search
main
0

Эстафета добросердечия

Выпускникам Гатчинского педагогического колледжа имени К.Д.Ушинского рады везде

Если пройтись по Гатчине, полной историко-архитектурных памятников, это здание можно и не заметить. Тем более что совершенно типовая постройка советского периода приютилась где-то в зеленых и тихих дворах. Однако особенность здания не во внешнем облике, а в том, что внутри его стен. Здесь обучают учителей начальных классов, воспитателей детских садов и учителей физической культуры. Что в этом удивительного, скажете вы? Дело в том, что Гатчинскому педагогическому колледжу имени К.Д.Ушинского в 2021 году исполняется 150 лет, и на сегодня это старейшее учебное заведение в России.

На крыльце любимой альма-матер

Было бы странным рассказывать о колледже и не коснуться страниц его истории. А они действительно содержат много интересного. Например, в год своего открытия (1871) колледж назывался учительской семинарией, которая была учреждена среди пяти подобных учебных заведений России. Положение об учительских семинариях разработал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, поэтому не случайно колледж носит его имя. В первый год работы Гатчинской учительской семинарии здесь обучались 75 юношей из семей крестьян и мещанского сословия. Среди преподавателей были в основном выпускники Санкт-Петербургского императорского университета. Примечательно, что уже в первый год работы учительской семинарии при ней открылась базовая школа, где будущие учителя могли осуществлять практические занятия.

За свою 150‑летнюю историю педагогический колледж несколько раз менял название. Был даже Гатчинским финским педагогическим техникумом. В окрестностях Гатчины тогда располагалось много финских деревень, и для обучения в них детей требовались учителя. В период Великой Отечественной войны работа педагогического колледжа была прервана, а здание, в котором обучались будущие учителя, фашисты при отступлении взорвали. И все-таки, несмотря на трудности, уже в 1944 году занятия для студентов возобновились. Лекции читались при коптилках, а книга была только у преподавателя, поэтому студенты учили материал частично по учебнику, частично с голоса преподавателя. Также и студенты, и преподаватели принимали участие в восстановлении разрушенного здания колледжа. Сегодня в нем располагается базовая школа.

Как рассказывает директор Гатчинского педагогического колледжа имени К.Д.Ушинского Марина Воронцова, особенность учебного заведения не только в его почтенном возрасте, но и в том, что на протяжении 150 лет оно оставалось в системе образования и готовило учителей начальных классов. В колледже «преподавание в начальных классах» считают основной специальностью, надо заметить, гатчинских специалистов высоко ценят во всей Ленинградской области. А уж в самой Гатчине не найдется ни одной школы или детского сада, где бы ни работали выпускники педколледжа. Секрет такой популярности и востребованности Марина Воронцова объясняет просто:

– У нас практико-ориентированное обучение, и уже со 2‑го курса наши студенты приходят на практику в школу. Причем не только в базовую, но и в другие школы города. В нашей программе обучения вообще много видов практики. Например, после 3‑го курса студенты отделения начальных классов и физической культуры обязательно проходят практику в детском оздоровительном лагере. На протяжении пос­лед­них трех лет мы сотрудничаем с Международным детским центром «Артек», студенты работают там с апреля по ноябрь.

– Марина Юнусовна, вы упомянули о базовой школе. Расскажите, пожалуйста, что это такое?

– В здании, где раньше располагался педагогический колледж, сейчас находится базовая школа. В ней обучаются дети с 1‑го по 4‑й класс. Всего 12 классов. Базовая школа является нашим структурным подразделением. По сути, это база практики для студентов, которые обучаются по специальности «преподавание в начальных классах». Я уже говорила выше о разных видах практики. В частности, у нас есть психолого-педагогическая практика, когда студенты приходят и помогают учителям начальных классов, классным руководителям организовать внеклассную работу. На 3-4‑м курсах есть практика пробных уроков, когда студенты сами проводят уроки. Также есть практика, которая называется «Первые дни ребенка в школе». В ее рамках студенты присутствуют на всех учебных и внеучебных мероприятиях, в том числе на первом родительском собрании, которое проводится перед началом учебного года, смотрят все уроки, конспектируют, создают свою методическую копилку: как ребенок проводит первые дни в школе, как адаптируется, как работает учитель. Такая базовая школа у нас начала работать с 1952 года, и надо заметить, что подобных школ в России очень мало. Просто по пальцам можно пересчитать. Так что базовая школа является уникальной особенностью нашего педагогического колледжа.

На самом деле в базовой школе тоже есть своя изюминка. Марина Воронцова добавляет, что школа укомплектована педагогическими кадрами, среди которых более 90% – это выпускники Гатчинского педколледжа имени К.Д.Ушинского разных лет. Здесь работают те, у кого огромный стаж, и те, кто буквально только-только со студенческой скамьи. При этом среди выпускников педколледжа учителя разных предметов, ведь были периоды, когда учебное заведение готовило и учителей английского языка, и учителей информатики, и т. д.

Да что тут говорить, предыдущий директор педколледжа Виктор Михайлович Паршиков, руководивший учебным заведением 29 лет, а до него Нина Александровна Зубова – это все выпускники педколледжа! И сама Марина Воронцова тоже бывшая студентка гатчинского педколледжа. По примерным подсчетам, более 30% нынешних преподавателей учебного заведения учились в нем в разные годы. Такая вот удивительная преемственность. Правда, Марина Юнусовна не находит в этом ничего экстраординарного. Объясняет тем, что так принято в колледже. Очень редко кто уходит, устроившись на работу. Также не уходят, не отучившись. Как 30 студентов поступили на первый курс, так 30 человек и выпустились. Возможно, секрет такой преданности заключается во внутренней комфортной обстановке, когда к тебе относятся с теплом, заботой. Те, кто здесь работает, когда-то сами были юными студентами, почти детьми, и кто-то в свое время им помог, поддержал, открыл мир профессии. Это добросердечие как эстафета уже многие годы переходит из поколения в поколение.

Может быть, кому-то покажется преувеличением, но даже немотивированный студент в педколледже может изменить свое отношение к профессии. Такие примеры есть. Марина Воронцова поясняет, что во многом это происходит благодаря работе преподавателей, классных руководителей, среди которых, как мы помним, более 30% выпускников педколледжа.

– Очень часто ребята, даже заявляя, что не собираются работать по специальности, приходят с преддипломной практики и говорят, что хотят идти работать в школу. И идут. И главное – они там, если можно так выразиться, прирабатываются. Ну а тем, кто все-таки по каким-то причинам не остался работать в школе, не связал свою жизнь с педагогикой, полученное у нас образование никогда не помешает. Наибольший процент поступающих в педколледж – девушки, а они будущие мамы, и знание педагогики и возрастной психологии не будет для них лишним, – это наш вклад в материнское воспитание.

Но вообще, судя по последним годам, к выбору профессии педагога выпускники школ подходят осознанно. Так, конкурс в Гатчинский педколледж имени К.Д.Ушинского из года в год растет. В прошлом году самый большой конкурс был на отделение физической культуры, спорта и фитнеса – 6 человек на место. Также в прошлом году, несмотря на то что набирали целые 2 группы на специальность «преподавание в начальных классах», конкурс составил 3 человека на место. Среди абитуриентов на специальность «дошкольное воспитание» конкурс в прошлом году был еще выше – 4 человека на место. Средний балл аттестата на все специальности стабильно выше четырех.

Если охарактеризовать современного студента, то, по мнению Марины Воронцовой, это мотивированные, целеустремленные молодые люди, которым нравится работать с детьми. Они не боятся и хотят общаться с младшим поколением, хотят делиться своими знаниями. И, главное, уже на этапе обучения в колледже они умеют это делать.

 

Сегодня в Гатчинском педагогическом колледже имени К.Д.Ушинского готовят по специальностям «преподавание в начальных классах», «дошкольное воспитание», «физическая культура, спорт и фитнес», «прикладная информатика».

В Гатчинском педагогическом колледже имени К.Д.Ушинского обучаются порядка 600 студентов очного отделения и более 170 студентов заочного отделения. Помимо ребят из Ленинградской области есть студенты из разных регионов России: Перми, Воронежа, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Алтай, Пскова, Новгорода, Карелии.

В 2022 году для студентов будет открыто современное общежитие на 300 мест.

В год 100‑летия Гатчинского педагогического училища его наградили орденом «Знак почета».

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте