29% россиян, опрошенных в середине марта в 44 субъектах РФ социологами Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), не прочь лично принять участие в массовых акциях протеста. Наибольшее недовольство граждан, заставляющее их протестовать, согласно данным опроса, вызывают низкое материальное положение (11%), рост цен (7%), плохая работа ЖКХ и безработица (по 6%), беззаконие, коррупция и бюрократизм властей (4%). Скорее всего откажутся от личного участия в акциях россияне 25-39 лет (76%), с высшим образованием (79%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (82%), с высоким уровнем доходов (83%).
Александр Ильич МУЗЫКАНТСКИЙ, уполномоченный по правам человека в Москве:
– Одна из проблем – у власти нет доверия к народу, у народа нет доверия к власти, по крайней мере, очень часто в разных ситуациях это проявляется. Восстановление или, по крайней мере, какая-то возможность повышения этого доверия между народом и властями – одна из главных задач общества. Российская власть все время перед народом испытывала те же самые чувства, которые испытывает и сейчас, чувства эти называются «загнать пар обратно в кастрюльку». Император Александр III спросил своего адъютанта: «А что у нас происходит в России?» Адъютант ответил: «Ваше Величество, представьте себе котел, в котором булькают перегретые газы. А рядом с котлом ходят мужики, которые молотками законопачивают каждую щелочку, каждую дырочку, которая в этом котле образовалась». Такое «подмораживание», которое в российской истории случалось многократно, после этого всегда приводило или к оттепелям, или к катаклизмам типа революций.
Евгения АБЕЛЮК, учитель литературы лицея №1525
– Когда ученик что-то говорит, я всегда слушаю, так как вообще считаю: от этого нельзя отмахиваться. Для меня всегда это очень важно, мне нравится, когда человек думает, а не пассивно принимает то, что он имеет. Конечно, хорошо, когда ученик уважает учителя, а учитель – ученика, это истины безусловные, но их нужно повторять. Сегодня много и часто говорят, что мы должны постоянно учитывать мнение ученика. Но если мы будем строить реформу, основываясь на взглядах школьника, то неизвестно что получится, хотя, безусловно, свежий взгляд тут необходим. Конечно, школу надо реформировать, конечно, надо слушать детей, замечательно, если они будут говорить, и надо, чтобы они говорили, надо, чтобы они слушали, что им отвечают, и не воспринимали каждое возражение как жесткую критику. Я думаю, что постоянно нужно вести конструктивный разговор. Но те, кто реформирует образование, должны слышать и учителя. Сегодня же пытаются реформировать школу, не слыша откликов с мест по поводу, например, ЕГЭ, введения основ православной культуры в школах. Я не видела ни одного человека, который бы положительно откликнулся на эти инновации.
Комментарии