search
main
0

Есть женщины! Они умеют восхищать и восхищаться

Беседа с Ириной Николаевной ЯРЦЕВОЙ, директором нижегородского лицея №8, состоялась в преддверии женского праздника. Несмотря на мою просьбу больше говорить о себе и меньше о работе, обойти тему учительской профессии и директорских будней не удалось. Наверное, это вполне закономерно, когда речь заходит о призвании.

Тени у костраУже в десятилетнем возрасте Ирина Ярцева, дочь педагога начальных классов, точно знала, кем станет. И хотя в отличие от сверстников представляла, насколько трудна стезя учителя, детской мечте не изменила. – Понимаете, – поясняет Ирина Николаевна, – ведь это сегодня все больше выпускников стараются поступить в вуз, диплом которого принесет в будущем наибольшие «дивиденды»: перспективы, высокооплачиваемую и востребованную работу. Во времена моей юности об этом думали меньше всего. Мы старались слышать зов сердца и следовать призванию. Конечно, это можно назвать романтизмом, но факт остается фактом: многие из нас действительно выросли в настоящих профессионалов.На факультет педагогики начального обучения был большой конкурс, но Ирина поступила без проблем: в школе была отличницей и активисткой, любила не только все предметы без исключения, но и саму школу – ее неповторимую атмосферу. Много времени посвящала дополнительному образованию, серьезно занималась музыкой. Все это помогло завоевать авторитет и у студентов-однокурсников.- Меня назначили старостой курса, – вспоминает Ирина Николаевна. – Я решила, что это налагает на меня огромную ответственность за нашу студенческую жизнь, а потому старалась, как могла: организовывала самые разные мероприятия, писала сценарии, проводила дискотеки. Помню, как перед первым отъездом «на картошку» я за две недели научилась играть на гитаре. Подумала: вдруг никто из однокурсников не умеет, а какая же «картошка» без песен у костра?Разумеется, культурная жизнь была лишь приятным дополнением к учебному процессу – он занимал основное время. На вопрос, был ли для будущих учителей пример для подражания – преподаватель, оказавший наибольшее влияние на становление личности, Ирина Николаевна с ходу называет несколько имен:- Анна Ивановна Старченко,  Тамара Яковлевна Железнова, Ольга Анатольевна Немцова – они вели разные дисциплины, и подход к преподаванию у них был абсолютно разный. Одно было неизменным – подлинный интерес к своему предмету и любовь к своим ученикам. Таким разным, порой сложным. Этому научиться труднее всего, но это то, что отличает настоящего преподавателя от человека, день изо дня тянущего лямку учительской работы…Приют идеалиста- Ирина Николаевна, прежде чем стать директором лицея, вы долгое время работали учителем начальных классов. Наверное, хорошо помните свой первый урок…- Разумеется. Это был урок музыки. И к нему, как, наверное, ко всему в своей жизни, я подошла очень ответственно: подготовила огромное количество материала и наизусть выучила две прелюдии Шопена. Не играть же при учениках по нотам! Тогда мне казалось это очень важным. – А что вы считаете важным теперь? – Когда я начала работать,  мне было всего двадцать лет. Школа, в которую я пришла, работала по новаторской системе. Ее директором была Валентина Николаевна Голубева. Молодежь она брала более чем неохотно. Самому молодому сотруднику в ту пору было далеко за сорок… Но для меня Валентина Николаевна сделала исключение, и мне очень хотелось оправдать ее доверие. Самым сложным оказалось повзрослеть – сразу и окончательно. Учителя – это особая каста людей. Это та профессия, представители которой не могут позволить себе легкомысленное поведение, необдуманные поступки, даже слишком экстравагантную форму одежды и использование сленга. И в школе, и за ее пределами учитель остается учителем. Школа – это идеалистическая организация. Учителя мыслят истинами и несут их детям. Цель педагогики – воспитать в ребенке нравственность, трудолюбие и патриотизм. А еще – доброе отношение к людям. Потому что трудолюбивый злодей – настоящая катастрофа. Учитывая современные реалии, все это очень непросто. Впрочем, просто учителям в России не было никогда…По словам Ярцевой, преподавателем в полном смысле этого слова она смогла себя назвать лишь спустя десять лет: именно столько времени потребовалось, для того чтобы понять, что делать и как именно. Научиться обходить многочисленные «подводные камни» помогали более опытные коллеги и анализ собственных ошибок. Ирина Николаевна признается:- Для успешной работы нашей системы очень важна преемственность, поэтому я радуюсь, когда в школу приходят молодые учителя. Сегодня в нашем  лицее их больше, чем в любой школе района, и я ими очень горжусь! Они  труженики и большие молодцы. Для того чтобы влиться в коллектив, им пришлось много работать и еще большему учиться. Случайные люди такой ритм не выдерживают, а те, кому на роду написано стать учителем, остаются и становятся отличными педагогами. Кроме того, как показывает практика, у молодых специалистов очень развита интуиция, особое чутье, с помощью которого они находят выход из самых сложных ситуаций, принимают нестандартные решения. Гордится Ирина Николаевна Ярцева и педагогами, отработавшими в стенах школы большую часть своей жизни.- В освоении новых технологий и методик они не уступают молодежи (не зря же советское образование было признано во всем мире), а опыт дает им большие преимущества. К тому же большое значение имеет прочный нравственный фундамент, на котором росло старшее поколение. К сожалению, сегодняшняя почва совсем иная. Возможно, именно в этом причина нынешних проблем в образовании. Я бы могла долго их перечислять и говорить о том, какие преобразования были бы, на мой взгляд, полезны, но делать этого не стану. Масштабные реформы (а к ним относятся и ЕГЭ, и принятие ФГОС)  нужно оценивать позже, по тем результатам, которые они принесут.Главное – не достигнуть вершины, а удержаться на нейЛицей №8, бессменным руководителем которого уже 20 лет является Ирина Николаевна Ярцева, – учреждение повышенного статуса, оно входит в так называемый нижегородский Топ-5, попасть туда мечтают многие. Восьмая школа всегда пользовалась авторитетом. Свою историю она ведет с 1918 года.  На протяжении многих лет лицей успешно сотрудничает с Нижегородской государственной медицинской академией, Техническим университетом имени Алексеева, Государственным  университетом имени Лобачевского, с Ассоциацией школ под эгидой ЮНЕСКО, является экспериментальной площадкой Нижегородского института развития образования. В 1998 году в лицее был открыт музей истории школы, руководит которым Любовь Ильинична Козлова. Ее педагогический  стаж в школе-лицее 63 года! В лицее есть собственный театр им. Н.Н.Хрулева,  свои издательский центр, видеостудия… Среди учителей – лауреаты премии Нижнего Новгорода, победители ПНПО, среди выпускников – известные и уважаемые специалисты в самых разных областях. Ирина Николаевна, с гордостью рассказывая о каждом прославившем альма-матер, уточняет:- Моя задача как руководителя изначально была такая: постараться вести лицей в соответствии со всеми современными и новаторскими требованиями и при этом не разрушить ту особенную атмосферу школы, подразумевающую одновременно нравственность и блестящие практические знания. Я и сама консерватор по своему характеру, а потому не вижу смысла разрушать то, что не мной построено, и вводить новое там, где хорошо проявили себя старые методы. С поставленной задачей Ирина Николаевна справляется успешно. Требовательная к себе, строгая и в то же время искренняя, доброжелательная и тактичная, за долгие годы работы она завоевала авторитет и у коллег, и у родителей школьников, и у самих детей. Не их ли оценка может служить лучшим показателем высокоэффективной работы? – Для многих из нас, – признается восьмиклассница Даша, – Ирина Николаевна стала олицетворением жизненного успеха. Своим примером она показывает, что есть к чему стремиться. А для нас, школьников, это самое главное. Мы видим: чтобы достичь вершины, нужно уметь держать себя в руках, относиться к своему делу ответственно, а главное – с любовью. Одноклассники добавляют: «Глядя на Ирину Николаевну, мы понимаем, что можно, с одной стороны, быть настоящим руководителем, то есть все держать под контролем, а с другой –  оставаться жизнерадостной, интересной женщиной, вызывающей всеобщее восхищение». К слову, возглавить школу никогда не было ни мечтой, ни целью Ярцевой. Она признается, что если бы можно было «отмотать пленку назад», то она с удовольствием осталась бы учителем начальных классов, вела уроки и проверяла тетради. Даже круглосуточная занятость, на которую так часто сетуют педагоги, Ирину Николаевну не пугала.- Мне в этом плане очень повезло: я всегда ощущала поддержку семьи. Мама не пыталась навязать мне свое мнение, заставить в чем-то следовать ее примеру. Но она всегда была рядом и являлась для меня своего рода ориентиром: добросовестно и честно служила в школе всю жизнь, а иначе как служением назвать это сложно. Муж Ирины Николаевны вырос в учительской семье, поэтому всегда относился к профессии супруги с большим уважением.- Даже тетради помогал проверять, было время! – улыбаясь, рассказывает Ирина Николаевна и добавляет: – Могу честно сказать: заманчивых предложений о работе мне поступало множество. Не скрою, когда в школе обстановка была особенно напряженной, и у меня появлялось желание сменить сферу деятельности. Думаю, что я смогла бы реализовать свой потенциал и где-то еще. Сделать это мне не дала моя семья, твердо стоявшая на том, что мое призвание – работать в школе. А призванию изменять нехорошо. Потом я поняла, насколько мои близкие были правы. И очень им благодарна…Став директором, Ирина Ярцева долгое время вела МХК, а когда оставила преподавание, посвятила себя внеклассной работе с детьми. Будучи страстной походницей, она и учеников приобщает к активной жизни, спорту, учит ценить природу и историю родного края. И, конечно же, школу. Ведь годы учебы – это волшебное время, вспоминать которое потом можно с удовольствием, а не с тоской и унынием. Дочь Ирины Ярцевой не продолжила семейную династию, стала врачом. Однако тоже преподает.- У нас прекрасные отношения. Хотя я всегда была строгой мамой. Со временем я лишь утвердилась в том, что успех любого ребенка складывается из двух составляющих – личного примера и требовательности родителей. Других рецептов воспитания пока не придумали.Ирина Николаевна не может назвать свою жизнь безоблачной, но счастливой – точно может. Она полна новых интересных идей. Совсем скоро  долгожданный весенний турслет. А в ближайших планах – столетний юбилей лицея, к организации которого Ирина Николаевна Ярцева подойдет, как и ко всему в своей жизни, с энтузиазмом, ответственностью и оптимизмом. Пожелаем ей удачи!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте