Я часто вспоминаю свою бабушку. И ее образ почему-то неразрывно связан и ассоциируется у меня с ее профессией. В детстве я иногда забывала, как ее зовут, потому что она была у меня единственной, имя не имело значения, но я всегда помнила, что бабушка – учительница. И этот факт вызывал во мне чувство гордости.
А уважение я ощущала не только в отношении к ней окружающих, но и в том достоинстве, которым отличалось ее поведение. Даже за хлебом в ближайший магазин бабушка не позволяла себе выйти в халатике или домашних тапочках, несмотря на то что перед этим копалась в грядках или топила печь. Она обязательно надевала красивое платье, туфельки на каблучках, причесывалась, укладывая венчиком косу, подкрашивала брови и губы, и только тогда выходила за калитку. Да и как же иначе! Ведь это идет учитель, педагог, воспитатель. Профессия обязывает быть примером во всех жизненных ситуациях.
Еще до школы я ощущала значимость и сложность бабушкиной работы. Я видела, каким авторитетом пользовалась она в среде знакомых и соседей, как они постоянно приходили к ней посоветоваться, а она никогда не отмахивалась, обсуждая вместе с ними проблемы и стараясь найти выход из положения.
Но еще больше меня удивляли бабушкины гости – бывшие ученики, навещавшие ее то в одиночку, то группами, то семьями. А ведь преподавала она в младших классах, то есть уже прошло немало времени с той поры, когда она учила их. А они все равно приходили, чтобы рассказать, как живут, где работают, чего добились в жизни или просто вспомнить то время, когда они только начинали осваивать азы науки и жизни в целом. Потом бабушка с улыбкой рассказывала мне, какие трудности порой приходилось преодолевать во время обучения того или иного ребенка.
С детства я была уверена, что учитель должен быть в курсе семейных и жилищных обстоятельств каждого ученика и выстраивать обучение и воспитание в зависимости от этого. Ведь все дети разные. У кого-то все идет гладко, другим не даются определенные предметы. С ними непременно нужно заниматься дополнительно и индивидуально. Третьи учатся неважно из-за сложной обстановки в семье. Здесь необходимо общаться с родителями.
Однажды бабушка рассказала мне историю о своей ученице, которая жила у нее целый месяц. В ее семье было десять детей. Почти все учились. Занимались по очереди, потому что места не хватало. Но и очереди иногда было невозможно дождаться. И получалось, что девочка на второй год может остаться. Бабушка уговорила родителей разрешить взять ученицу к себе до конца учебного года, чтобы помочь ей подтянуться и исправить двойки. К тому же ее дочь в это время училась в параллельном классе, поэтому домашние задания девочки могли делать вместе и досуг проводить. За это время плохие оценки были исправлены, понимание предметов улучшилось, появился интерес к учебе. К тому же стало стыдно приходить в школу с невыученными уроками, и в дальнейшем девочка уже всегда находила возможность выучить их.
Неудивительно, что еще в те годы у меня появилось уважение к должности учителя не только как к педагогу, наставнику, но и воспитателю. Не пропало оно и во время моей учебы в школе. Однако ко времени обучения моих детей общественное мнение изменилось.
Учебный процесс отошел к сфере услуг. Воспитательная часть обучения канула в Лету. На учителя стали смотреть, как на продавца или официанта. Не умаляя значения этих профессий, я хочу напомнить об их несопоставимости. Значение воспитательного процесса в школе и детском саду совершенно напрасно недооценивалось в последние годы. Чтобы это стало понятным, хочу напомнить читателю о научно-педагогическом эксперименте, проводившемся в течение многих лет факультетом психологии МГУ. Подробнее об этом уникальном эксперименте читайте в статье Э.В.Ильенкова «Становление личности: к итогам научного эксперимента» (журнал «Коммунист» №2, 1977 г.).
Педагоги-психологи И.Соколянский и А.Мещеряков работали с воспитанниками интерната для слепоглухонемых детей. Разработав свою систему обучения и воспитания, они смогли вырастить полноценных членов общества, научившихся не просто действовать и мыслить, но и представлять, анализировать, говорить, общаться, быть социально адаптированными. Ограниченные в своих возможностях развития дети сумели получить высшее образование, заниматься наукой, читать лекции, вести общественную работу.
Конечно, такой эксперимент был сложным, трудным, требовал тщательной проработки методов, точного расчета предполагаемых результатов, неимоверного терпения, огромной внимательности, понимания той грани, того момента, когда нужно уменьшать степень руководства и увеличивать объем самостоятельности ребенка, когда давать ему возможность проявить инициативу. Понятно, что обычным детям все дается проще и не нужны такие усилия, но без правильной и своевременной педагогической работы можно пройти и мимо их талантов и наклонностей.
К сожалению, есть такие люди, которые ратуют за то, чтобы профессия учителя, педагога и воспитателя исчезла совсем, они были бы заменены роботами, компьютерами. Так, дескать, результаты обучения будут более объективными, а условия – равными. Только где же тут равенство, если одному ребенку достаточно обычных условий, а другому нужно уделить больше внимания? Если все пришли в первый класс с разным уровнем подготовки, кто может это нивелировать – робот или педагог-воспитатель? Кто может заметить, что малыш сегодня себя плохо чувствует или что-то тяготит его? Кто поймет, что ученик является аутсайдером в классе, и поможет ему адаптироваться? Это роль внимательного воспитателя, которой тоже уделяется немало места в упомянутой статье, разве ее заменишь чем-нибудь другим?
Сегодня появилась надежда на повышение статуса учителя. В школы возвращается воспитательная работа. Очень хочется, чтобы это не нагрузило учителя новой излишней отчетностью и дополнительными мероприятиями для повышения рейтинга школы, а вернуло в детские учреждения процесс воспитания гармонично развитой личности. Хочется, чтобы повысилась ответственность детей и родителей по отношению к педагогу, в подтверждение уважения к педагогическому труду. Чтобы из образования навсегда ушло пресловутое «клиент всегда прав»! Образование не услуга, а процесс воспитания и обучения, в котором человек становится личностью. В этом и состоит призвание учителя.
Екатерина СОМОВА, мама ученика школы №2127
Комментарии