search
main
0

Это было очень-очень давно Настолько, что вспоминать можно только с юмором

Что такое исторiя, какъ таковая – объяснять незачhмъ, такъ какъ это каждому должно быть извhстно съ молоком матери. Но что такое древняя исторiя – объ этомъ нужно сказать нhсколько словъ.
Трудно найти на свhтh человhка, который, хотя разъ въ жизни, выражаясь языком научнымъ, не влопался бы въ какую нибудь исторiю. Но какъ-бы давно это съ нимъ ни случилось, тhмъ не менhе, происшедшiй казусъ мы не въ правh назвать древней исторiей. Ибо предъ лицомъ науки все имhеть свое строгое подраздhленiе и классификацiю.
Скажемъ короче:
а) Древняя исторiя есть такая исторiя, которая произошла чрезвычайно давно.
б) Древняя исторiя есть такая исторiя, которая произошла съ римлянами, греками, ассирiянами, финикiянами и прочими народами, говорившими на мертворожденныхъ языкахъ.
Все, что касается древнhйшихъ временъ, и о чемъ мы ровно ничего не знаемъ, называется перiодомъ доисторическимъ.
Ученые, хотя и ровно ничего объ этом перiодh не знаютъ (потому что, если бы знали, то его пришлось бы уже назвать историческимъ), тhмъ не менhе, раздhляютъ его на три вhка:
1) Каменный, когда люди при помощи бронзы дhлали себh каменныя орудiя;
2) Бронзовый, когда при помощи камня дhлали бронзовыя орудiя;
3) Желhзный, когда при помощи бронзы и камня дhлали желhзныя орудiя.
Вообще, изобрhтенiя тогда были рhдки и люди на выдумки были туги; поэтому, чуть что изобрhтутъ – сейчасъ по имени изобрhтенiя называют и свой вhкъ.
Въ наше время это уже немыслимо, потому что каждый день пришлось бы мhнять вhку названiе:
Пилюлiарскiй вhкъ, Плоскошинный вhкъ, Синдетиконскiй вhкъ и т.д. и т.д., что немедленно вызвало бы распри и международныя войны.
Въ тh времена, о которыхъ ровно ничего неизвhстно, люди жили въ шалашахъ и hли другъ друга; затhмъ, окрhпнувъ и развивъ мозгъ, стали hсть окружающую природу: звhрей, птицъ, рыбъ и растенiя. Потомъ, раздhлившись на семьи, начали ограждаться частоколами, черезъ которые сначала въ продолженiи многихъ вhковъ переругивались; затhмъ, стали драться, затhяли войну и, такимъ образомъ, возникло государство, государственный бытъ, на которомъ основывается дальнhйшее развитiе гражданственности и культуры.
Древнiе народы раздhляются по цвhту кожи на черныхъ, бhлыхъ и желтыхъ.
Бhлые въ свою очередь раздhляются на:
1) Арiйцевъ, произошедшихъ отъ Ноева сына Iафета и названныхъ такъ, чтобъ не сразу можно было догадаться – отъ кого они произошли.
2) Семитовъ – или неимhющихъ права жительства и
3) Хамитовъ, людей въ порядочномъ обществh не принятыхъ.
Обыкновенно, исторiю дhлятъ всегда хронологически отъ такого-то до такого-то перiода. Съ древней исторiей такъ поступить нельзя, потому что, во-первыхъ, никто ничего о ней не знаетъ, а во-вторыхъ, древнiе народы жили безтолково, мотались изъ одного мhста въ другое, изъ одной эпохи въ другую и все это безъ желhзныхъ дорогъ, безъ порядку, причины и цhли. Поэтому учеными людьми придумано разсматривать исторiю каждого народа отдhльно. Иначе, такъ запутаешься, что и не выберешься.

Египетъ

Египетъ находится въ Африкh и славится издавна пирамидами, сфинксами, разлитiемъ Нила и царицей Клеопатрой.
Пирамиды суть зданiя пирамидальной формы, которыя воздвигались фараонами для своего прославленiя. Фараоны были люди заботливые и не довhряли даже самымъ близкимъ людямъ распоряжаться своимъ трупомъ по ихъ усмотрhнiю. И, едва выйдя изъ младенческаго возраста, фараонъ уже присматривалъ себh укромное мhстечко и начиналъ строить пирамиду для своего будущаго праха.
Послh смерти тhло фараона съ большими церемонiями потрошили изнутри и набивали ароматами. Снаружи заключали его въ раскрашенный футляръ, все вмhстh ставили въ саркофагh и помhщали внутри пирамиды. Отъ времени то небольшое количество фараона, которое заключалось между ароматами и футляромъ, высыхало и превращалось въ твердую перепонку. Такъ непроизводительно тратили древнiе монархи народныя деньги!
Но судьба справедлива. Не прошло и нhскольких десятковъ тысячъ лhтъ, какъ египетское населенiе вернуло свое благосостоянiе торгуя оптомъ и въ розницу бренными трупами своихъ повелителей, и во многихъ европейскихъ музеяхъ можно видhть образцы этихъ сушеныхъ фараоновъ, прозванныхъ за свою неподвижность мумiями. За особую плату сторожа музеевъ позволяютъ посhтителямъ пощелкать мумiю пальцемъ.
Далhе, памятниками Египта служатъ развалины храмовъ. Болhе всего сохранилось ихъ на мhстh древнихъ ивъ, прозванныхъ по числу своихъ двhнадцати воротъ “стовратными”. Теперь, по свидhтельству археологовъ, ворота эти передhланы въ арабскiя деревни. Такъ иногда великое обращается въ полезное!
Памятники Египта часто покрыты письменами, которыя разобрать чрезвычайно трудно. Ученые, поэтому, прозвали ихъ iероглифами.
Жители Египта дhлились на разныя касты. Къ самой важной кастh принадлежали жрецы. Попасть въ жрецы было очень трудно. Для этого нужно было изучать геометрiю, до равенства треугольниковъ, включительно, и географiю, обнимавшую въ тh времена пространство земного шара не менhе шестисотъ квадратныхъ верстъ.
Дhла жрецамъ было по горло, потому что, кромh географiи, имъ приходилось еще заниматься и богослуженiемъ, а такъ какъ боговъ у египтянъ было чрезвычайно много, то иному жрецу, подчасъ за весь день, трудно было урвать хоть часокъ на географiю.
Въ возданiи божескихъ почестей египтяне не были особенно разборчивы. Они обожествляли солнце, корову, Нилъ, птицу, собаку, луну, кошку, вhтеръ, гиппопотама, землю, мышь, крокодила, змhю и многихъ другихъ домашнихъ и дикихъ звhрей.
Ввиду этой богомногочисленности, самому осторожному и набожному египтянину ежеминутно приходилось совершать различныя кощунства. То наступитъ кошкh на хвостъ, то цыкнетъ на священную собаку, то съhстъ въ борщh святую муху. Народъ нервничалъ, вымиралъ и вырождался.
Среди фараонов было много замhчательныхъ, прославившихъ себя своими памятниками и автобiографiями, не ожидая этой любезности отъ потомковъ.
ТЭФФИ
(из книги “Всеобщая история, обработанная сатириконом”)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте