search
Топ 10

Эстафета в надежных руках

Дело жизни Светланы Байкеевой

Что дает учителю участие в конкурсе? На этот вопрос каждый отвечает по-своему. Одни считают, что конкурс лишь отнимает время и силы, поэтому категорически отказываются от предложений участвовать. Другие пробуют свои силы, но, столкнувшись с более сильными конкурентами, опускают руки. И только те, кто видит в конкурсе безграничные возможности для роста и развития, органично входят в процесс и рано или поздно добиваются высокого результата. Светлана Александровна Байкеева, учитель русского языка и литературы мамадышской школы №1, относится именно к этой редкой категории. «Учитель года» вошел в ее жизнь в далеком 2007 году. Тогда она приняла в нем участие как молодой педагог. Затем пробовала себя еще несколько раз, причем трижды выходила на республиканский финал. 2020 год стал для нее победным.

Светлана БАЙКЕЕВА с учениками.
Фото Вадима МЕЛЕШКО

Светлана Александровна пояс­няет:

– Конечно же, конкурс – это большая работа. Работа предметная, работа методическая, работа моральная – ее, наверное, правильнее поставить на первое место. И что еще более важно – это взаимодействие и сотрудничество, еще более плотное взаимодействие со своими коллегами, активные контакты не только внутри города и района, но и республики. Обмен опытом, аккумулирование идей – для меня это самое ценное. И конечно, я благодарна конкурсу за возможность познакомиться с очень большим количеством талантливых коллег со всей Российской Федерации. Отрадно, что все мы продолжаем общаться друг с другом и взаимодействовать, делимся опытом и впечатлениями о своей работе. То есть конкурс закончился, а самое важное – человеческие взаимоотношения – продолжается.

Со Светланой Александровной мы планировали встретиться в Елабуге, на XI Международном фестивале школьных учителей, куда обе приезжаем несколько лет подряд: Светлана Александровна как учитель-новатор, я как журналист. Но встреча не состоялась. Именно в эти дни Светлане Александровне дали отпуск, который она по давней и неизменной традиции проводит с семьей, преимущественно в горах или на море. Ее летний отпуск по учительским меркам очень короткий – всего одна неделя. Все остальное каникулярное время Светлана посвящает педагогической работе, только не в школе, а в лагере.

– Неужели за год не устаете от детей? – искренне удивляюсь я.

– Лагерь – это другой уровень общения. Дети здесь иначе раскрываются. Начиналось все с профильной смены для одаренных детей, организованной Министерством образования Республики Татарстан в 2018 году. А следующее лето я уже полностью провела в лагере на берегу реки Камы (с. Соколки), так и повелось с тех пор. На неделю удается выбраться со своими близкими. Но мы стараемся отдыхать очень активно, чтобы это время надолго запомнилось и дало заряд бодрости на весь год.

Нет сомнений, что не уставать от общения с детьми, находить в работе радость способны лишь настоящие педагоги, люди, пришедшие в профессию по призванию и зову сердца. Светлана Байкеева именно такой человек. Педагогический стаж ее семьи очень достойный. Если говорить вообще о сфере педагогики, то есть о работе не только в общем образовании, но и в школах искусств, в детских садах, то он составит около 370 лет.

Если же говорить непосредственно об учительской работе, то первым школьным учителем был прадед Светланы Александровны по материнской линии – учитель математики. Он работал в школе и в педагогическом училище города Мамадыша. Стал учителем еще до Великой Отечественной войны. Затем ушел на фронт, участвовал в одном из самых кровопролитных сражений, был тяжело ранен. После болезни, которую спровоцировало ранение, вернулся домой и продолжил свою работу. Есть семейная легенда (Светлана Александровна слышала ее от своих дедушек и бабушек) о том, что очень часто на переменах или после уроков прадед (Галинур Каримович Байкеев), сам очень увлеченный музыкой, играл на скрипке ученикам. К сожалению, он очень рано ушел из жизни, в возрасте 34 лет, так и не сумев оправиться от тяжелого недуга. Его смерть можно считать геройской – он встретил ее в школе на своем рабочем месте.

Продолжила династию бабушка Светланы Александровны по материнской линии, всю жизнь она проработала в яслях, очень любила маленьких детей, заботилась о них. А вот ее дочь (мама Светланы Александровны) захотела работать с детьми постарше, стала учителем математики. За плечами Раушании Ильдусовны около 40 лет педагогического стажа. Именно она определила выбор дочери и была ее главным наставником в самом начале пути.

– За работой мамы я наблюдала с самого детства почти постоянно: и приходя вместе с ней в школу, и видя, как она работает дома. Очень рано я поняла, что преподавание не просто работа, которую человек выполняет в определенные часы, а своего рода миссия, особый взгляд на жизнь, особое мировосприятие. Возможно, оно передается по наследству. А еще мама по-хорошему заразила меня своей любовью к детям, любовью к школе, поэтому я решила тоже связать себя с педагогической деятельностью. Решение приняла не в выпускном классе, а гораздо раньше – с тех пор как стала осознавать себя и задумываться о жизни, меня привлекала работа с детьми со всеми ее нюансами, – рассказывает Байкеева.

– Но выбрали русский язык и литературу, а не математику, как мама. Почему?

– Всегда любила в школе геометрию, очень нравилось черчение, именно эта область меня привлекала. Но в то же время меня очень рано заинтересовала литература, нравился театр, со временем я поняла, что гуманитарное направление мне ближе. Немаловажным фактором выбора русского языка и литературы было влияние, которое оказала на меня моя классная руководительница – словесник Вероника Владимировна Брызгалова. К великому сожалению, я училась у нее лишь с 8‑го по 11‑й класс. Но именно у нее я получила первые уроки методики преподавания этих предметов. Вначале я невольно копировала ее стиль, думаю, что это нормально для новичков.

Сама Светлана Александровна давно является наставником для начинающих коллег, посвящает молодым педагогам много времени и не жалеет об этом, возглавляет методическое объединение учителей-наставников в своем районе.

– Что вы можете сказать тем, кто лишь в этом году пришел в школу в качестве учителя? Какой совет дадите?

– Не бойтесь! Не бойтесь пробовать и ошибаться, не стесняйтесь просить совета и помощи у опытных коллег. Если вам в вашей школе не дали наставника, то сами ищите учителя, который подскажет и поддержит (сейчас это можно делать дистанционно, технологии позволяют). Очень важно, чтобы в первое время кто-то знающий, доброжелательный и чуткий направлял и советовал, одному сложно справиться со всеми трудностями профессии и все более возрастающими требованиями.

Кстати, о технологиях. Готовясь к встрече со Светланой Александровной, я внимательно изучила ее сайт. Он показался мне не только потрясающе информативным и насыщенным разнообразными материалами, наработками, но и удобным в навигации и обратной связи. Трудно было поверить, что словесник может создать настолько профессиональный сайт. Обычно конкурсантам помогают на начальном этапе, но очевидно, что сайт сделан задолго до конкурса, он живет, регулярно обновляется и пополняется новыми материалами, видно, что работа ведется не формальная. Прошу Светлану Александровну поделиться опытом.

– Конечно, заполнение контента, работа на сайте отнимают определенное время. На это требуются силы, как физические, так и душевные. Но я понимаю, во имя чего это делаю. Очень надеюсь, что мой сайт хоть немного помогает ученикам в освоении программы, а их родителям позволяет чуть больше узнать о школе и о том, как ребята проводят время, как вообще строится система образования сегодня. Ну и, конечно же, верю, что мои наработки бывают полезны коллегам, особенно начинающим. К слову, когда мне нужен какой-либо технический совет или информация для сайта, я тоже прошу помощи у коллег, работающих как в нашей школе, так и в других образовательных организациях. Кроме того, поддерживают ученики, – говорит учительница.

– Я обратила внимание на раздел, посвященный выпускникам школы №1.

– Для меня именно этот раздел, один из последних появившихся, является самым важным. Зачем я его создала? Хочу показать моим сегодняшним ученикам и их родителям, что значимость человека определяется не только тем, что он занимает какой-то высокий пост, не только его публичным или финансовым успехом. Мне бы хотелось представить выпускников нашей школы во всем их многообразии, подчеркнуть их особенности и индивидуальность, отличие друг от друга. На мой взгляд, каждый из выпускников мамадышской школы №1 заслуживает внимания, достоин педагогов, у которых учился.

– Какой бы совет вы дали учителям, которые пока лишь задумываются о создании собственного сайта?

– Постарайтесь сделать его полезным для тех, с кем вы работаете, кто идет с вами рядом в одном направлении.

– И еще вопрос. Вы преподаете русский язык. А для половины ваших учеников родным является татарский. Как удается выстроить общение?

– Даже больше половины. По данным последней переписи, большинство жителей Мамадышского района относят себя к татарам, на втором месте по численности – русские, есть представители других национальностей. Мамадыш – небольшой городок на реке Вятке, основанный в 1391 году. Постоянных жителей всего 15 тысяч. Практически все так или иначе знакомы друг с другом. Если мы не знаем друг друга по имени, то в лицо узнаем обязательно. Отмечу, что мамадышцы – представители разных религиозных конфессий – прекрасно уживаются друг с другом, конфликтов на почве религии и национальности нет. Более того, в любой школе, в любом классе, в том числе в классе, классным руководителем которого я являюсь, очень большой процент детей, рожденных от смешанных браков. Думаю, что Мамадыш может служить образцом гармоничных взаимоотношений людей разных веро­ис­по­ве­даний. Взаимопонимание, мир и согласие – наша главная ценность.

– В плане языкового развития есть какие-то особенности? Двуязычие как-то сказывается на скорости освоения программы?

– Выводы исследователей и моя личная практика показывают, что дети, знающие от рождения несколько языков, достигают больших успехов в учении. Эти ребята с детства впитывают культуру различных народов.

– Возвращаюсь к вашей династии. Вам бы хотелось, чтобы и ваша дочь ее продолжила?

– Дочке 13 лет, и пока сложно предположить, привлечет ли ее профессия учителя. Она учится в другой школе, видит меня за работой только дома и летом, в лагере. Конечно, меня бы порадовало, если бы мой пример ее вдохновил, но влиять на ее выбор точно не стану. Главное, чтобы наши дети стали счастливыми, увлеченными своим делом, уважаемыми и востребованными именно там, где родились и выросли.

Вера КОСТРОВА, Республика Татарстан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту