Написать программу для мобильного приложения, придумать игру с элементами виртуальной реальности, запустить квадрокоптер или выгравировать узор на дереве – можно ли было представить себе такие занятия в школе лет десять назад? С 2020 года все это существует и активно развивается в школе №1573 как естественная и уже ставшая привычной для учителей и школьников часть образовательного процесса.
В 2020 году мы стали участниками городского проекта «IT-полигон в московской школе». Под новый учебно-лабораторный комплекс мы трансформировали площадку бывшего конференц-зала библиотеки. Все пространство разделили на зоны, соответствующие разным тематическим направлениям: разработка виртуальной и дополненной реальности, робототехника и нейротехнологии, аддитивное производство, информационная безопасность, лазерные технологии, электроника и схемотехника, управление беспилотным летательным аппаратом.
Для каждого направления школа получила необходимое оборудование: лазерный и фрезерные станки, 3D-принтеры, квадрокоптеры, очки VR. На восьмой, объединяющей несколько кабинетов площадке полигона появилась коворкинг-зона с диванчиками, встроенными в пол розетками, небольшими столами для работы в группах, персональными компьютерами. В дневное время на площадках полигона начали заниматься ученики 5‑11‑х классов, а во второй половине дня стали проходить дополнительные занятия, кружки.
Для занятий в полигоне школа искала и подбирала специалистов не только с соответствующим образованием, но и с практическим опытом. Обучение в полигоне направлено на практическую деятельность, поэтому очевидно, что и преподавать должны специалисты-практики. Сфера высоких технологий развивается очень быстро, поэтому наши педагоги постоянно участвуют в профильных мероприятиях, семинарах, конференциях, где можно обмениваться опытом с коллегами и узнавать последние новости и разработки отрасли.
В ноябре прошлого года преподаватели нашей школы проводили открытый учебный день в IT-полигоне для коллег – учителей физики и информатики – из разных московских школ и участвовали сами в аналогичных образовательных сессиях в других школах. А месяцем ранее, в октябре, они провели учебный день для наших десятиклассников. В течение дня учащиеся работали над одним из пяти кейсов: писали программу, которая превращала плоское изображение со снеговиком в объемную движущуюся фигуру, собирали макет пульсометра, проектировали и печатали на лазерном станке конверт, собирали схему для передачи инфракрасного сигнала и тренировались управлять квадрокоптером.
Этот учебный день был пилотным, но в будущем он будет развиваться и масштабироваться в регулярное образовательное мероприятие, в течение которого ребята смогут, работая в командах, шаг за шагом создавать собственные проекты – от концепции и разработки прототипов до воплощения идеи в реальный продукт. Наши ученики уже работают по такому принципу на дополнительных занятиях, но учебный день в полигоне – это еще и возможность создавать проект в команде, учиться работать в партнерстве. А это уже не только про развитие hard skills – знания и опыт, понимание межпредметных связей, но и soft skills, столь востребованные в современном профессиональном мире.
Проект IT-полигона нацелен также на формирование у детей практических предпрофессиональных навыков. Открытые и доступные площадки, профессиональное оборудование, разные форматы занятий – все это дает возможность детям попробовать себя в одной из множества отраслей, связанных с инженерией и программированием, примерить конкретную профессию, придумать, воплотить и пустить в мир собственную разработку. Большое подспорье на этом пути – чемпионаты профессионального мастерства, профильные олимпиады и конкурсы, к которым наши педагоги готовят детей.
В этом году наш ученик 9‑го класса Иван Ермишкин участвовал в национальном чемпионате «Молодые профессионалы». В финале соревнования ему нужно было создать технологический макет заданного изделия, вырезать его детали на лазерном станке с указанными в задании маркировками и собрать нужную конструкцию. По результатам этого испытания, в котором участвовали школы со всей Москвы, Ваня занял второе место и вошел в расширенный состав сборной Москвы Всероссийского чемпионата WorldSkills Russia по компетенции «Лазерные технологии». Тренировал и занимался с Иваном педагог полигона Иван Евгеньевич Мошкин.
В Московском детском чемпионате рабочих профессий KidSkills в этом году в финале тоже оказались наши ребята: ученики 4‑го класса Матвей и Иван готовились к чемпионату вместе с преподавателем полигона Михаилом Алексеевичем Бакиным. Заключительное задание – разработка модели шарового водопроводного крана – принесло юным мастерам 3‑е место и бронзовую медаль.
Другой наш ученик из восьмого класса – Михаил Нагибин – недавно участвовал в Московской олимпиаде по 3D-технологиям и в качестве конкурсного задания создавал прототип «умного» кондиционера. Этот кондиционер должен следить за уровнем углекислого газа, температурой, влажностью в помещении, перемещаться по всей школе и использовать возобновляемые источники энергии.
Кажется, что это все разработки уровня «готовых» специалистов – инженеров и программистов, но подобные проекты создают все школьники, которые углубленно занимаются информатикой, программированием и смежными дисциплинами в полигоне. Отдельно на базе школы проходят занятия Лицея Академии Яндекса и Московского физико-технического института. Влияет ли все это на выбор профессионального пути ребят, на их восприятие школы и самих себя?
– Нас обучают замечательные учителя, – рассказывает восьмиклассник Миша Нагибин. – Иван Евгеньевич Мошкин многому меня научил, с ним я занимаюсь 3D-моделированием и 3D-печатью. Для меня стало привычкой приходить в полигон, ведь там я занимаюсь тем, что мне интересно. Я стараюсь участвовать во всех конкурсах, чтобы получать новые знания и бесценный опыт.
– В компьютерном пространстве присутствует огромное количество направлений, каждый найдет то, что ему по душе, – добавляет десятиклассник Степан Мелентьев. – Сейчас я изучаю разработку виртуальной и дополненной реальности у Ильи Андреевича Воробьева. Занятия очень интересные, так что время пролетает незаметно. Я давно думаю о создании своих приложений, и занятия в полигоне только поддерживают меня в этом. В будущем я бы хотел связать свою профессию с тем, чем сейчас занимаюсь в полигоне. А всем, кто не очень знаком с полигоном, хотелось бы сказать, что не стоит воспринимать его как что-то неизвестное, на самом деле это пространство огромных возможностей и способ получить полезные знания, ориентированные на практику.
Мир не стоит на месте, все меняется и развивается очень быстро. Но мы точно знаем, что наши школьники готовы не только двигаться в темпе этих перемен, но и задавать им направление.
Мария СТРЕЛЬЧУК, медиаспециалист школы №1573
Комментарии