Среди современных достижений педагогики и психологии, используемых при работе в педагогическом классе, несомненно, одними из действенных являются методы обучения при работе с группой вне ее (коллаборативные) и обучение в группе (кооперативные), поскольку они направлены на развитие такой компетенции, как готовность к последовательному саморазвитию, в том числе посредством ведения самостоятельной учебной, поисковой, исследовательской деятельности.
Реализуются эти методы через урочную и внеурочную деятельность. Очень важную роль играют здесь последовательность и многомерность проводимой работы, ну и, конечно, заинтересованность учеников. Именно эти методы помогли в создании дружного коллектива десятого педагогического класса.
С чего все начиналось? 10‑й «Б», профиль педагогический (проект «Новый педагогический класс в московской школе»), ребята собрались из разных классов. Первоочередная задача – создание коллектива дружного, активного, способного к саморазвитию. Поэтому групповая деятельность – самый быстрый и действенный способ для достижения поставленных целей.
Для начала серия классных часов. Цель для ребят – найти единомышленников по увлечениям для реализации своих задумок, создания проектов.
Классный час «Расскажи о себе» – в группах (класс большой, на начало года 32 человека, за один час всех не выслушаешь) ребята обменялись информацией о своих увлечениях, обобщили услышанное друг от друга, составили портрет группы, затем презентовали всему классу. Так состоялось знакомство, завязались привязанности между одноклассниками, выявились лидеры.
Следующий классный час – «Я предлагаю» (подготовка мероприятий для учащихся младших классов и средней школы) – в группах ребята выработали предложения и разработали стратегию для решения поставленных задач. После презентации предложений создали рабочие группы по направлениям: подготовка классных часов «Что такое дружба?», «Тайна имени», «Безопасность», игровой программы «В мире профессий» для детей младшего и среднего возраста.
Начало положено. Далее началась рутинная на первый взгляд работа над проектами по подготовке и проведению выбранных мероприятий. Почему рутинная на первый взгляд? Потому что на самом деле было очень интересно, хотя и дистанционно (первая работа готовилась в условиях дистанционного обучения). Сценарист классного часа «Что такое дружба?» (Настя П.) изначально задумала практико-значимый проект по этой теме, вела наблюдения и за процессом подготовки, и за детьми, для которых проводился классный час. Каждый из ребят группы, состоящей из пяти человек, взял на себя разработку определенных этапов. В мероприятии приняли участие и добровольные помощники из числа одноклассников: корреспондент и фотографы. К каким выводам пришли десятиклассники? В своем проекте Настя пишет: «Работая над проектом, я решала проблемный вопрос: «Влияет ли организация групповой деятельности младших школьников на организатора этой деятельности – учеников педагогического класса?» А конечные практико-значимые цели – сценарий мероприятия, проведение мероприятия и создание списка факторов, влияющих на сплоченность коллектива, – немаловажное подспорье для внеклассной работы. Кооперативность работы внутри нашей группы была нацелена на организацию кооперативности групп, созданных в ходе проведения классного часа (несомненный с точки зрения когнитивной психологии фактор, влияющий на успешность обучения). А коллаборативный метод помог мне и моим одноклассникам при анализе мероприятия увидеть ошибки, которые до прихода в следующий класс мы исправили, да и помогли изменить наши взгляды на педагогическую деятельность».
Игровая программа «В мире профессий» была проектной работой Вики Х. (проект «Организация профориентационной деятельности у детей дошкольного возраста»). Над воплощением ее сценария работали уже восемь человек, а помогал весь класс (от проверки разработанного маршрута игры до подготовки реквизита, ну и, конечно, обязательных теперь корреспондента и фотографов). Идея была взята у «КидБурга», где по выходным Вика подрабатывает. После проведения в детском саду пять человек устроились на работу в эту организацию. Тоже результат. Возможность небольшого материального самообеспечения, да и интересно ребятам, как неожиданно для них оказалось, работать с малышами.
Дальше больше – подготовкой и проведением «Десанта безопасности» (так был назван проект по направлению «Безопасность») занимался весь класс, отсюда и «десант». Дети самостоятельно разбились на группы и отправились в 7‑9‑е классы с беседами, викторинами, демонстрацией приемов самообороны.
Все проводилось исключительно на добровольных началах, по желанию, да и вид деятельности в группе десятиклассники подбирали для себя сами. Единственное условие, которое должно было быть соблюдено, – обязательное публичное выступление всех участников (практическая деятельность курса «Риторика»).
Такая совместная работа учеников, на которую, несомненно, повлияли как организация, так и сама групповая деятельность, очень активизировала ребят, подвигла на творческую деятельность. Задумки разные: участие в школьной научно-практической конференции (82% учеников класса), создание серии памятных плакатов о родственниках – участниках Великой Отечественной войны, участие в научно-практической конференции МГПУ. Не все задуманное завершилось победными лаврами, но все делалось только по инициативе и при активном участии ребят. На урочной деятельности тоже отразилась такая работа: призеры и победители Всероссийской олимпиады школьников муниципального и регионального уровней по различным предметам; не спадает интерес к учебе, к школе.
Сами ребята, когда им было предложено на «Риторике» разработать аргументы для дискуссии о необходимости педагогических классов, сказали: «А нельзя ли только в пользу таких классов подобрать материал? Нам нечего сказать против». Конечно, нельзя, это задание такое. Но на душе тепло: здорово, что есть такой класс!
Мария РЫЖЕЧКИНА, учитель русского языка и литературы школы №2045
Комментарии