Меньше месяца осталось до проведения тендера по распределению цифр приема в российские высшие учебные заведения. Своеобразные торги определят то количество студентов, которое вузы смогут принять на первый курс в 2003 году.
Под самый Новый год, ровно 31 декабря 2002 года, Правительство РФ утвердило государственное задание на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Таким образом, можно сказать: поручение, данное им в августе 2001 года о введении конкурсного порядка размещения государственного задания на подготовку дипломированных специалистов в вузах, имеющих аккредитацию, Минобразование, Минэкономразвития и Минтруда выполнили в его основной части и согласовали с Межведомственной комиссией по формированию госзадания.
Скажем сразу, что все было затеяно для решения проблем по реализации экономических задач в долгосрочной перспективе. Страна нуждается в новой кадровой инфраструктуре, адекватной процессу модернизации промышленности, сферы услуг, запросам рынка, труда, в воспроизводстве и развитии инновационного потенциала экономики, в создании условий для развития научных школ, в дальнейшем развитии фундаментального и инженерного образования, информационных технологий. Словом, страна нуждается во многом, и помочь ей удовлетворить эти нужды, как считает государство, может грамотный подход к подготовке высококвалифицированных специалистов отечественной высшей школы. Причем подход этот должен заключаться и в рациональном расходовании бюджетных средств, выделяемых вузам.
На недавней коллегии Минобразования было отмечено, что 35-40 процентов необходимых специалистов с высшим образованием готовятся по очной форме, за счет бюджета, 15-20 процентов – по вечерней, заочной, дистанционной и прочим, с использованием различных форм оплаты, 50 процентов за счет семей, которые отдают свои деньги на обучение детей, учитывая рыночный спрос на те или иные профессии. Например, не секрет, что большинство финансистов и юристов получают дипломы после учебы в вузах, оплаченной родителями. Кстати, именно эти деньги за подготовку именно таких специалистов позволяют держаться на плаву многим госвузам и большинству негосударственных.
В основе формирования госзадания на подготовку специалистов с ВПО были заявки регионов, ведомственных министерств и ведомств. Собирая заявки субъектов Федерации и федеральных органов исполнительной власти, многие ответственные работники всерьез опасались, что в сумме количество запросов будет меньше контрольных цифр приема по очной форме обучения в 2002 году. Опасения оказались излишними: запросы в два раза превысили эти цифры, поэтому пришлось скрупулезно разбираться, кто заявку завысил и почему. По статье 37 Федерального закона “О бюджете на 2003 год” Правительство РФ не вправе принимать решения, приводящие к увеличению численности работников бюджетной сферы. Это – с одной стороны. С другой – в госвузах за счет бюджета обучаются 196 студентов на каждые 10 тысяч населения против 170, предусмотренных в Законе РФ “Об образовании”. То есть возможности для маневра очень ограничены, увеличение количества студентов могло быть малым, хотя некоторые министерства и запрашивали увеличение в 4-4,5 раза по сравнению с сегодняшним днем.
Обращает на себя внимание то, что практически все министерства и ведомства, судя по заявкам, нуждаются в специалистах по экономике и финансам, некоторые запрашивают специалистов по информационной и экономической безопасности – абсолютно новой для нас специальности, что такие ключевые министерства, как Минфин, Минюст, Минатом, сумели добиться увеличения приема в подведомственные вузы на 14 и более процентов, в то время как Минобразование – всего лишь в 2,7 раза. Правда, для других министерств увеличение идет на несколько десятков человек, а для Минобразования – на несколько тысяч, что очень расстроило Владимира Филиппова: он даже пообещал разобраться с теми вузами, что не уменьшили прием на непрестижные специальности. Но если учесть, что в ведении Минобразования находятся 80 процентов российских вузов, бояться такого увеличения студентов не надо – в последние три года число первокурсников росло ежегодно на 3-4 процента, так что увеличение в 2,7 процента на самом деле стало уменьшением, которого так хочет министр.
Цифры утверждены, возникает вопрос, что же будет дальше. Дальше до 1 апреля все вузы должны прислать в свои министерства заявки, обосновав, почему просят установить им те или иные цифры приема на первый курс. Обоснование – наличие высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, соответствующих научных и педагогических школ, кафедр, материальной базы, библиотечного фонда и так далее. В середине апреля специальная конкурсная комиссия вскроет конверты, проведет конкурс и объявит его итоги. До этого с помощью компьютеров будут прежде всего проверены заявочные данные вузов. Дело в том, что в Йошкар-Оле есть специальный центр аккредитации, где содержатся объективные данные, полученные при очередной аккредитации и аттестации каждого вуза. Если в заявке картина будет приукрашена, вуз автоматически попадает в хвост рейтингового списка и будет иметь мало шансов для победы в конкурсе. Если заявки оформлены в соответствии с реальным положением вещей, то вуз займет в рейтинговом списке достойное его место. Такой конкурс (его в Минобразовании РФ называют “торгами”, хотя это и необычно для такого сугубо неторгового дела) проводится впервые, поэтому и заместители министра, и начальники главков интервью давать боятся. Вдруг-де их слова участники конкурса истолкуют не так, как надо, и возникнет неожиданный скандал. Но понять, как все будет происходить, можно и без интервью.
На конкурсной основе право для подготовки специалистов будут получать вузы по той или иной базовой специальности. Если в городе по такой специальности готовят несколько вузов, предпочтение отдадут сильнейшему. Если специальность для вуза не профильная, а просто помогающая ему выжить, шансов получить бюджетные места сводятся для него к нулю. Принцип проведения конкурсов, во-первых, региональный (чтобы сильные столичные вузы не забрали себе всю подготовку для России – ведь и не справятся с такими объемами, и ребят из регионов потом не вернут на работу в те же самые регионы), во-вторых, ведомственный (например, вуз, подведомственный Минобразованию РФ, может участвовать и даже выиграть в конкурсе, объявленном Минздравом РФ, но кроме почета ему ничего не светит, ибо финансировать Минздрав РФ может только свои вузы). Распределяя заказ по 29 укрупненным специальностям, конкурсная комиссия в идеале получит возможность маневрировать цифрами для удовлетворения потребностей в специалистах (в зависимости от прогнозируемой ситуации) в той или иной сфере. Например, увеличить прием на педагогические специальности или на специальности, связанные с информационной безопасностью, уменьшив прием на какие-то другие, менее востребованные. Но все это – завтра, в следующие годы, к этому нужно прийти не только организационно, но и психологически. Сегодня вуз, уменьшающий прием на ту или иную специальность, вызывает, по меньшей мере, немалое удивление.
А теперь давайте посмотрим, что же сулит вузам новый порядок формирования цифр приема на первый курс. В среднем у каждого вуза 30-40 самых различных специальностей. При новом подходе у него есть шанс выиграть подготовку по 5-6-10, не больше, ведь базовыми и профильными считаются для него именно столько. Предположим, что по какой-то специальности ему установили цифру приема в 100 человек. Это значит, что в соответствии с законом он может принять на эту специальность еще 50 платных студентов. На те специальности, где ему не дали бюджетного приема, опять-таки же по закону, он не может принять платных студентов, и придется их закрывать, преподавателей распускать. Если вуз вообще не получит госзадания, ему можно распустить и себя, причем целиком. Возможно, госзадания предусматривают не только рациональное использование бюджетных средств, но и существенную их экономию за счет ликвидации слабых или не очень сильных госвузов, у которых будет один выход – превращаться в негосударственные, получать госаккредитацию и арендовать базу с возможным последующим выкупом. И все потому, что не может считаться государственным тот вуз, что не выполняет госзаказ. Но если из 30 специальностей госзаказ будет получен только на 5, то куда денутся студенты, которые хотят получить профессию из перечня 25 оставшихся? Они перейдут через дорогу в негосударственный аккредитованный вуз и будут отдавать ему те деньги, которые мог бы получить вуз государственный. Получается явная нелепица: мы говорим о рациональном использовании госбюджетных средств, о пополнении бюджета, но не даем государственным вузам наполнить этот бюджет реальными деньгами за оказание платных услуг населению. Министр образования РФ Владимир Филиппов, по его собственному признанию, уже который год борется за то, чтобы разрешить государственным вузам принимать платных студентов без каких-либо ограничений, но депутаты позиции министра не разделяют, усматривая в том повсеместный переход на платное высшее образование. Определенная логика и вполне реальные опасения тут, конечно, есть, но сегодня есть и опасения, что значительная часть вузов или исчезнут с карты России, или попадут в весьма трудное положение, лишившись госзаказа по значительному количеству специальностей. Например, Академия водного транспорта, поддерживающая себя подготовкой юристов, наверняка госзаказа на их подготовку не получит и будет думать, на чем зарабатывать дальше.
Виктория МОЛОДЦОВА
Статфакт
Госзадание на подготовку специалистов с высшим образованием для министерств и ведомств (человек)
Министерство юстиции РФ – 290,
Госкомитет по физкультуре и спорту – 5715,
Госкомитет по рыболовству – 4164,
Государственный таможенный комитет – 935,
Федеральная служба Налоговой полиции РФ – 425,
Росагентство по патентам и товарным знакам – 10,
Управление делами Президента РФ – 3020,
Верховный суд РФ – 410,
МГУ имени М.В.Ломоносова – 3946,
Российская академия художеств – 259,
Российская академия живописи, ваяния и зодчества – 94,
Министерство РФ по атомной энергии – 500,
Министерство РФ по налогам и сборам – 1500,
Министерство здравоохранения РФ – 22030,
Министерство иностранных дел РФ – 595,
Министерство культуры РФ – 10186,
Министерство образования РФ – 448746,
Министерство путей сообщения РФ – 12025,
Министерство РФ по связи и информатизации – 3579,
Министерство сельского хозяйства РФ – 53500,
Министерство транспорта РФ – 7852,
Министерство труда и социального развития РФ – 8020,
Министерство финансов РФ – 900,
Министерство экономического развития и торговли РФ – 5680.
Комментарии