Алишер УМАРОВ, программный специалист по образованию бюро ЮНЕСКО: – ЮНЕСКО, которое я представляю, занималось многими вопросами образования, но ни разу не проводило всемирную конференцию по дошкольному образованию, хотя во Всеобщей программе «Образование для всех» сказано: к 2015 году мы обеспечим наших детей стоящим, качественным и хорошим дошкольным образованием в разных формах.
В 2007 году, когда мы вместе с Московским департаментом образования начинали совместный проект «Московское образование: от младенчества до школы», вопрос стоял так: как сделать так, чтобы дошкольные образовательные учреждения Москвы могли воспользоваться международным опытом, сделать свои программы, стандарты, провести разные мероприятия на уровне международных требований. Потом оказалось, что в Москве, наоборот, есть что показать всему миру, что об этом надо сказать откровенно с международной трибуны. Поэтому и было принято решение Правительства РФ и ЮНЕСКО провести в 2010 году Всемирную конференцию по воспитанию и образованию детей младшего возраста. В ЮНЕСКО не используют термин «дошкольное образование». В конференции участвовали представители 120 государств. Мы должны были рассмотреть, как мы обеспечиваем детям равные стартовые возможности, как обеспечить высокое качество, достаточно ли финансируем дошкольное образование, хорошо ли поддерживаем педагогический, сопровождающий и другой персонал дошкольных учреждений, насколько успешно работаем над разработкой новых программ, которые нужны для сегодняшнего ребенка. Каждый делегат, конечно, при этом думал о своем ребенке, который остался у него либо в садике, либо дома, либо у дедушки с бабушкой. (Я сам папа, у меня трое детей: дочке – месяц, сыну – 4 года, старшей дочке – 6 лет.) Мы говорили о том, как готовим детей к жизни; достаточно именитые люди, которые работают вместе с нобелевскими лауреатами, говорили о том, что каждый доллар инвестиций, внесенных в дошкольное образование ребенка, возвращается в семикратном размере при его завершении школы. Оказывается, те, кто ходил в детский сад, совершают меньше правонарушений, имеют обеспеченную старость. При этом почти все страны выделяют не больше чем 1-1,2% ВВП на дошкольное образование, из них лишь 0,03% выделяют на программы до трехлетнего возраста. Москва поразила всех хорошей программой, хорошей подготовкой, нас принимали на очень высоком уровне, при этом мы получили то, что называется «побочный эффект». Если вы обращали внимание на программу «Вести», то видели, как Президент РФ Дмитрий Медведев начал посещать садики, как у премьера Владимира Путина и у его заместителя Жукова прошло несколько заседаний, где обсуждали, что делать с дошкольным образованием и как делать. Сейчас работникам дошкольных образовательных учреждений очень сложно. За последние 50 лет методик, программ, требований, новых руководств, указаний стало очень много. Но очень мало стало того, что могло бы точно сказать, какой минимум, обеспечиваемый нами, нужен, чтобы дети развивались. Оказывается, эта проблема не только в России, например, на конференции ко мне подходили делегаты из арабских стран и спрашивали, сколько раз дети должны пить молоко в садике, сколько страниц они должны прочесть к шести годам. Сегодня выяснилось, что мы современных детей знаем не очень хорошо. Я как-то пришел в детский сад и спросил: «Какую сказку вы знаете?» Мне очень понравилось, как дети рассказывают про петушка и ледяную избушку. Один говорит: «Выгнала зайчика лиса, а он взял мобильник и позвонил петушку, который сказал лисе: «Лучше сама выходи, а то пришлем МЧС». После всемирной конференции была принята программа «Действие», которая нацелена на одну задачу – обеспечить, чтобы дети были счастливы и чтобы они были детьми, чтобы они могли играть, развиваться и имели полноценное, счастливое детство.
Комментарии