В школьных расписаниях разных стран мира много интересных предметов
Вопрос, который до сих пор вызывает споры: что важнее – знания или навыки? Классическую базу знаний с переменным успехом стараются дать все уважающие себя системы среднего образования. А вот навыки? Мы заглянули в школьные расписания нескольких стран мира. В них немало экзотики, но и опыта, который стоит взять на вооружение.
Отпор черным хакерам!
В Израиле два школьника из Иерусалима взломали почту своего классного руководителя и от его имени написали письмо в Департамент образования с просьбой прислать ответы на экзаменационные вопросы. Просьбу «классного руководителя» департамент выполнил.
Хакеры сдали экзамены на «отлично», но вскоре были вычислены не менее талантливыми сверстниками – учениками другой, но уже специальной школы кибербезопасности.
Этот курьезный, но поучительный случай до сих пор считается рекордсменом среди школьных «шалостей». Наверняка «подвиг» двух иерусалимских вундеркиндов не раз повторили в учебных заведениях разных стран, но израильский был первым. Потому и запомнился.
Уточнение не праздное. В нескольких школах Израиля появился специальный предмет – основы кибербезопасности. Эта дисциплина учитывает медицинский, социальный, психологический и даже геополитический аспекты актуальнейшей проблемы времени. В теории и на практике учит, как не стать тупой «биологической приставкой» к гаджету, как распознать в себе и в товарище по несчастью синдром геймера и не стать клиентом врача-психиатра, как выявить притаившуюся в социальных сетях опасность и не позволить подонкам манипулировать твоей доверчивостью, не стать жертвой педофила, афериста, террориста, провокатора… Как отличить фейк от факта, отфильтровав ложь от правды, как обнаружить скрытую угрозу тебе, твоей семье, школе, городу… И даже родному государству.
Израиль десятилетиями находится в эпицентре военных конфликтов или их угроз, поэтому вполне естественно, что детей с ранних лет обучают не только тому, как правильно вести себя во время военной тревоги (в каждом доме есть бомбоубежище и система оповещения), но и правилам безопасности в киберсреде.
В мировой системе образования Израиль среди лидеров в преподавании основ кибербезопасности.
Программирование, например, начинают изучать в четвертом классе. В старших классах многих продвинутых школ Израиля ученик обязан знать элементарные технологии шифрования, уметь противостоять так называемым черным хакерам. Школьников учат, как за 45 минут взломать компьютерную сеть условного противника, установить над ней контроль, узнать компьютерный код, идентифицировать врага… И, наоборот, как заблокировать взлом твоей программы, вычислить противника и обезвредить его ответной контратакой.
В таких спецшколах ученики не знают настоящих имен своих учителей (пожалуй, и не учителей даже, а инструкторов).
К кибервойне здесь готовятся, как к стихии. Сразу после утренней трели звонка на урок может начаться… кибератака. Ты еще не успел обменяться рукопожатиями с одноклассниками, улыбнуться кареглазой недотроге, по которой соскучился за выходные, как тревожно замигал и погас в школе свет, включилось противопожарное оборудование, с потолка хлынул мыльный ливень, а в кранах туалетов и столовой вода, наоборот, пропала, вырубился основной источник питания, ослепли экраны компьютеров…
По центру жизнеобеспечения здания нанесен киберудар. Необходимо срочно отбить атаку хакеров, сидящих… в соседнем учебном корпусе (их разделяет баскетбольная площадка).
Кто атаковал центральный сервер? Одинокий озлобленный гений или группа террористов, готовых от угроз перейти к решительным военным действиям?
На решение оперативной задачи минуты. Выставлен один уровень защиты, второй, третий… Но черные хакеры (они же безымянные инструкторы) в соседнем здании придумывают новые ловушки. Задача конкретного урока – помочь ученикам найти слабое звено в системе безопасности, исправить его до того, как хакер достигнет своей преступной цели. Не дать террористам добраться до головного компьютера!
Ликвидировать кибератаку! Подавить ее в зародыше!
Понятно, что в ЦАХАЛ (вооруженные силы Израиля) приходят призывники, хорошо разбирающиеся в компьютерных технологиях.
Учитесь властвовать собой…
Умеем ли мы не только слушать, но и слышать друг друга? А уважать чужое мнение? Даже если оно не только не совпадает с твоим, но и раздражает? Да что там, бесит!
Помните крылатое: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать». Красиво, но насколько жизнеспособно в наших условиях? Это коварное изречение приписывают Вольтеру, хотя принадлежит оно английской писательнице Эвелин Холл, написавшей книгу о Вольтере.
Так вот, эта мысль проходит рефреном на уроках эмоционального воспитания, включенных в школьную программу многих стран Европы. (Назовем его так. В разных странах у этой дисциплины свое название, но суть одна.) В школах Испании, например, где народ, словно порох, готовый в любую секунду и по малейшему поводу взорваться радостью или гневом, ученики и педагог садятся в кружочек и рассуждают, как научиться управлять собственными эмоциями в критической ситуации. Такие тренинги (групповая терапия) проводятся и в начальных, и в старших классах.
Ученики делятся опытом, рассказывая случаи из собственной жизни или из жизни своих сестер, братьев, родителей… Анализируют психотипы литературных героев. В старших классах материалом для дискуссии может стать даже скандальная газетная публикация.
Эмоциональный интеллект – база общей культуры. Развитая эмпатия эффективнее иных знаний, считают в той же Испании. Уроки эмоционального воспитания укрепляют доверительную атмосферу в классе. Говоря образно, учат жить на солнечной стороне улицы. (Недаром в Германии такие уроки называют уроками счастья.)
Раз в неделю во многих школах Испании проходят ассамблеи, посвященные той или иной острой проблеме общества. Как относиться к разноцветным мигрантам, заполонившим страну? Вокруг них много споров и противоречивых мнений.
Как укротить в себе так и прущее высокомерие по отношению к тем, кто беднее? И как не заискивать перед тем, кто богаче и сильнее? Как найти верный, не унизительный и не унижающий баланс в этих отношениях?
Как бороться с буллингом как вирусом, поразившим школы Европы?
Папа – домашний деспот, пьет и обижает маму… Проблема не местечковая, а международная. Как быть? А вот еще больная для любого школьника тема – ты влюбился (влюбилась) в одноклассницу (одноклассника), а она (он) проходит мимо тебя, как мимо пустого места. Обидно до слез, но… Это надо как-то преодолеть. Как?
На уроках эмоционального воспитания моделируются сложные, запутанные, многоходовые бытовые ситуации, из которых необходимо научиться выходить достойно, с гордо поднятой головой, но и никого не унизив обидой.
В том же Израиле на таких уроках учат, как правильно дискутировать с оппонентом. Железные аргументы, убедительные факты, глубокие выводы… Да, да, да! Все это важно. Но важны и техника речи, артистизм изложения, убедительные мимика и пластика, подчеркивающие твою внутреннюю несокрушимую уверенность в собственной правоте.
Такие уроки в школах Израиля проходят раз в неделю. Сообща выбирается тема, а если назрел конкретный конфликт, разбирают его всем классом, на равных с педагогом. (К слову, в израильских школах ученики обращаются к учителю на «ты» и по имени.)
Здесь учат не стесняться (и уж тем более не бояться) показаться смешным и чрезмерно откровенным. Степень открытости, конечно, разная, но все понимают: твои проблемы – копии проблем твоих сверстников. Это только у Толстого все семьи счастливы одинаково, но несчастны по-своему. У подростков и счастье, и несчастье складываются, примерно как одни и те же пазлы.
Вот еще метафора такого урока – лучше не носить камень за пазухой, а выложить его на общее обозрение в центр круга. Раздели свою беду, свои сомнения со всеми. Ну а радость – тем более!
И в Нидерландах очень популярны уроки-дискуссии, на которых прививается эмоциональная культура. Класс делится на две равные половины. Выбирается тема спора. Одна команда отстаивает свою позицию, другая – прямо противоположную. Аргумент на аргумент, факт против факта…
Появились нотки агрессии и желание взять горлом соперника? О-о-о! Уже и на личности перешли?! Стоп! Учитель разводит стороны по углам (в руках звенит колокольчик, или трель судейского свистка гасит напряжение) и объясняет, что допустимо, а что исключено в споре «настоящих джентльменов». Не забываем наше правило, вмешивается учитель, напоминает: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать». (Согласитесь, как не хватает нашим политикам, чиновникам, общественным деятелям – участникам многочисленных телевизионных политических дебатов – таких вот уроков эмоциональной культуры!)
В школах Нидерландов, к слову, немало оригинальных дисциплин. В нашем случае интересна программа для детей до 12 лет, чей IQ значительно выше среднего. Группа таких учеников перед началом уроков… медитирует, настраиваясь на серьезную работу в классе. Некоторые уроки (скажем, философии, обществознания, иностранных языков) ведут… сами ученики. Учитель в классе, но не он в нем «бог и царь». Преподаватель сидит (а не восседает) за учительским столом, а ученики (их не более десяти) перекрестно задают ему вопросы по изучаемой теме. Вопросы продуманные, не с потолка, созревшие, выстраданные в ходе предыдущих лекций, домашней подготовки, чтения учебников, первоисточников, книг и журналов, рекомендованных для дополнительного знакомства, просмотра кинофильмов… Это вопросы-размышления, вопросы-версии, вопросы-уточнения. Вопросы с собственной точкой зрения.
В некоторых американских школах науке спора и эмоциональной культуре учат на примере популярного в Штатах судебного телешоу с судьей Джуди в главной роли. За основу берется сюжет шоу, а обвинителем, адвокатом, ответчиком, свидетелями выступают старшеклассники. Они проводят свое параллельное судебное заседание, предъявляя свои аргументы и доказательства.
Так развиваются коммуникативные навыки, а вместе с ними и эмоциональная культура ученика.
В школах Японии уроки эмоционального воспитания часто проходят на природе. Название предмета говорит само за себя – «Любование природой». Мировые лидеры цифровых технологий, японцы осознали риск чрезмерной роботизации не только окружающей среды, но и собственных чувств. Испугались, если хотите, известной засухи своих эмоций, полноценной здоровой реакции на красоту цветов, деревьев, заката, бабочек, птиц, горных вершин, снега, ручьев…
На таких уроках эмоциональная культура оттачивается через созерцание природы, наблюдение за поведением животных в зоопарках. Учитель объясняет тонкие связи между объектами природы и человеком, между флорой и фауной, включает воображение подопечных.
Это уроки, за которые ставят оценки, по темам которых пишут рефераты, а по предмету «Любование природой» сдают экзамен. Все серьезно. В Японии всегда все очень серьезно.
И в английских школах на уроках эмоционального воспитания в младших классах жесткой (а порой и жестокой) урбанизации мегаполисов и изматывающей зависимости от гаджетов стараются противопоставить живое общение с природой, с лесом. Такой урок и называется соответственно – «Forest school» («Лесная школа»).
Как распознать птицу по ее трелям (щелканью, свисту, уханью, клекоту, щебетанию), как разжечь костер одной спичкой (для этого надо найти сухой хворост и выбрать для костровища верное место), как перебраться через коварный овраг или горный ручей… При этом обязательно оставаясь вежливым, терпеливым, внимательным к товарищам (а к девочкам – внимательным втройне), контролирующим «на поворотах» собственное поведение.
В школах Мельбурна, Сиднея, Брисбена, Перта, Аделаиды (словом, всех прибрежных городов Австралии) с первого класса учат не только обязательной дисциплине – серфингу, но и общению с незнакомыми людьми. Как правило, туристами, которых здесь миллионы круглый год.
Словом, перефразируя Сергея Михалкова, «школы разные нужны, школы разные важны».
Арсений РЫКОВ
Комментарии