположена в Азии (фактически абсолютными монархиями являются Бутан, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн и Кувейт).
Главой теократических монархий является религиозный лидер. Таких государств на земном шаре всего три – Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский; Саудовская Аравия, где король является одновременно главой религиозной общины мусульман-суннитов, и султанат Бруней.
В конституционных монархиях власть монарха ограничена конституцией, а в парламентских – парламентом. Как правило, монархи “царствуют, но не управляют”, превратившись в символ нации и дань традиции. Такую форму государственного правления имеет большинство монархий Западной Европы – Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.
К 1994 г. в мире насчитывалось около 30 монархий: 1 – в Океании, 3 – в Африке, 13 – в Азии, 12 – в Европе, в том числе и Андорра, которая фактически – республика, формально – конституционная монархия (княжество), с конца ХIII в. находящаяся под двойным суверенитетом – Франции и Испании. Некоторые монархии обладают элементами республик, например федерализмом. Верховные правители федеративных конституционных монархий избираются на пять лет наследственными правителями малайзийских султанатов (в Малайзии), Верховным советом эмиров (в Обьединенных Арабских Эмиратах).
СХЕМА #1
Республики. В республиках высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу, а глава государства избирается всем населением страны, имеющим право голоса. В президентских республиках, в отличие от парламентских, в руках президента сосредоточены полномочия главы государства и главы правительства. Президентскими республиками являются, например, США, Аргентина, Бразилия.
В унитарных республиках административно-территориальные единицы подчиняются непосредственно центральному правительству.
Члены федерации в составе федеративных республик имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность и, как правило, атрибуты государственной власти – флаг, гимн, конституцию, парламент. Члены федерации имеют общие союзные или федеральные органы управления, армию.
Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают обьединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации. Статус конфедерации имеет по конституции только Швейцария, хотя фактически форма государственного устройства этой страны близка к федеративной.
Почти 3/4 государств мира – республики. Эту форму правления, как правило, избирали с начала ХIХ в. страны Латинской Америки, добившиеся независимости, Россия после революции 1917 г., почти все бывшие колонии в Азии и Африке в середине ХХ в. После второй мировой войны республиками были провозглашены страны Восточной Европы, Италия, Греция, Египет, Эфиопия, Иран.
Число федеративных республик в мире – около 20; они создавались главным образом на основе этнических или национальных различий (Российская Федерация, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия), или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Австралия, Федерация Микронезии).
Шарль Луи Монтескье (1689-1755), известнейший французский просветитель, представитель философской школы естественного права, считал форму государственного устройства функцией климата и размеров страны.
Обширные империи предрасположены к деспотическому правлению, ибо для стабильности в большом по территории государстве необходимо, чтобы удаленность мест, куда рассылаются приказания, уравновешивалась быстротой их выполнения. Таким образом, маленькие государства по своей природе должны быть республиками, обширные империи – находиться под властью деспотов, средней величины – подчиняться монарху. Значит, для сохранения принципов правления государство должно сохранять неизменным и свои размеры; государственный строй может измениться в зависимости от расширения или сокращения территории.
Небольшие государства с демократическим устройством, как правило, погибают от внешнего врага, а большие – от внутренних проблем. Таким образом, оптимальной будет форма государственного устройства, сочетающая преимущества и достоинства республиканского правления с силой монархии. Такой формой правления Монтескье считал федерацию как пространственно единый союз суверенных республик, способный сопротивляться врагу и сохранять свои размеры не ценой утери демократии.
В чем, на ваш взгляд, главная ошибка рассуждений Ш.Монтескье?
Материал подготовила
Людмила ЕЛХОВСКАЯ, зав. редакцией географии и естествознания издательства “Просвещение”
NB!
В издательстве “Просвещение” вышли в свет новые учебники и учебно-методическая литература по географии:
1. Сухов В.П. Физическая география 7 класс.
2. Крылова О.В. и др. География материков и океанов 7 класс.
3. Раковская Э.М. и др. Природа России 8 класс.
4. Алексеев А.И. и др. Население и хозяйство России 9 класс.
5. Винокурова Н.Ф. и др. Природопользование 10-11 кл.
6. Лобжанидзе А.А. География России. Эколого-экономические аспекты.
7. Бабурин В.Л. Деловые игры по экономической и социальной географии.
8. Левицкий И.Ю. и др. Решение задач по географическим картам.
КЛОДЕЛЬ
На “Методической кухне” хозяйничали Елена КОМАРОВА и Ольга КУТАСОВА
Комментарии