Основная задача при подготовке родителей к инклюзивному образованию – снятие негативных ожиданий, а главная трудность – преодоление настороженного, иногда даже негативного отношения родителей к совместному пребыванию детей в группе.
Психологи пришли к любопытному выводу: оказывается, у взрослых больше предубеждений и психологических барьеров по отношению к инклюзии, а дети младшего возраста свободны от стереотипов и страхов, они адекватно воспринимают людей с инвалидностью и без проблем общаются. Дети начиная со среднего дошкольного возраста транслируют отношение родителей к людям с ОВЗ. Руководствуясь мыслью о том, что люди боятся того, чего не знают, нашу работу мы начали с информирования родителей. На этом этапе мы провели информационную кампанию. В каждой группе были размещены информационные плакаты, ширмы с информацией о причинах заболевания, о положительном опыте включения детей с ОВЗ в группы типично развивающихся сверстников. Начинали мы работу с детьми с синдромом Дауна. Прежде всего родители боятся детей с ОВЗ, потому что не понимают проблему, боятся заразиться, считают, что такие дети рождаются только в маргинальных семьях, у пьющих родителей, что общение с такими детьми нежелательно для их ребенка. Нашей задачей было дать информацию, ответить на все интересующие вопросы, чтобы разрушить эти мифы. Один из наиболее стойких мифов об инклюзивном образовании основывается на том, что присутствие детей-инвалидов негативно влияет на достижения типично развивающихся детей. Это утверждение не подкреплено абсолютно никакими фактами. Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья, приводя своего малыша в группу, в свою очередь тоже часто имеют негативные ожидания, предполагая, что их ребенка будут дразнить и обижать, их ребенок не сможет сам общаться с типично развивающимися детьми, его не поймут. Родителям детей с ОВЗ в доступной форме мы отвечаем на вопросы, связанные с их основными страхами и опасениями по поводу включения их ребенка в группу типично развивающихся сверстников. Часто мы встречаемся с такими противоположными родительскими позициями и установками: «Жертва» – родители считают, что они самые несчастные, что окружающие должны опекать их, и поэтому часто снимают с себя, таким образом, ответственность за происходящее с их ребенком, их не особо волнуют возникающие проблемы при включении в группу ДОУ («Делайте с ним что хотите!»). «У нас все в порядке» – позиция отрицания, когда родители не хотят видеть реальных психологических проблем у ребенка, считая его нормальным по развитию. Родители детей с ОВЗ часто группируются между собой. У этого явления есть как плюсы, так и минусы. Положительные объединения возникают для обмена информацией о развитии и воспитании детей с ОВЗ, предоставления различных льгот, психологической поддержки друг друга. Но бывает так, что родители объединяются только для борьбы за права за своего ребенка с ОВЗ (даже там, где они не нарушаются) и часто переходят на позицию «жертвы». Мы хотим, чтобы родители не думали, что инвалидность ребенка – признак, который делает людей похожими, что это именно тот самый принцип, по которому следует дружить. Мы уверены, что все родители – как с ребенком-инвалидом, так и с типично развивающимся ребенком – имеют самые разные характеры, интересы и предпочтения. Конечно, инвалидность ребенка – фактор, который сближает родителей, имеющих детей с ОВЗ, но это совсем не обязательно основа для дружеских отношений. Желательно, чтобы родители детей с инвалидностью могли сами выбрать, с кем им дружить – и с теми, у кого есть дети с инвалидностью, и с теми родителями, у которых таких детей нет, ведь в инклюзивной группе такая возможность представляется. Негативное отношение меняется, когда родители могут видеть положительную роль инклюзии на практике, в связи с этим в прошлом году стартовал проект «День семьи». В течение года родители наших воспитанников активно участвовали в жизни сада. Часть родителей проводили занятия в группе, куда ходит их ребенок. Другие участвовали в спортивных мероприятиях, где вместе со своим ребенком соревновались с командой из другой группы сада. Многие организовывали игры на прогулке. Каждый родитель старался проявить себя, и здесь совершенно не важно, это родители ребенка с ОВЗ или родители типично развивающегося ребенка. К родителям мы относимся как к участникам процесса, которые хотят и могут внести свой вклад в жизнь детского сада. Одним из эффективных способов сближения родителей, детей и педагогов стали также совместные посещения детских утренников. Многие родители отмечают день рождения своего ребенка в саду, устраивая настоящие театрализованные представления для детей группы. Активное участие все родители принимают в ежегодных выставках. Родители совместно с ребенком делают дома поделки и приносят их на выставку. Стоит сказать и о субботниках. Ведь, как известно, совместная деятельность объединяет. В прошлом году, участвуя в конкурсе на лучший участок группы, каждый родитель внес свой вклад в создание проекта, все вместе реализовывали своей проект. Часто на родительских собраниях говорит только воспитатель, а родители слушают и ждут окончания. Педагоги детского сада решили в корне изменить этот стереотип и не поучать, а сотрудничать с родителями в вопросах воспитания. Родительские собрания мы проводим за чаепитием. Большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня и в такой неформальной, теплой, почти семейной обстановке чувствуют себя свободнее, легче делятся своими проблемами. Воспитатели детского сада к родительскому собранию пекут пироги, родители бывают приятно удивлены, когда видят, что их ждут улыбающиеся, приветливые педагоги, но еще больше они поражаются накрытым столам. Так бывает на первом родительском собрании, а уж затем инициативные родители приносят сами что-нибудь к чаю, всегда находится чья-либо бабушка или мама, которая печет пироги. Родители в непринужденной обстановке с увлечением и заинтересованностью обсуждают вопросы, которые ставит перед ними воспитатель. При таком подходе родители стремятся к индивидуальным контактам с воспитателями, так как их интересуют вопросы, касающиеся формирования личности их ребенка, его внутреннего мира, отношений с родителями и окружающим миром. Подобные встречи нельзя назвать в традиционном смысле родительскими собраниями, так как это скорее встречи по интересам или родительский клуб, куда родители приходят с желанием поделиться своими мыслями, решить возникшие проблемы. На таких собраниях родители все равны, они вместе принимают решения, договариваются и находят интересных собеседников. На родительских собраниях мы проводим игры на развитие толерантного отношения к людям с ОВЗ, на понимание их особенностей. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны других родителей.Многие родители типично развивающихся детей, которые посещают инклюзивные группы, быстро осознают, что их дети даже не знают, что в группе есть «не такие» дети. Мы слышали, как дети рассказывают родителям, что у них есть дети, которые говорят руками (то есть используют жесты), но мы ни разу не слышали, чтобы ребенок сообщил, что сверстник в его группе отстает в развитии.Основными принципами в работе с родителями мы считаем равенство психологических позиций, взаимодействующих независимо от особенностей ребенка, равное признание активной коммуникативной роли друг друга, психологическую поддержку. Н.ИВАНКИНА, педагог-психолог детского сада комбинированного вида №385
Комментарии