Виталий РУБЦОВ, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета: – Я представляю инновационный вуз – это вуз региональный, который занимается проблемой профессионального психологического образования. Мы привлекли к обсуждению нашего стандарта профессиональные сообщества, в частности Федерацию психологов образования России. Может быть, одним из важных пунктов будет привлечение профессиональных организаций к обсуждению стандарта.
Второе, что было сделано: занимаясь проблемой подготовки психологов для системы образования, мы поняли, что невозможно психологу не давать тех основ педагогического образования для того, чтобы психолог выходил как еще и понимающий систему педагогики. Это объединение показывает, что современный стандарт психологического образования у нас – это тогда, когда бакалавр не может допускаться в образовательные учреждения (что совершенно очевидно для нас), а бакалавр-магистр – та минимальная единица, которая может приближаться к тому, чтобы входить в систему образования и с обязательной интернатурой после того. То есть мы приближаемся к тем международным стандартам, которые приняты сейчас в европейских странах, в Соединенных Штатах, идем по линии повышения качества образования, а не по пути увеличения количества психологов в системе образования.
Я поддержу тезис, что невозможно обсуждать систему высшего педагогического образования, не понимая того, что будет делаться в современной школе, без объединения стандартов школьного образования со стандартами высшего педагогического образования.
Сошлюсь здесь на то заседание президиума РАО, на котором проходило обсуждение таких стандартов. Должен сказать, что там был поставлен вопрос о том, каким должен быть тот, кого готовит современная школа. Так вот там в тот стандарт заложен принцип деятельностного подхода подготовки в системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Если же мы ставим деятельностный подход в основу подготовки будущего выпускника, то это означает, что такую же систему надо вводить или, по крайней мере, корреспондировать с этой системой при подготовке современного педагога. Кто может сказать с этой точки зрения: чему учить современного педагога? Ведь мы вдруг начинаем понимать, что, скажем, знание ребенка, понимание разных контингентов детей, их способностей и особенностей, выделение специфики сопровождения проблем каждого ребенка – то, что должны делать дошкольный педагог и педагог начального образования. Это самый главный фундамент, а мы хотим опустить это до уровня бакалавра. Что это означает? Это означает, что нужна обязательная интернатура при подготовке этих контингентов. И что должно там происходить? Там надо давать такие базовые профессиональные умения, решать такие базовые профессиональные задачи, чтобы мы смогли сказать: да, мы знаем, чему должны учить, не вообще составляя наборы деятельности или закрывая вопрос психологической подготовки количеством курсов, которые мы должны туда ввести. Ничего не решим таким образом. Нужно решить задачу с принципиальной позиции по отношению к деятельности учителя, того, кто будет учить потом детей в рамках базового стандарта. И с этой точки зрения, товарищи дорогие, посмотрите на слова «психологическая подготовка учителя». Разве они звучат в современных макетах и моделях стандартов? Точно так же, как педагог, психолог должен получить педагогическое образование, так же, как и педагог должен получить психологическое образование. Я считаю (это, кстати, есть в некоторых предложениях), что и дошкольный педагог, и педагог начальной школы должны учиться по психолого-педагогическому направлению, где психологические компетенции становятся основой подготовки этих специалистов. А что это значит? Это значит, нам по-новому надо переписать стандарт и отнестись к нему по-другому. Мне удивительно, что до сих пор Российская академия образования, я сам член президиума Российской академии образования, не выработала единой позиции как по школе, так и по стандартам высшего педагогического образования. Мне это удивительно, я не понимаю, почему до сих пор это так, почему нет этой позиции до сих пор. Москва – удивительная региональная площадка, которая решает государственные проблемы образования. Почему? Мы нашли пути поддержки и сопровождения в образовании разных контингентов детей. Есть центры, которые занимаются одаренными детьми, детьми с проблемами, девиантными детьми, а ведь это совсем разные дети. Если мы хотим готовить педагога работать с разными детьми, решать проблемы инклюзивного образования, то давайте понимать, что должен делать тот человек, который войдет в классную комнату.
Комментарии