Ох уж это модное слово «проект»… Мне непонятно, как нечто, имеющее временные рамки, может улучшить ситуацию в здравоохранении, образовании и других сферах. У меня, да и не только у меня, большие сомнения по поводу решения многих болевых проблем, накопившихся в образовании, с помощью тех шагов, которые предусмотрены проектом «Образование».
Шаг первый – доплата за классное руководство одной тысячи рублей. Вспомним, что до сего момента педагоги за воспитание получали около 200 рублей. Теперь считается, что тысячу, хотя вычитается налог и сумма зависит от наполняемости класса. В среднем по 400-600 рублей выходит. Это же нищенские суммы! И вообще настоящие учителя никогда не отделяли процесс воспитания от обучения. И всю жизнь после уроков занимались с ребятишками бесплатно. И тем, кто это делал с душой, с самоотдачей, эта добавка большой погоды не делает. А вот тем, кто не имеет склонности быть доверенным лицом у ученика, а классный руководитель именно такой человек, который должен помогать ребенку адаптироваться в учительской и ученической среде, плати сколь угодно – толку не будет.
Второй шаг национального проекта «Образование» – поддержка инновационных образовательных учреждений. Несомненно, дело нужное. Весь вопрос в том, а тот ли это узелок, за который нужно дергать в первую очередь? Инновации инновациями, но ведь в школах ХХI века условия содержания века позапрошлого. В подавляющем большинстве сельских школ туалеты расположены на улице. В нацпроекте заложены средства на приобретение техники, компьютеров, на подключение к интернету. А во многих школах зимой так холодно, что не только авторучку невозможно в руках держать, но даже и нажимать на компьютерные клавиши. Это все к тому, что в первую очередь необходимо создать обычные человеческие условия, чтобы ученику было в школе комфортно и тепло. Чтобы он не портил спину, сидя за партой, которая не соответствует стандартам, и глаза из-за плохого освещения, и желудок из-за неполноценного питания.
Да, в школах пытаются заботиться о здоровье, вот недавно ввели по указанию Министерства образования и науки в расписание третий дополнительный урок физкультуры. А толку-то! Спортзалов не хватает, спортивного оборудования тоже, а уж о современных тренажерах и говорить не приходится. Да и с учителями физкультуры большой напряг – не идут выпускники вузов в образовательные учреждения. И редко в какой школе есть душ для школьников!
Да разве может быть инновационных учреждений столько, сколько их уже наплодили? Не может, уверена. Читала в отчетах про некоторые из них. И про школу равных возможностей педагоги в бумагах пишут, про создание модели личностно-ориентированной школы, развивающего пространства и интегрированного обучения. Камуфляж, красивая обертка, которую ушлые директора заказывают за деньги научным структурам. Далеко не каждый педагогический коллектив по-настоящему способен осуществить новаторские идеи. Далеко не все педагоги – творческие люди. И выходит, что некому продуцировать и воплощать новые идеи в таком количестве, в каком это происходит сейчас.
Да, конкурс дает определенный стимул. Но конкурс должен быть правильно организован. Несправедливо ставить в одну линеечку малокомплектные сельские школы и городские лицеи и гимназии. Стартовые условия неравные. Да и вообще аморально как-то устраивать соревнования, когда база образовательных учреждений изношена до предела! Почти два десятка лет государство не вкладывало в школы ни рубля.
Половинчата задумка и с компьютеризацией. Техника идет в школы, но кто будет ее обслуживать и содержать в порядке? Специалистов-компьютерщиков даже в областных центрах не хватает, да и асы в школу на мизерные зарплаты не пойдут. А расходные средства? А ремонт? Это головная боль для школы, у которой нет денег.
Валентина СТЕПАНОВА, директор сельской школы, Пермский край
Комментарии