Многим свойственно стремиться к новому. Почему мне это должно быть чуждо? Увидела в соцсети страстный призыв научить писать сценарии, и захотелось узнать: а как оно, что оно и с чем его?
Бесплатный вводный курс был рассчитан на три урока. Правда, уроками это трудно назвать: просто недолгий монолог на камеру эксперта, который является сценаристом нескольких сериалов, вполне успешно прошедших и идущих по телевидению. Эксперт был хотя и молодым, но серьезным и говорил тусклым, монотонным голосом. Под его усыпляющий баритон я узнала, что прежде, чем писать сценарий, нужно сфокусироваться на жанре, предложить самой себе 50 идей, из которых затем выделить 10 самых перспективных, а потом, прорешетив их, выбрать три жизнестойкие и наконец остановиться на той, с которой очень хочется работать. Этой идеей можно делиться с каждым встречным, потому что каждый встречный может подкинуть «в печку дров», приведя примеры из жизни, которые так или иначе обогатят сюжетную линию.
Еще, как заметил эксперт, нужно посылать свою идею людям сведущим, то есть действующим сценаристам, режиссерам, редакторам, чтобы быть в курсе: в тренде ты или чушь несешь. Эксперт при этом, правда, не сказал, есть ли вообще шанс, что твоя работа окажется на чьем-то фундаментальном столе или же улетит в мусорное ведро, едва закроется за курьером дверь. Главное – не показывать свое детище родственникам и друзьям, ведь те будут определенно необъективны, и ничего хорошего их лестные оценки тебе как автору не принесут.
Кроме того, писать нужно о том, в чем хорошо разбираешься, либо провести исследование и получить максимум информации о вопросах, которые намерен затрагивать, чтобы не выглядеть полным идиотом при разговоре с людьми сведущими. И конечно (как без этого!), мониторить, что пишут другие авторы, кого из них больше читают.
Собственно, как сказал эксперт, такой же алгоритм действий нужно производить, если собираешься создавать сценарии, пьесы или вообще сочинять литературное произведение.
Любая теория должна быть подкреплена практикой. Следуя инструкции эксперта, я выбрала жанр, в котором решила творить, – сказка. Осталось подойти к делу с математическим прицелом и предложить самой себе для рассмотрения 50 идей. Правда, сдалась я уже на 7‑й идее. В мире столько всего сочинено, что выдумать что-то новое – это подвиг. В моем случае подвига не случилось, но кое-что все-таки набралось. Например, приключения Тика с Током, или путешествие оторвавшегося от поезда вагона, или история медвежонка, перепутавшего берлоги, или странствия потерянного телефона…
Из того, что в муках собралось, следовало выбрать. Но выбор – штука тонкая. Попробуй пойми, что ближе сердцу – Тик с Током или медвежонок? А может, выйдет сказка про маленький Айсберг, который откололся от семьи и своим своевольным поступком едва не уничтожил жизнь на Земле? А может, сердце даст дорогу волшебному артефакту (название не придумано), возвращающему время и позволяющему вернуться в прошлое и повести свою жизнь совсем по другому руслу?
Возможно, подумала я, дело пойдет быстрее, если исследовать хотя бы пару предложенных самой себе идей. Но с чего начать? С изучения арктического и антарктического шельфов? С проблем глобального потепления? Со строения медвежьей берлоги? С азов хронологии? Со знакомства с системой сцепления железнодорожных вагонов?
Едва эта вопросительная карусель завертелась в голове, стало понятно, что от былого азарта не осталось и следа. Нагруженные обязательствами мысли не шли дальше выстроенных рамок. Фантазия, напуганная вероятным несоответствием стандартам, бочком-бочком убралась подальше. Творить расхотелось. Зато подумалось: творчество – это не только кропотливый, тяжкий и ежедневный труд. Это еще и миг озарения. Отрыв от земли. Часто неожиданный и необъяснимый. Это вдохновенный полет. Ни одна технология не сумеет разбудить в голове и сердце волшебство творчества. Откуда оно берется – великая тайна. Так пусть она останется неразгаданной.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии