Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Законы общения

Это не на оценку

Подростковая школа дает представление о том, что ребенку нравится
УГ - Москва, №24 от 15 июня 2021. Читать номер
Автор:

Мы привыкли к тому, что профильное обучение традиционно начинается в старших классах. Однозначно, это грамотное решение. Многие учащиеся уже способны самостоятельно определять круг своих интересов, намечать будущие цели и учиться осознанно.

Предпрофильное образование – это большой вклад в успешное профессиональное будущее ребенка. Уже со школьной скамьи ученики начинают освоение специфики понравившейся им профессии. Определив приоритеты в юном возрасте, ребята получают возможность прикоснуться к тому, что их ждет в будущем. Понять, смогут ли они связать свою жизнь с тем или иным направлением.

Но педагоги часто говорят о сложности резкого перехода от образования универсального к образованию, ориентированному на определенный вид деятельности, о том, что не всегда перестраиваться на профиль получается легко и гармонично. Чтобы избежать некоторого дисбаланса, необходим промежуточный этап. Именно в такой ситуации на помощь приходит предпрофильное обучение. Встает лишь один вопрос: какой формат выбрать? Как начать знакомить детей с разными видами деятельности, в какую образовательную структуру включить это направление?

«Подростковая школа» – проект, функционирующий во многих московских школах. Занятия в рамках этого проекта проводятся для учеников 5-6‑х классов. Такое возрастное ограничение имеет свои плюсы. Опять же, обращаясь к классическим школьным системам, мы привыкли, что деление на профили чаще всего начинается с седьмых классов. Да, многие школы уже включают в предпрофили пятиклас­сников. Но все же это еще не повсеместная тактика. Поэтому большинство учеников средней школы не сталкиваются с профессионально ориентированными занятиями. Преодолеть эту несправедливость помогают занятия в рамках проекта «Подростковая школа».

Школа самостоятельно выбирает направления курсов, не только опираясь на федеральные государственные образовательные стандарты, но и учитывая направления интересов учащихся, тенденции общества. За один учебный год ученики проходят несколько курсов. Работа по каждому направлению длится три месяца, соответственно, за учебный год школьники знакомятся с тремя разными предпрофильными направлениями.

«Подростковая школа» является отличной платформой для реализации предпрофильного образования. С ее помощью происходит знакомство учеников с разными видами деятельности.

«Подростковая школа» – идеальная площадка для формирования навыков soft skills. На занятиях ребята через теорию и дальнейшее применение ее на практике осваивают умения в новых для них предметных областях, формируют компетенции, увеличивают свои образовательные навыки. Положительное влияние проекта увеличивается еще и за счет того, что образовательный процесс проходит за рамками классической школьной системы, то есть не несет обязательного оценочного характера (в привычном нам виде отметок), имеет более свободный формат работы, не подразумевает регулярных домашних заданий, обязательных для выполнения. Особенно интересно наблюдать за реакцией пятиклассников на занятиях. На первых встречах постоянно звучат вопросы: «А это точно не на оценку?», «Домашнего задания не будет?», «Тетради на проверку на возьмете?». Это все подогревает их интерес, увеличивая момент заинтересованности. Новое вовлекает в процесс гораздо быстрее, а дальше уже задача учителя поддерживать заявленную планку.

Естественно, программа курса выстраивается согласно стандартным этапам планирования, ничем не отличающимся от предметного рабочего плана. Но у программы «Подростковой школы» есть отличительная особенность. Она заключается в прописанном «вещественном» итоге курса. Любое направление должно иметь свой конкретный итог. На первом занятии дети должны узнать, к чему они будут стремиться на протяжении всех встреч с учителем, что послужит результатом их деятельности, что они смогут потрогать, прочитать, воспроизвести, увидеть, услышать на итоговом занятии. На пути к этой цели ученики будут усваивать новые для них знания и навыки. Им будет намного проще ответить на вопрос «зачем мне это?», когда уже известна конечная цель. Ребенок должен понимать, что на первых занятиях у него нет достаточных знаний и умений, чтобы выполнить намеченное, и тогда процесс освоения будет проходить с большим энтузиазмом и отдачей.

Важность предпрофильного обучения неоспорима. Это промежуточный этап между состояниями «я просто учусь всему» и «я знаю, что хочу учить». Важно как можно раньше начинать внедрять виды такого обучения в школу.

Задача современной школы – не только дать детям универсальное образование и метапредметные умения, но и заложить представления о конкретных сферах жизни, или, иными словами, предпрофилях. Тогда ребенок не будет потерян, когда в седьмом классе ему нужно будет определять дальнейшее направление своей учебы. Благодаря «Подростковой школе» у него уже будут некий опыт и представление о том, с чем ему было интересно работать, а что оставило равнодушным.

«Подростковая школа» в игровом формате дает ученикам возможность примерить на себя разные роли, ознакомиться с новым, освоить навыки, к которым ранее дети не обращались.

Анита БЕРГ, учитель русского языка и литературы школы №760 имени А.П.Маресьева


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt