Цель: проанализировать, какие художественные средства использует писатель, показывая духовный путь лирического героя поэмы. Задача: совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения.
На что же бы тогда человеку и быть человеком, если бы у него не было памяти о неповторимом мгновении.М. ПРИШВИН
Ход урока
1. Мотивация, выход на тему, целеполагание.
Есть в русской литературе писатели, открыть которых для себя можно в любом возрасте – в детстве, в юности, будучи зрелым человеком. Одним из таких художников слова является Михаил Михайлович Пришвин.
Представьте светлый день… По одной из бесчисленных полян раскидистого русского леса идет Пришвин. Вот он чутко прислушивается к тишине, идет по лесной опушке в своих простых яловых сапогах и синей куртке. За одним плечом – любимое ружье, за другим – фотоаппарат, рядом – верная собака. Натруженные руки держат блокнот. Сейчас он что-то запишет. Может быть, вот это:
«В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.
Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку в пространстве и времени.
Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет.
Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной».
Дорогой к другу была вся жизнь Пришвина. Самому лучшему своему другу – читателю, в поисках которого прошли долгие годы мечтаний и надежд, сомнений и открытий. Много прекрасных мгновений запечатлено в слове на страницах его книг.
Среди них особое место занимает лирико-философская поэма «Фацелия» – первая часть «Лесной капели», созданной на основе дневниковых записей в 1940 году.
Работа с эпиграфом, термином «поэтика», записанным на доске: «Поэтика – особенность художественного стиля писателя, совокупность художественных средств, которыми он пользуется».
Формулировка темы и цели урока.
2. Работа с текстом поэмы. Предполагается, что текст прочитан целиком до урока, в ходе урока читаются фрагменты.
– Почему Михаил Пришвин назвал поэму «Фацелия»?
Это и синяя медоносная трава, и перо синей птицы – символа счастья, и образ любимой.
– В чем особенности композиции поэмы?
Основные ступени судьбы лирического героя составляют содержание трех глав поэмы и отражаются в названиях и эпиграфах к ним.
Первая глава – «Пустыня» – включает описание цветущей синей фацелии, гудящих над ней в этом медоносном раю пчел. Это заставляет героя задуматься о своем потерянном счастье, потерянной любимой. В его попутчике этот «гул жизни» тоже затронул душу, завязывается разговор (чтение отрывка).
Таким образом, синяя медоносная трава фацелия становится именем любимой и образом счастья.
– Была ли Фацелия в жизни самого автора, М. Пришвина?
Сообщение учеников о любви М. Пришвина к В.П. Измалковой.
– Мысль лирического героя еще блуждает в пустыне. Пустыня здесь – одиночество, отсутствие гармонии с миром, духовная пустыня, а не большое необитаемое пространство земли. Прорыв от одиночества к людям происходит не сразу.
– Какие образы в этой главе передают душевное состояние автора?
Лимонница, желтая бабочка, сидит на бруснике, сложив крылья в один листик; черная бабочка с тонкой белой каймой, монашенка, обмерла в холодной росе…
Глубокое философское содержание миниатюр определяет их своеобразную форму, многие напоминают притчи.
– В двух заключительных миниатюрах главы появляется образ бездны. С чем это связано?
Пустыня – символ одиночества в поэме, бездна – символ отчаяния, гибели.
– Вторая глава называется «Росстань», означает перекресток дорог. Лирический герой возвращается из пустыни одиночества к развилке дорог, вспоминает мгновения прошлой жизни в «пустыне одиночества», ищет гармонию с миром.
Чтение миниатюры «Живой дымок». Пытаемся определить, из какого времени года это остановленное мгновение.
Дым прямой, как колонна, бывает только в безветренные зимние ночи.
– Какое слово передает в миниатюре ощущение холода?
Марево – туман, непрозрачность воздуха.
Завершает вторую главу миниатюра «Старая липа». Чтение миниатюры, определение используемых автором выразительных средств языка.
Отмечаем, что если первая глава заканчивается мыслями о бездне, то вторая – надеждой на будущее.
– 3-я глава называется «Радость». Как выражается автором радость обретения гармонии с миром в названиях миниатюр?
«Улыбка земли», «Солнце в лесу», «Цветущие травы», «Расцвет шиповника», «Песня воды», «Реки цветов» и др.
– Мгновения жизни предстают во всем своем великолепии: в красках, звуках, запахах. Приведите примеры.
Цветовая и звуковая палитра в поэме необычайно широка. Душа писателя обнимает все живое и наполняется радостью. Герой преодолевает одиночество, образ Фацелии остается в прошлом как символ невозвратимой утраты, как воспоминание о прекрасных мгновениях жизни. На небосклоне зажигается заря, и на закате жизни лирический герой вновь обретает любовь.
Чтение учителем миниатюры «Любовь».
3. Подведение итогов урока.
– Прекрасной гармонией (человек – любовь – природа – творчество) заканчивается поэма «Фацелия». А бесконечная цепь мгновений, составляющих жизнь, продолжается.
Возвращение к эпиграфу, осмысление.
4. Творческое задание (возможно, для домашней работы): написать лирическую миниатюру «Мгновения жизни».
Нина КОРОМЫСЛОВА, учитель русского языка и литературы СШ №3 г. Родники Ивановской области, участник конкурса «Сто друзей-2004»
Комментарии