search
main
0

Этическая гостиная

​Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, писатель, просветитель, кандидат филологических наук, выпускник филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, ведущий этической гостиной: – Формирование культуры речи неразрывно связано и с авторским курсом этикета, который директор гимназии №1306, филолог, преподаватель русского языка Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, преподает как старшеклассникам, так и студентам факультета мировой политики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Язык, речь – важнейшая составляющая общей культуры человека, понимание его ценности и готовность беречь родной язык – важнейший компонент патриотического чувства человека.

Храм науки всегда служил духовно-нравственному просвещению молодых людей. Университет призван не только развивать ум, но и воспитывать сердце, дабы выровнять культ знаний. В университетских стенах мы встречались с живыми примерами духовности в сочетании с широчайшей образованностью. Профессора были для нас несомненными авторитетами во всем. Моим научным руководителем был Никита Ильич Толстой, потомственный граф. Окончив университет, я работал школьным учителем и, пройдя эту школу, был приглашен преподавать в семинарии Духовной академии в Троице-Сергиевой лавре. Там я понял, что университет абсолютно подготовил меня к преподаванию в духовном учебном заведении. Так, своеобразным трамплином к духовному служению стала для меня педагогическая стезя. Общение с детьми вооружает будущего пастыря с головы до ног. Если ты находишь общий язык с детьми, то ты найдешь и ключ к сердцам взрослых, которые суть те же дети, но уже не безгрешные. Московский государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова остается единственным и неповторимым среди многочисленных новоявленных, а зачастую, к сожалению, доморощенных университетов. Ведь дело определяется не названием, а вековой традицией, духом, силой научного потенциала, преемственностью многих поколений. Он остается ученым Олимпом, к которому всегда будут обращены сердца юных. Университетское образование воспитывает в своих студентах определенный склад личности, которая на любом поприще сумеет найти себя. Это определенный склад души, который берет исток от личности самого М.В.Ломоносова – человека широчайшей образованности, разносторонних интересов, глубины мысли. «Человека университетского» отличают несколько важных черт. Это:     Умение сопрягать различные отрасли знания – определенный тип культуры мышления человека, который умеет широко смотреть на вещи. Это широта в суждениях и оценках, понимание того, что жизнь в учебники не вложишь.     Любовь к изучаемому делу.     Отсутствие узкой коммерческой направленности. Университет всегда делал ставку на творчество как главную ценность. Мы будем утверждать, что из стен нашего университета выходит интересный человек – в общении, в подходах, непременно увлекающийся и увлекающий за собой других… Особая университетская атмосфера, университетская дружба зачастую проносится через всю жизнь. Alma mater – кормящая мать. Как будто с молоком этой матери впитывают юноши и девушки такие замечательные качества, как приветливость, доброта, такт и деликатность в общении. Есть этика человеческих взаимоотношений, которая рождается не в тренажерных залах и кегельбанах, – корректность, умение выслушать и услышать собеседника, умение не смешивать возможную ошибочность воззрений и суждений с личностью человека, умение принимать критику в свой адрес. Университет готовит и к встрече с людьми других культур. Вы владеете иностранными языками, можете изъясняться, и вас понимают. Вы не просто владеете иностранным языком – вы хороший собеседник, равноценный партнер по общению, который может делиться культурным достоянием своей нации. Этого не дает переводческое образование. Перевод – это техника. Речь – это содержание, смысл, мысль. Имея определенный образовательный ценз и надеясь носить начатки культуры, получаешь страховку от пошлости, цинизма, имеешь противоядие от растления, которому подвержены невежды, чурающиеся знания. Человек, догматически впитавший массовую культуру, перестает быть личностью, а становится потребителем, не способным возвыситься над средой. Если познал лучшее, с тебя спросится вдвойне, если ты снова скатываешься на дно, обращаешься к земному праху. Культурный опыт человечества, знание истории определяет нравственные критерии, которые дают возможность оценивать мир не по частным деяниям. Человек должен делиться накопленными сокровищами: «что ты спрятал – то пропало; что ты отдал – то твое». Университетский выпускник не может быть скупым рыцарем, духовный плюшкинизм ему чужд. Университет ждет тебя, дорогой школьник, широко раскрыв свои ученые объятия. Но ему небезразлично, каким ты приблизишься к храму науки. Позаботься о развитии в своей душе следующих качеств, главные из них: – огонек любознательности; – целеустремленность, которая дает умение жертвовать чем-то побочным, хоть бы и привлекательным; – скромность и критическая оценка самого себя – то, в чем состоит отличие умного человека от глупого…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте