search
main
0

Это не чудо, это реальность. Финское образование как действенная смесь свободы, радости и игры

«Ну почему? Почему Финляндия?» – до сих пор раздается в некоторых странах мира, где так до конца и не могут понять феномен образовательного чуда этой северной страны. Финны иронизируют и, где бы вы ни оказались – в местном образовательном ведомстве или рядовой школе, – нередко начинают свой ответ с такого же восклицания. Впрочем, для них оно звучит риторически. Кто-то уже и не помнит, с чего начался образовательный ренессанс в Финляндии, которая еще полвека назад была не самым привлекательным местом для жизни. Но каждый здесь знает главное – то, что подтверждается сегодня результатами PISA, смогло стать реальностью благодаря безграничной свободе. Такая свобода рождает отнюдь не хаос, а чувство собственного достоинства и желание сделать окружающий мир еще лучше и интереснее.

Если мы говорим об образовании, то здесь во главе угла – Министерство образования и культуры Финляндии. Чувствуете разницу? Она будет проявляться во всем.Конечно, никогда не бывает идеальных условий и исключительно верных шагов… Вот и несколько менее позитивные результаты, которые в 2012 году получила Финляндия в ходе международных исследований, говорят о необходимости перемен.- Последняя реформа, которая прошла в финском образовании, позволила нам сфокусироваться на том, чтобы ребенок мог ощутить радость от учебы, – рассказывает Кристина Волмари, доктор наук, начальник отдела статистики и международных дел Главного управления образования Финляндии. – И мы вновь увеличили долю уроков, скажем так, неакадемической направленности. Я говорю, например, об искусстве и физкультуре. Да, у нас по международным показателям все не так радужно, как прежде, но мы решили не отзываться на эти негативные тренды увеличением часов математики, естественно-научных предметов, чтения, как это сделали другие страны. Мы до сих пор уверены в том, что, делая упор на предметы для общего развития, мы движемся в правильном направлении.Основным документом, касающимся в Финляндии содержания школьного образования, является Базовый национальный учебный план. Его новая редакция вступила в силу в августе этого года и не просто закрепила метапредметность как обязательный элемент обучения, но и обозначила поворот к так называемому обучению на основе явлений (phenomenon-based learning), который должен произойти к 2020 году. Это означает, что теперь вместо обычных уроков математики, истории и других предметов их элементы будут изучаться в рамках какого-либо явления – например, глобальной миграции, работы ресторана или телевизионного выпуска новостей… Образование в Финляндии всегда являлось приоритетом, поэтому неудивительно, что доля расходов на него в бюджете страны – порядка 12%. А в процентах от ВВП еще в 2011 году доля образования составляла 6,8%. Тем не менее при таких финансовых вливаниях эта сфера, как отмечают в Главном управлении образования Финляндии, остается неполитизированной. Здесь не могут даже помыслить о том, чтобы курс образовательных реформ сменился вместе с кабинетом министров. Невозможно навязать и свою волю сверху, тем более в вопросах, касающихся содержания образования. По словам Кристины Волмари, это обусловлено высокой децентрализованностью принятия решений: очень многое отдано на откуп муниципалитетам и самим школам, вплоть до финансирования своей деятельности. В итоге 75% расходов на образование покрывают именно муниципалитеты.Доверие здесь – естественная практика на всех уровнях управления образованием. Никакой единой системы аудита и систематических проверок, никакой общенациональной системы оценки качества знаний. В Финляндии больше сосредоточены на процессе обучения, нежели на фиксировании его результатов. Финская школа в буквальном смысле не застегнута на все пуговицы и не водит детей строем. То, что они устраивают на переменах и как ведут себя в классе, могло бы показаться, пожалуй, как минимум странным привыкшим к более строгому распорядку учителям…- Ситуацией нужно уметь гибко управлять, – говорит Маарит Росси, учитель математики, финалист международной премии Global Teacher Prize. – Если при работе в группе девчонки оживленно болтают о постороннем, я не буду делать замечание – пусть болтают. Все равно я вижу, что они делают дело.В коридорах школы Вийкки, которая, по сути, является школой при Хельсинкском университете (правда, не в смысле предуниверсария – здесь готовят не потенциальных абитуриентов к будущей учебе, а к будущей работе – потенциальных учителей), в шкафчиках начального звена, а точнее, в открытых отсеках с самодельными подписями, висит уличная одежда. Кое-где она даже валяется, и возникает непреодолимое желание внести в этот беспорядок долю системности, но тут же преодолеваешь это ощущение, потому что уже усвоен главный урок – в финской школе ничего никому не навязывается. От того, как ты выглядишь и взаимодействуешь с окружающим миром, до того, насколько ты успеваешь за учебным планом. Каждый ценен по-своему, все равны.- Базовый принцип жизни в Финляндии, – отмечает Кристина Волмари, – равенство и равноправие. И это распространяется на школу. Родители должны быть уверены в том, что ближайшая к дому школа такая же хорошая, как та, которую превозносят их друзья из соседнего района.Если идти дальше лозунгов, как это и делают финны, то дается такое равноправие нелегко. Причем здесь тоже не последнюю роль играет такая проблема, как неравномерная плотность населения. В Финляндии есть отдаленные районы, где на 1 км2 приходится, если быть точной, 0,25 человека. И это естественным образом накладывает свой отпечаток не только на образовательную сферу и задачи по организации подвоза школьников, причем иногда речь идет о внушительных расстояниях, и наши 10-15 км для школьника из финской глубинки – это, что называется, «где-то за углом».Обучение в школах Финляндии преимущественно бесплатное. Менее 2% школьников посещают частные школы, которые, кстати, немногим отличаются от государственных. И, как правило, они тоже бесплатные.Инклюзия для финнов, конечно, тоже не пустой звук. Порой для детей, которые значительно отстают по каким-то предметам, даже организовывают специальные временные группы, но никогда неуспевающих детей не выводят из класса раз и навсегда. Это позволяет избежать дополнительной стигматизации – отстающему ребенку и так несладко. А в ряде школ Хельсинки пошли еще дальше – для того чтобы скомпенсировать разницу в уровне пришедших в школу детей, было решено объединить первый и второй классы.УчительВ Финляндии мечта стать учителем не из разряда детских и глупых. Здесь это хорошо оплачиваемая и весьма уважаемая профессия. На вопрос «Кому вы больше всего доверяете?» финны отвечают: «Врачу, полицейскому, учителю».Здесь любят повторять, что самое лучшее рождается только тогда, когда поставленную задачу решают по-настоящему увлеченные люди. И финского педагога можно считать априори таковым, потому что формирование неравнодушных и увлеченных начинается с момента… отбора абитуриентов. Причем именно неравнодушных к своему делу: в Финляндии достаточно осторожно относятся к понятию «любовь к детям», которое у нас весьма нередко неизменный атрибут хорошего учителя. Отношения между учениками и преподавателями очень ровные, товарищеские: ни любимчиков, ни ненавистных – все равны и делают общее дело. Учителя здесь можно назвать по имени или запросто обратиться кратким «маг» – от сокращенного «магистр», ведь наличие степени является одним из базовых условий при устройстве на работу. Причем здесь, как и у нас, вполне свободно стыкуются непедагогическая база и педагогическая магистратура – дискуссий и сомнений в эффективности такого симбиоза не возникает.- А как еще подготовить хорошего педагога для старшей школы? – удивляется Карин Ханнукайнен, пресс-атташе Хельсинкского университета. – Эта практика у нас была, есть и будет. Это ведь тоже к вопросу свободы… У нас, например, если говорить о профессиях в целом, можно унаследовать дело от отца, а потом сдать экзамен перед профессиональным сообществом и доказать, на что ты способен. Путей к своему призванию много.Ответ на вопрос, как подготовить финского педагога, дан в Законе о профессиональной подготовке учителей. Там, конечно, перечислены многие необходимые составляющие – педагогика, дидактика, практика, но это такой же не конечный и не исключительный перечень, как и уже упомянутый Базовый национальный учебный план. В плане, например, описаны цели, которые должны быть достигнуты в процессе обучения, но нет прямого указания на способы их достижения – в их выборе учитель совершенно свободен. От ощущения этой свободы и позитивное самоощущение финских учителей. Неудивительно, что, по данным TALIS 2013 года, 90% финских педагогов оказались довольны своей работой. 70% повторили бы выбор профессии, если бы была возможность, что называется, «сыграть заново» (как пионеры в области игровых технологий, финны вообще любят метафоры подобного рода), а 60% считают, что их труд ценится обществом.- Наша сильная сторона – это учителя и тот авторитет, которым они пользуются в стране, – уверена Кристина Волмари.Но главное, что рождает такая свобода, – это чувство собственного достоинства. И не нужно никаких искусственных мер по повышению престижности, просто учитель ощущает себя человеком. Тем, кто имеет право решать проблемы; тем, кто приносит ощутимую пользу…Для Маарит Росси, например, как учителя математики всегда было личной болью то, что на фоне бесконечно малой величины всерьез увлеченных математикой есть те, у кого с этим предметом связано все самое негативное и неприятное, что только может быть в школе. Грустно… А что делать?По мнению Маарит , ответ на поверхности. И не нужно никого делить по уровням. Еще в 80-е годы финских учащихся распределяли в группы по уровню компетенций, но потом быстро пришли к выводу, что это тупик. Надо всего лишь «привязать» предмет к жизни, уйти от пресловутого подсчета яблок к решению действительно интересных задач. Почему бы, например, основываясь на современных проблемах с беженцами, не предложить детям создать модель гуманитарной операции? Надо ведь определить объемы гуманитарных грузов, протяженность пути, построить график передвижения машин и еще много чего… и это все одна сплошная математика.Детям в школе бывает неинтересно – очень смягченный тезис, и характерен он не только для российской школы. «Согласно последним исследованиям 25% школьников до смерти скучно сидеть на уроках, а еще 50% просто не понимают,  зачем пришли в школу», – утверждают, например, в финской компании Lightneer, которая в числе прочих сегодня идет в фарватере популярного в стране и мире направления – обучение через игру.Но в то время, как мы привыкли убеждать детей в необходимости ходить в школу, проводя слабые аналогии с обязанностью родителей ходить на работу, финны предлагают ребенку остаться ребенком и продолжить играть.Есть у разработчиков игр и еще одна маленькая хитрость, которую можно поставить на службу образованию.- Они знают, как заставить человека повторять одно и то же действие, доводя его до совершенства, – делится секретами с той стороны Санна Лукандер, сооснователь Fun Academy – компании, которая также специализируется в области инновационных технологий, объединяющих образование и игры.И действительно: что-то не получилось – прошел уровень еще раз. Все просто! Но не так просто смотивировать на такое же повторение, когда не дается решение квадратного уравнения или не запоминаются свойства химических элементов.- Современные дети тратят на игры минимум два часа в день… Так что, если запустить занимательный продукт, но с мощной образовательной составляющей, это будет прорыв, – уверена Тина Рантакокко, маркетинг-директор Lightneer. – Надеемся, что такой игрой станет наша Big Bang Legends (игра для мобильных устройств с обучающим компонентом в области физики и химии. – Прим. ред.). И тогда дети придут в класс и, увидев таблицу Менделеева, вдруг поймут, что кое-что уже об этом знают. И тогда им будет в разы интереснее на уроке.Впрочем, финским детям интересно не только играть, но и самим творить виртуальные миры. В школе Вийкки это свободно делают уже в четвертом классе, причем на уроке математики. Ребята создают нехитрый алгоритм, и персонаж на экране компьютера движется в заданном направлении к поставленной цели…Юный компьютерный гений, ученица четвертого класса Алина уже выполнила свое задание и что-то оживленно обсуждает с соседкой по парте, но, вдруг уловив в конце класса русскую речь, тут же оборачивается. Диалог продолжается уже на чистейшем русском.Оказывается, Алина почти с рождения живет в Хельсинки и даже ходила здесь в детский сад. Сразу встретить в Хельсинки ребенка, что называется, с дошкольной базой – чистое везение. Ведь, как рассказывает Кристина Волмари, дошкольное образование в Финляндии исключительно добровольное – здесь стимулируют к организации досуга и развития дошкольников именно в семье. Так что по европейским меркам охват детей в 60% – довольно низкий показатель.Правда, вскоре это изменится. И, как отмечает Кристина Волмари, перевод статуса дошкольного образования в обязательный только к лучшему: появится больше возможностей скомпенсировать все те перекосы, которые дает домашнее воспитание – в Финляндии тоже есть семьи с очень высоким и с крайне низким социальным статусом…- Потому что если ты маргинален уже в школе, то дальше этот разрыв будет только усиливаться, – соглашается с коллегой Карин Ханнукайнен.- Мне в детском саду сначала было очень сложно, – признается Алина. – Никто не говорил по-русски.Но теперь все проблемы в прошлом – сейчас Алина учится на «отлично» и даже успевает два раза в неделю посещать дополнительные занятия по русскому языку. На вопрос «Зачем?» искренне удивляется и уверенным взрослым тоном выдает: «Чтобы не допускать простейших грамматических ошибок».Вообще в последние годы, по данным Главного управления образования Финляндии, изучение русского языка стало в стране более популярным. Уже в 2013 году русский осваивали в 25 муниципалитетах, а в городе Лаппеэнранта, который находится у границы с Россией, 9% школьников изучают русский как первый иностранный и почти 16% как язык по выбору. Набирает популярность и испанский…Действительно, финское образование – это своего рода магнит, и он притягивает людей из многих стран мира. Отсюда и нарастающее языковое многообразие: в одном классе здесь могут запросто оказаться дети минимум пяти национальностей, не считая исконных финнов и шведов. И те, кто приезжает сюда, чтобы воочию убедиться в том, что «финское образовательное чудо» – реальность, чаще всего не остаются разочарованы. Главное – быть готовым к тому, что здесь действительно огромная свобода. Во всем. И именно та, какую вы могли только представить. Финляндии в цифрах:    в Финляндии 2600 государственных и 80 частных школ;    в классе финской школы в основном 17-20 учеников;    средняя нагрузка финского учителя – 18-24 часа в неделю;    учителя 1-6-х классов преподают все предметы в определенном классе в течение года; в 7-9-х классах уроки ведут учителя-предметники;    большинство учителей – в возрасте старше 50 лет; доля молодых педагогов в последние годы снижается (в 2016 году – 7,7%);    ежемесячная заработная плата финского учителя в 2014 году составляла от 2600 евро (педагог дошкольного образования) до 4500 евро (учитель с магистерской степенью);    в 2013 году средняя стоимость школьного обеда составляла 2,8 евро на ученика в день. Хельсинки

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте