Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Это было недавно, это было давно

УГ - Москва, №17 от 25 апреля 2017. Читать номер
Автор:

​Отечество. Соотечественник. Патриотизм. Эти три слова неразрывно связаны между собой и всегда живут в сердце каждого человека, которому небезразличны настоящее и будущее своей страны. А как иначе? Именно эти три слова вбирают в себя преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, которому принадлежишь и ты, и твоя семья, и твои друзья…

Когда человек постигает суть и важность этих слов? Наверное, с детства и начинается это понимание с любви к своей семье, к памятным местам детства, с уважительного отношения к истории своего народа, его культуре, языку и традициям, гордости за культурные, научные и спортивные достижения своей Родины, с желания сохранить и приумножить природные богатства своей страны.Может ли существовать общество без гражданской ответственности? Выстоит ли страна, особенно многонациональная, без нашей общей сплоченности? Здесь необходим патриотизм как чувство органическое и естественное, присущее человеку, как любовь к матери или к родному дому.Можно ли воспитать патриотизм? А разве он не есть неотъемлемая часть души человека на Земле? Любовь к истории России, чтение художественной литературы отечественных авторов, видение родной культуры в общем контексте мировой культуры, четкое представление о России как о мощном государстве со славной историей и, разумеется, любовь к Отечеству передаются от поколения к поколению, воспитываются ежеминутно и не только в школе на уроках истории и литературы. Это как воздух, которым ты дышишь, как солнечный свет, который согревает тебя, как ласковые руки матери, которые всегда оберегают тебя от ударов судьбы…Да, любовь к Родине начинается с любви к месту, где родился и вырос человекВсегда ли мы знаем историю тех мест, где мы родились, выросли и живем? Надо ли знать, чье имя носит улица, на которой ты живешь? Важно ли это для современных московских школьников? Оказывается, важно! Ребята из школы №554 заинтересовались историей усадьбы Зюзино. Они внимательно изучили сохранившиеся исторические документы, создали виртуальную экскурсию по району Зюзино и представили ее на городском конкурсе, чтобы все узнали об их маленьком открытии. Заметим, они сами обратились к своим истокам…«Окоем», «на Гленищах»… Кто-то скажет: «Что за странные слова? Что они обозначают?» Оказывается, в школе №15 есть два уютных музея с такими необычными названиями, где дети открывают для себя языковые особенности, традиции и обычаи родного края, познают свои корни… И это им интересно! А музей Обручевского района в школе №1100? Он уже не первый год знакомит ребят с историческими достопримечательностями, главный из которых – историко-архитектурный комплекс «Усадьба Воронцово». Эти маленькие музеи уже часть их жизни, часть их биографии, как семейный альбом в бархатном переплете…Да, любовь к Родине начинается с любви к родному городу«Музеи. Парки. Усадьбы»… Это культурное достояние столицы России. И замечательно, что юные москвичи узнают историю старинных усадеб и московских парков уже не первый год в рамках Городской метапредметной олимпиады. С сентября по май ребята успевают изучить более 10-15 исторических объектов родного города. Это еще и активное знание – оно предполагает квесты, викторины, интерактивные занятия. И тогда исподволь к ним приходит понимание, что город Москва обладает великой историей. Разве не так рождается и закрепляется в сердце человека историческая память?..Есть и такой пример. Школа №554 – и учителя, и дети – включилась в проект «Урок в Москве». Школьники отправились получать знания в музеях столицы под девизом «Познаем интеллектуальные просторы Москвы!». Это были необычные уроки, а для ребят распахнули свои двери разные музеи Москвы: палеонтологический и зоологический, Музей воды и Звездный городок, «Полигон Про» и Станция юных натуралистов, усадьбы Коломенское и Царицыно, Музей археологии и Музей современной истории России. Ребята узнали не только много интересного, но и по-новому взглянули на уникальные ресурсы нашего мегаполиса. И слова «я люблю свой город» зазвучали по-новому, прошли через сердце…Да, любовь к Родине передается от поколения к поколениюУ каждой семьи есть своя история, запечатленная в семейных реликвиях, фотографиях и предметах, которые рассказывают об ушедшей эпохе… Ведь река времени течет и изменяются ее берега, а память о родной семье должна быть неизменной, как и желание человека сохранить ее для своих потомков. Можно ли остановить поток времени? Конечно, школьники нашего межрайона каждый год становятся призерами и победителями конкурса сочинений «Не прервется связь поколений». Они рассказывают о подвигах своих дедов и прадедов, делятся историей семейных династий. Ребята сами обращаются в школьные музеи воинской славы, идут в Совет ветеранов, с удовольствием слушают их рассказы о том далеком и славном времени. И каждая строчка их сочинений проникнута пониманием ценности истории жизни уходящего поколения родной страны. И мы верим – не прервется связь поколений…Знаете ли вы, где сегодня живут тимуровцы? В Черемушках. Только добрые дела у них масштабней, чем просто принести воды из колодца или наколоть дрова. Юные тимуровцы школы №1948 озеленяют свой район, проводят совместные рейды помощи пожилым и одиноким людям. Разве это не воспитывает в ребятах чувство долга и ответственности перед своим городом и районом?Да, любовь к Родине – это живое чувство сопричастности истории родной землиКакие чувства рождаются в душах молодых ребят, когда они своими ногами проходят фронтовые дороги, видят родную землю, до сих пор хранящую шрамы войны – окопы, траншеи, осколки снарядов? И солдат Великой Отечественной войны, не захороненных до наших дней?Это можно спросить у каждого участника поискового отряда «Витязь» школы №9. Конечно, не у каждого подростка получается стать полноправным членом поискового отряда и поехать на раскопки в лес. Но те предметы, что привозят из своих вахт Памяти члены поискового отряда «Витязь», их яркие эмоциональные рассказы дают возможность всем пережить историю страны как свою личную.Приходят ученики и в школьный музей «Червоное казачество и 3-й гвардейский Кавкорпус», где самые дорогие экспонаты музея – личные вещи и медальоны солдат, по которым можно установить данные погибших. Можно прийти в музей 343-й стрелковой дивизии и музей боевой славы Российской армии в школе №15, в которые экспонаты привезены с ежегодных раскопок с полей Московской, Калужской и близлежащих областей. В музее особого партизанского соединения «Тринадцать» в школе №538 – материалы о командире, Герое Советского Союза С.В.Гришине и его славных подвигах.В школе №1948 один их музеев посвящен ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. В экспозиции представлены личные вещи ликвидаторов аварии. Ученики знакомятся с хронологией событий одной из самых страшных катастроф в истории Отечества. А уроки Мужества и встречи с участниками этих трагических событий приобретают особое значение.Интересный и необычный музей есть в школе №2042. Его экспозиция посвящена меценатам братьям Ивану и Екиму Лазаревым, основателям Лазаревского института восточных языков. Ребята знакомятся с историей создания учебного заведения для переводчиков и дипломатов, а также с историей создания дипломатической миссии в Персии и подвиге русского дипломата и писателя А.С.Грибоедова….И вот уже не пылятся экспонаты в школьных музеях воинской доблести и славы, потому что к ним с осторожностью прикасаются детские руки, и музеи становятся и местом общения, и местом постижения своей истории не по учебникам, и тогда приходит понимание: «Это моя страна! Это моя история!»Да, любовь к Родине начинается с уважения к своей семье, ее историиИстория семьи тесно связна с историей страны. Доказательство тому – конкурс мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России». Ученица 7-го класса школы №554 рассказала историю верности педагогической профессии. Эту верность учительскому труду пронесли ее родные через тяжелые годы гражданской и Великой Отечественной войны. Ребята не только узнают историю семьи, но и понимают сопричастность к истории своей страны, осознают ответственность за свои поступки.Да, любовь к Родине – это любовь к культуре, традициям родной страныНе надо говорить о том, как важно изучать народные песни… Надо просто собрать ребят и спеть вместе с ними, чтобы они сами почувствовали красоту народной песни. Так и сделали в школе №554, где успешно работает народный ансамбль «Гжель». Ребята с успехом представляют свое творчество на фестивале «Эстафета искусств» и поют народные песни в канун Нового года на благотворительной ярмарке, на Рождество, на Масленицу, «закликают» весну. Разве это не есть постижение связи истории народного искусства с историей твоего народа?..Что такое обычная вещь и какую историю она могла бы рассказать? Можно организовать интерактивную выставку «История вещи. Вещь в истории», что и сделали в школе №46. Экспонаты для выставки собирали всей школой: обучающиеся вместе со своими родителями, учителя и сотрудники. В экспозиции оказались уникальные документы и фотографии из семейных архивов, предметы быта, и очень многие экспонаты вызывали недоумение: зачем у валенка каблук? Куда и как включить утюг без провода? Что за странная печатная машинка без букв? На экскурсиях речь шла о жизни людей в прошлом (самому старинному экспонату выставки 124 года!). Но не только это главное, а главное то, что все вместе – и дети, и родители – «прожили» вместе с вещью ее долгую историю. А еще можно было потрогать любой экспонат или понюхать флакончик из-под духов 50-х годов ХХ века, который сохранил запах, или погреть руки в муфте, или полистать книги…И современные школьники, не выпускающие из рук гаджеты, как-то вдруг изменили свое отношение к старым и старинным вещам, поняли, что каждый предмет имеет свою историю, связан с историей конкретного человека или всей семьи. Вот что они написали:- Я понял, что история совсем не скучная. Она рассказывает о жизни наших предков, обычных людей (Георгий К.)- Больше всего мне понравилась история самодельной куклы, которая пережила вместе со своей хозяйкой войну. Если бы она умела говорить, она бы рассказала о своей хозяйке. Я бы хотела, чтобы у меня дома была такая кукла с историей. (Анастасия В.)- Я очень много узнал. Вещи могут много рассказать о своих хозяевах. Я понял, что история не только цифры. Это жизнь. (Александр К.)- У нас дома тоже есть старинные вещи. Но я не знаю, есть ли у них история. Наверное, есть. Я обязательно спрошу у бабушки и на следующую выставку тоже принесу историю своей семьи. (Ксения К.)Это была уникальная возможность в прямом смысле слова потрогать историю руками, прикоснуться к вечности…Да, любовь к Родине – это осознание себя частью истории, которая продолжается на твоих глазахДень Великой Победы 9 мая – поистине всенародный праздник, его сопровождают и музыкально-литературные композиции, и уроки Мужества, и концерты «Москва поет песни Победы», и душевные посиделки с ветеранами «Мы приземлимся за столом», и акции «Орден в каждом доме», «У войны не женское лицо». И, конечно, шествие Бессмертного полка. Отрадно наблюдать, как с каждым годом оно становится все многолюднее. Каждый год этот полк пополняется новыми бойцами! В руках школьников не просто портреты героев, ребята знают о подвиге каждого ушедшего героя, внимательно изучив историю славного пути на сайте «Подвиг народа». И уже ни у кого не вызывают удивления ребята из школы №1279, подбегающие к прохожим с самодельными открытками в преддверии праздничной даты. Что это: флеш-акция или возращение к истокам? Наверное, ответ очевиден…Так уже сегодня слова «Отечество», «соотечественник» и «патриотизм» обретают для московских школьников особое значение, наполняются смыслом, начиная с малого – с любви к своей семье, к своей школе, а дальше это – уважение к своему народу, к его культуре, к истории и духовным традициям, помогают осознать свою сопричастность и почувствовать ответственность за судьбу Отечества. Это и есть самое главное, это те ценности и та нравственная основа, которые проходят через детские души и остаются в сердце каждого, и тогда нам не страшна река времени, потому что оно, время, будет не властно над нашими сердцами…Елена ПОНОМАРЕВА, учитель истории и обществознания школы №9;Александр ЗАЙЦЕВ, заместитель директора школы №1279


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту