search
main
0

Эти дивные вилюйские дни. Педагогическую общественность услышали в социокультурном контексте

Сначала было страшно. В Якутске с утра прошел дождик, глинистую дорогу размыло так, что транспорт то и дело бросало из стороны в сторону. Кортеж автобусов мчался в Вилюйск на форум «Образование в социокультурном измерении». На границе улуса сразу стала заметна разница в ландшафте: песок, сосны. И выглянуло яркое, жаркое солнце. Старожилы отметили: непогода сменила свое состояние на вёдро, значит, высшие силы намерены покровительствовать этому людскому собранию…

Лора ЗУЕВА, Вилюйск, Республика Саха (Якутия)

15 часов пути. Если в России дороги плохие, то в Якутии их нет совсем. Эта проблема долгое время была главной причиной того, что Вилюйский улус не принимал участия в разнообразных образовательных инициативах. В ярмарке сельских школ, например. А ведь у этого якутского района богатейшая история, напрямую связанная и с просветительской деятельностью края, и с российской культурой вообще. В анналах вилюйской ссылки отражены все революционные события России. Президента Коммерц-коллегии Генриха фон Фика сослали в эти места из-за близости к курляндской принцессе Анне Иоанновне. После 11 лет, проведенных здесь, Фик в 1743 году написал на имя Елизаветы Петровны «Всеподданнейшее предложение и известие», где правдиво описал тяжелое положение якутов и тунгусов, обложенных непомерными поборами, указал на злоупотребление сборщиков ясака и внес конкретные предложения по их устранению. Герольдмейстер и обер-церемониймейстер двора граф Франц де Санти тоже 7 лет черпал вдохновение для создания новых гербов в Усть-Вилюйском зимовье. Год с лишним прожил в этих пределах декабрист Матвей Муравьев-Апостол. Предполагая, что здесь ему предстоит долгая жизнь, подполковник в отставке обустраивался не на шутку: купил якутский балаган, корову. Активно включился в общественную жизнь Вилюйска, чтобы принести хоть какую-то пользу людям. Обучал детей грамоте. Помогал в сборе этнографического материала участнику норвежской экспедиции лейтенанту Дуэ. И до сих пор вспоминают вилюйцы 12-летнее заключение Николая Чернышевского, который с 1872 по 1886 год был единственным узником вилюйского тюремного замка.

Но даже странно, что эти просторы были облюбованы для наказания – летом Вилюйск выглядит вполне курортной зоной: вокруг синеет вода, ведь озер в Якутии столько же, сколько и людей, отражает золотое сияние небес песок, и укрывают от палящего солнца сосны. Красота! Если бы не слепни, мошкара и комары. Их тут тысячи. Им, видимо, тоже хочется наслаждаться сладким воздухом и восторгом от встреч с прекрасным…

Пожалуй, именно бесконечные преодоления суровых испытаний природы породили обряды-заклинания, призванные умаслить тех, кто насылает на живущих в Срединном мире свирепые морозы и полчища гнусов. Вот и открытый республиканский форум педагогической общественности начался с самого грандиозного национального праздника – с якутского Нового года Ысыаха. Алгыстит – специальный жрец заклинает богов благословить землю, чтобы все зеленело, расцветало и дарило радость всему живому. Чтобы у всех все было хорошо. Ысыах не приурочен к какому-то определенному дню. Несмотря на то что он ориентируется на летнее солнцестояние, каждый улус его проводит тогда, когда удобнее. После глобальных районных гуляний праздник проходит в наслегах – поселениях и школах. И симпатичной характерной чертой подобных встреч служит то, что в них обязателен хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Он символизирует всеобщее единение, и его совершают вместе взрослые и дети, ученые и алмазные олигархи, ветераны труда и главы муниципальных образований, учителя и министры.

А одним из отрадных событий форума стало открытие сквера, посвященного Учителю. Произошла акция на набережной Вилюя у гранитной глыбы, заложенной к 170-летию первого учебного заведения в округе. В 1829-м здесь появилась Вилюйская казачья школа. Первые плиты сквера бережно выкладывали подле Вилюя заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Феодосия Габышева, министр образования республики Афанасий Владимиров, глава округа Дмитрий Махаров, академик Геннадий Волков, начальники улусных управлений образования, ветераны, педагоги и все-все-все, кто пожелал сделать это.

Владимиров назначен на пост министра 19 июня. Форум, можно сказать, его первое боевое крещение. Но новую традицию министр уже ввел – в Вилюйском музее народного образования имени Геннадия Донского хранится старинный колокольчик, именно он и возвестил о приходе новоиспеченного управленца, и с легкой руки Афанасия Семеновича теперь каждый руководитель сферы образования должен будет звоном этого раритета открывать путь своим трудовым подвигам на данном посту.

Несмотря на то что на форуме хотелось задержать в памяти множество чудесных мгновений, в намерение его организаторов входили вполне конкретные вещи, которые должны были быть воплощены на этой встрече. Прежде всего к этому представительному собранию на сей раз была приурочена педагогическая ярмарка «Образовательная марка». Она проводится в республике восьмой раз и служит местом экспертного диалога государства и общества. По словам Владимирова, логическая цепочка в этом аспекте такова: независимая оценка качества образования – экспертиза – школа общественных управляющих образованием. И поэтому «Образовательная марка» перестает быть просто ярмаркой и становится добротным инвестиционным проектом.

Второе важное событие форума – III Всероссийские этнопедагогические Волковские чтения. Такие встречи исследователей, ратующих за педагогику души и сердца, стали необходимы для ученых из разных уголков нашей страны для осмысления опыта регионов по развитию этнопедагогической науки и практики. Так, в этом году Вилюйск стал переговорной площадкой по обсуждению самого широкого спектра насущных проблем и вопросов этнопедагогики, по выработке новых ориентиров межрегионального сотрудничества в области образования.

И наконец, в эти дни прошел фестиваль работников образования Республики Саха (Якутия), в рамках которого лучшие спортсмены из педагогических коллективов состязались по пяти видам спорта и в знании истории физической культуры и олимпийского движения.

Идея форума выражалась в социокультурной модернизации образования, которая играет ключевую роль в трансформации модернизационных процессов от комплексного проекта к «Нашей новой школе». Ведь образование становится системообразующим институтом в социальной консолидации общества. Учет эффектов социокультурной модернизации образования, по мнению министра образования Афанасия Владимирова, позволит в дальнейшем проектировать программы долгосрочного социально-экономического развития, опирающегося на реальный анализ и соответствующие реальному положению дел.

На форуме искали пути развития через усиление влияния инновационных процессов в образовании на социально-экономическое развитие региона. Также под усиленным вниманием оказались становление и развитие государственно-общественного управления образования. Все эти изыскания призваны помочь в подготовке к XII съезду учителей и педагогической общественности, который состоится в республике этой осенью.

Почему же на этой встрече был сделан акцент именно на социокультурной тематике? Крупнейший теоретик и систематизатор уникальных феноменов образования Анатолий Цирульников считает, что школа, которая не содержит в себе живое социокультурное многообразие мира, оказывается неспособной отвечать на вызовы времени:

– Системе образования необходимо новое измерение, в котором этнические и общечеловеческие, социальные и культурные реалии преломлялись в содержании и организации школы не в меньшей мере, чем привычные для педагогики вещи. Это не означает, что нужно в очередной раз ломать до основания имеющуюся систему образования. Речь о другом: о преодолении изоляции системы от накопленного в истории страны богатства – регионального многообразия, этнических устоев и способов деятельности, национального опыта, позволяющего параллельно с голыми реформациями добиваться колоссальных успехов в культуре и образовании сообщества. Один из выводов наших многолетних исследований состоит в том, что выход на мировой уровень, скачок в развитии общества невозможны путем чисто информационно-технологического, технократического наращивания, повторяющего зады уходящей все дальше мировой цивилизации. Голыми инновациями нам «не догнать Америку». Но свое достойное и привлекающее других место в мире мы можем найти через культурную, в том числе педагогическую, традицию. Инновация, вырастающая из традиций – составляющих страны этносов и регионов, – вот, на наш взгляд, та линия развития системы образования, которая откроет ей новые перспективы. Именно в этом ключе могут быть по-новому поняты и осмыслены старые проблемы и болячки школы, ее философия и цели, содержание и методы.

Да, время диктует свои приоритеты. В Якутии сегодня без специальной диагностики и анализа социокультурной ситуации как необходимого условия разработки стратегий и моделей развития образования не обходится ни один инновационный образовательный проект. Заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Феодосия Габышева убеждена, что социокультурный подход к модернизации образования должен обеспечить культурно-образовательную поддержку и сопровождение деятельности всех участников системы образования – учащихся, семей, образовательных учреждений, профессиональных объединений, производств, работодателей, органов управления, общественных институтов и населения в целом:

– Сейчас на первый план выходят вопросы, ответы на которые будут определять качественные характеристики модернизации в целом. Это социокультурные эффекты образования, образовательная поддержка социально-экономического развития, социальные действия и программы, способствующие достижению реального приоритета образования, как задача государственной политики. Вообще такая направленность определит нормы толерантности и социального взаимопонимания. На этой встрече все вопросы поднимались весьма остро. Были озвучены весьма эффективные решения. И мне кажется, после нашего форума мы еще не раз услышим фразу: «В Вилюйске педагогическая общественность решила так».

Академик Волков сказал на форуме, что каждый человек в чем-то превосходит другого и является для него учителем. И пока отношения между учителем и учеником держатся на любви, можно говорить и о развитии, и о социокультурном измерении. Ведь любовь приходит с неба, а небо вечно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте