search
main
0

Эта школьница – тупая?. Мудрый совет. Выпуск 43

Навешивание ярлыков – одна из бед отечественного образования. Не могу даже примерно посчитать, сколько раз мне приходилось сталкиваться с этой ситуацией, когда я сама была школьницей, потом в качестве родителя и учителя. Время идет, а воз и ныне там.

«Ребенок не способен к изучению английского языка, переводите в другую школу!» «Неспособный» ребенок вырос, стал доктором наук, прекрасно говорит по-английски и участвует в международных конференциях, успешно представляя нашу страну в самых разных точках земного шара. В чем секрет? Родители сумели добиться перевода в параллельную группу, к другой учительнице.

«Девочка никогда не добьется успеха, и физика из нее не получится!» «Тупая» девочка окончила школу с золотой медалью, затем университет с красным дипломом, получила международный грант и увлеченно занимается исследованиями по физике. Поддерживали ее тягу к науке родители.

«Не представляю, как ваш сын дотянет до последнего класса, он не проявляет интереса ни к чему, из него никогда ничего не получится!». Мальчик прилично окончил школу, стал автомехаником, умеет разобрать и собрать на части любую машину.

Кто-то стал ветеринаром, кто-то специалистом по компьютерам, а кто-то художником-оформителем. Есть и другие примеры. В старших классах у нас сменилась учительница по химии, после первой контрольной объявила нам, что мы «тупые», и химиков из нас не получится. И мы стали «тупыми» и действительно из нас не получилось химиков. Я уж не говорю о случаях, когда учитель по тому или иному, как правило, не профилирующему предмету собирался оставить учащегося на второй год или внезапно в последний день занятий снижал оценку.

Несмотря на обилие примеров, я не устаю удивляться двум явлениям. С одной стороны, педагоги, увлекающиеся «ярлыками», любят делать это прилюдно, безапелляционным тоном сообщая неприятные новости родителям и распекая школьника при всем классе. С другой стороны, им совершенно не приходит в голову, что, объявляя собственного ученика неспособным, невнимательным и так далее, они тем самым расписываются в собственном бессилии, в профессиональной непригодности. Поразительно и то, как меняется позиция тех же учителей с течением времени. Когда-то учительница регулярно ругала и школьника и его родителей, даже собиралась оставить его на второй год по своему предмету. Но вот он вырос, добился больших успехов в жизни. Встречая его, она с удовольствием напоминает о школьных годах и уверяет окружающих, что он всегда был очень способным ребенком.

Прежде, чем ругать очередного «нерадивого» ученика, подумаем. Конечно, есть объективные причины. Известна статистика: 15-20% детей имеют отклонения в умственном и физическом развитии, возможно, они не смогут усвоить всю школьную программу. Однако известен и другой факт. Если уверять ребенка в том, что из него ничего не получится, то это может сыграть огромную отрицательную роль в его дальнейшем росте. Психологи давно установили: достаточно поддержки всего одного взрослого, чтобы дети почувствовали стимул к действию, активизировали латентные способности.

Начав работать в школе, я получила вторые, четвертые и десятые классы. Характеризуя один из четвертых классов, классная руководительница небрежно махнула рукой в сторону девочки: «У нее папа шофер, а мама повар, чего тут ждать, ни одну контрольную не может написать толком…». Присмотревшись, я поняла, в чем единственная проблема ученицы. Она старательно выписывала любое слово, любое предложение каллиграфическим почерком. Все тетрадки выглядели идеально. Но на контрольной, как многие дети, она просто не умела следить за временем. Я попробовала давать ей не по пять предложений в разделе, а по четыре, и она все сделала правильно. Оставшиеся от каждого задания пункты я дала ей в качестве домашнего задания. На следующий день получила каллиграфически написанную страницу без единой ошибки. Девочка окончила школу с серебряной медалью, поступила в вуз, теперь работает учителем. Мотивация при выборе профессии была очень четкая: «Хочу, чтобы в школе было больше добрых учителей, и чтобы никто не вешал на детей ярлыки!»

Вспомним хрестоматийные примеры из истории. Например, к Пушкину в лицее относились очень внимательно, осторожно, его талант нельзя было не заметить. А вот Чехову не так повезло, в музее в Таганроге, как мне рассказывали, хранится отзыв учительницы русского языка, гласящий, что из этого мальчика никогда ничего не получится… Жаль, история не сохранила свидетельств о том, как чувствовала себя учительница позднее, что она рассказывала окружающим.

Известно, что труднее всего в школе бывает будущим актерам, художникам, писателям, то есть всем тем, чьи таланты пока не понятны. Они не укладываются в общепринятые рамки, им могут быть неинтересны все предметы. Однако не надо забывать: когда имеем дело с детьми, всегда нужно быть готовыми к неожиданностям.

Когда-то в начальной школе учительница рисования сказала мне, что я никогда не научусь рисовать; я поверила ей и забыла о детской мечте. Одна из моих дочерей позднее попала к ней, и я услышала те же слова на первом же родительском собрании. А потом вдруг дочка принесла домой потрясающую картину, которая занимает почетное место в нашей домашней галерее детского творчества. Что случилось? Сменилась учительница. Я подошла к ней после родительского собрания и рассказала кратко о нашем предыдущем опыте. Женщина побледнела: «Но так же нельзя! Детям нужно говорить, что все талантливы, тогда они все сумеют!» Полностью с ней согласна.

Вывод простой. Прежде, чем ругать ребенка, «навешивать ярлыки», не лучше ль на себя оборотиться? Продумайте, как вы даете тему. Если вы уверены в своем профессионализме, значит, ваши ученики должны усвоить материал. Не забывайте Гауссову кривую в образовании. Написали контрольную, пять человек получили «отлично», пять человек не справились, остальные сделали задания на «хорошо» и «удовлетворительно» – значит, все в норме. ВСЕ не справились – значит, вы не сумели объяснить тему. То, что легко усвоил один класс, возможно, не подходит другому. Поменяйте способы подачи материала, разбейте трудную тему на части. Посоветуйтесь с коллегами. Обязательно дайте положительный настрой себе. Если вы входите в класс с улыбкой, если вы верите в способности своих учеников, вам все удастся.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте