search
main
0

Естественный и ответственный. Сначала выбирай, потом с любовью делай

Прежде чем ответить на вопрос, какой профориентационный путь должен пройти ученик, чтобы быть готовым сделать свой выбор в 10-м классе, хочу привести цитату Дмитрия Судакова, руководителя проекта «Атлас новых возможностей»: «Одна из важных особенностей образования заключается в том, что результат проявляется, как правило, лишь в отдаленном будущем».

Когда стоит начинать проф­ориентационную работу? «Чем раньше, тем лучше», – ответят многие. С этим утверждением не поспоришь, но раньше не во всех случаях означает лучше.Дети просты и часто непред­взяты в процессе своего развития. Они учатся говорить и общаться, познают мир. И однажды наступает первая встреча с трудовой деятельностью – тогда выбор профессии происходит спонтанно: «Хочу быть, как папа», «Буду водить машину», «Люблю петь». В идеале выбор профессии должен таким и остаться – естественным и ответственным. Потому главная задача профориентации состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка в активной, созидательной деятельности и максимально продемонстрировать возможности того, что взрослые называют рынком труда. – Ребенок дошкольного возраста уже проявляет себя как личность. У него появляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной сфере деятельности. Я как координатор всероссийского партийного проекта «Детские сады – детям» уверена, что профориентацию можно и нужно начинать уже в детском саду на примере профессий родителей, – уверена заместитель председателя Комитета Госудаственной Думы по образованию и науке Лариса Тутова.Так для чего же мы задаем совсем еще маленьким детям вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Его интересы и без того очевидны внимательному взрослому. Этим вопросом мы как будто уже заранее подчеркиваем сложность выбора. А между тем выбор при достаточном объеме информации и личной зрелости будет естественным и простым. В дошкольном образовании и обучении в начальных классах мы используем занятия и игры, которые позволяют детям произвольно включаться в трудовую деятельность. В игре есть возможность выбирать самому. И от игры к игре у ребенка расширяются представления о собственных возможностях – я и мастер, и папа, и доктор, и водитель, и артист. А раннее знакомство с ИКТ-инструментами и языковое образование открывают дорогу ни много ни мало ко всем мировым знаниям.Качественная профориентационная работа в 5-7-х классах должна включать в себя большое количество тематических экскурсий, классных часов, встреч с профессионалами. Основная задача данного этапа – сформировать понимание трудовых отраслей и в идеале – интерес к какой-либо конкретной из них. Конечно, это накладывает определенные требования на педагогов, которые рассказывают о профессиях. Но, во-первых, залог успешной профориентационной работы – это понимание рынка. А во-вторых, масса полезных и современных методических материалов доступна педагогам бесплатно. С 2016 года наша школа активно сотрудничает с командой Всероссийской программы по развитию системы ранней профориентации «Zа собой в профессию» (www.засобой.рф). В рамках данной программы мы проводим ежемесячные профориентационные классные часы в 8-х классах. Каждый классный час посвящен какой-либо конкретной сфере, а все необходимые материалы разрабатывают сотрудники и партнеры проекта «Zа собой».В прошлом году у нас был интересный опыт по разработке и проведению профориентационной игры «Звездные империи» для всей параллели 8-х классов. Мы поставили перед собой цель – организовать процесс выбора профиля обучения учащимися в рамках игры. Каждая игра – это прототип работы в конкретной сфере, в которой участник проверял свои навыки и зарабатывал баллы. В итоге на заработанные баллы можно было «улететь» на одну из планет, которые и символизировали то или иное профильное направление. Нельзя не отметить также большой проект компании Smart Course для педагогов школ под названием «ЛюбиДелай». В рамках данного проекта педагоги нашей школы прошли два обучающих тренинга и получили более 20 методических материалов, включающих в себя инфографику для детей и родителей, описание классных часов и общешкольного мероприятия «Weekend профессий». Современная подача материала и взаимное сотрудничество с учащимися сработали очень эффективно. В этом году мы продолжаем работу по проекту «ЛюбиДелай» уже в рамках нескольких структурных подразделений.Самый масштабный проект, связанный с профориентацией, в нашей школе – это профильный центр Школы новых технологий «StartUp в жизнь» (Центр подготовки к взрослой жизни), который работает с 2015 года. Деятельность центра направлена на развитие надпрофессиональных навыков учащихся, также именуемых soft skills, которые будут востребованы в жизни независимо от выбранной профессии. Занятия в центре проводятся по образовательным модулям, тематика которых формируется в зависимости от социальных запросов. В 2015-2016 г. в центре прошли обучение около 80 ребят, в 2016-2017 учебном году на базе центра «StartUp в жизнь» было организовано 16 крупных обучающих и развивающих мероприятий, охвативших более 560 учеников и 300 педагогов и учителей. В текущем учебном году в центре появились новые модули: «Навыки проектной работы», «Управление вниманием и работа с информацией», «Игротека».Ведущими мероприятий выступили как кураторы и педагоги от школы №1288, так и представители других учебных заведений, а также социальные партнеры, такие как Общероссийский проект «Поколение 2084», Школа искусств и медиатехнологий Арины Шараповой, компания «АртЛичность», молодежное сообщество нейротехнологов, Центр занятости молодежи города Москвы.Мы стремимся сделать разговор о профессии интересным и непринужденным, чтобы выбор профиля обучения стал естественным продолжением нарастающего интереса ученика к какой-либо профессиональной области. Профильное образование – это всего лишь одна из возможностей подтвердить или опровергнуть профессиональные предпочтения.Конечно, это идеальный вариант, когда каждый старшеклассник выбирает профиль обучения в зависимости от собственных интересов. На практике такое происходит не всегда. Основания для выбора профиля у молодых людей различные: симпатия к педагогу или классному руководителю, желание учиться вместе с другом, выбор наиболее простых для изучения предметов. Но, даже если педагоги и родители четко видят ошибочность выбора старшеклассника, лучшее, что они могут сделать, это предоставить подростку возможность совершить свой выбор и не выносить свои оценки. Качественное профильное образование уже в школе транслирует ценности разных профессиональных областей, и ученики, которые оказались, как говорится, не в своей тарелке, имеют возможность быстрее это понять и выбрать наиболее подходящий профиль. Таким образом, профили – еще один фильтр для учащихся на пути к профессиональному самоопределению.- Нам не все равно, кем станут наши дети, – говорит Айдар Фаррахов, генеральный директор компании «АРТ Личность». – Наша миссия – помочь каждому ребенку вовремя найти свою профессию, сделать этот выбор самостоятельно, опираясь на свои желания, возможности и опыт. Когда я прихожу в незнакомый для меня класс, то говорю:- Я очень хочу помочь вам с выбором профессии. Но что именно вы выберете, мне не подвластно. Выбор остается за вами.В этот момент зачастую начинается настоящая работа, где главным героем становится ученик со своими интересами.Ольга КУВАЕВА,специалист по профориентационной работе школы №1288, карьерный консультант, модератор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте