search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Есть такое дело – профессию выбирать

Весна – время профессионального выбора, от которого может зависеть будущая жизнь молодого человека. В этом выборе ему может помочь психолог. «Жизнь никогда не укладывается в схемы, но без схем невозможно ориентироваться в жизни», – писал И.Шевелев, и нельзя с этим не согласиться.

Психологическая профориентационная работа в школе востребована и образовательными учреждениями, и родителями учащихся. Переход старшей школы на профильное обучение определен в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», и реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью предварительного самоопределения в отношении профессионального образования. Введение профильного обучения предполагает сокращение разрыва между школьным образованием и профессиональной деятельностью. Подросток учился в школе 10 лет, получил базовое образование, а в результате где сможет устроиться на работу, в какой вуз поступить? Введение профиля позволяет школьным стандартам быть ориентированными на будущее профессиональное образование.

Но как может подросток сделать ответственный, осознанный профессионально-ориентированный выбор уже в конце 8-го класса, определяя необходимые ему элективные курсы и дальнейший профиль обучения? Тут возникает необходимость комплексной профориентационной работы с подростками на базе школ. Одним из аспектов этой целенаправленной деятельности становится психологическая профориентационная работа.

Психологическая профориентационная работа психолога в школе должна строиться на трех уровнях: с педагогическим коллективом, с родителями подростков и с самими подростками. Только в случае такого комплексного подхода она будет эффективной. Профориентационная работа в школе не может быть краткосрочным мероприятием, направленным на профессиональную селекцию учащихся в соответствии с профилями школы, необходимо организовывать ее на всех этапах школьного обучения и с участием всех заинтересованных лиц.

В работе психолога с каждой из групп решаются различные задачи.

Психологическая профориентационная работа с подростками

Выбор профессии – одно из самых важных решений в жизни каждого человека, как говорится, выбирая профессию, выбираем образ жизни. Задача планирования профессионального будущего в рамках школьной жизни неразрывно связана с готовностью детей к принятию осознанных, ответственных решений. Возможность выбора, который необходимо сделать молодому человеку в ходе предпрофильного обучения, во многом зависит от степени его личностной зрелости. Предполагается, что к 14-15 годам подросток готов самостоятельно (либо при помощи ближайшего окружения и специалистов) оценить свои способности и интересы, осуществить некоторый предварительный профессиональный выбор, спрогнозировать последствия своих решений и осуществить планомерную целенаправленную деятельность в направлении поставленных образовательных целей, то есть найти ориентиры для планирования собственного профессионального пути.

Если говорить о готовности любого подростка к самостоятельной жизни, то она определяется социальной готовностью, которая включает в себя принятие подростком норм и ценностей общества, готовностью к социальному взаимодействию с другими людьми, принятию своей социальной роли и себя; профессиональной готовностью, которая заключается в сформированности навыков трудовой деятельности, в понимании необходимости трудовой деятельности, в умении планировать свое профессиональное будущее; психологической готовностью, которая проявляется в сформированности у подростка активной жизненной позиции.

Таким образом, типы готовности характеризуют направленность психологической работы с подростками в рамках профориентации.

Методами этой работы может быть тестирование, проведение тренингов, направленных на развитие компетенций подростков, информирование о мире профессий, приглашение специалистов и разработка совместно с подростками при учете рекомендаций родителей и педагогов образовательного маршрута.

Психологическая профориентационная работа с родителями

Построить работу с подростками в рамках профориентации без участия родителей невозможно. По мнению педагогов, выбор будущей профессии подростком на 35% зависит от решения, принятого его родителями, а выбор профиля обучения чаще всего полностью ложится на родительские плечи. Родители подростков не только законодатели семейных традиций, установок и правил, но и носители определенной профессиональной идентичности, основные заказчики образовательных услуг. Семья формирует у ребенка отношение к миру профессий и к труду, понимание значимости профессиональной деятельности, дает представление о социальных ориентирах, формирует уровень притязаний подростка.

Методы работы с родителями могут быть самыми разнообразными:

проведение различных тематических занятий, направленных на осознание родителями собственного влияния на будущий профессиональный выбор подростка;

организация Дня профессии, где родители смогут рассказать о своей профессиональной деятельности ребятам;

консультирование и разработка совместно с родителями возможных профессиональных образовательных маршрутов ребенка.

Психологическая профориентационная работа с педагогами

Так как эта работа проводится в рамках школьного пространства, ее невозможно организовать без поддержки и заинтересованности педагогов, которые могут не только организовывать данную деятельность, но и оказывать информационную поддержку. Кто лучше педагога знает способности ребенка, его сильные и слабые стороны, особенности его поведения. Если обратиться к любому классному руководителю, он без труда расскажет о том, кто из его учеников уже выбрал профиль обучения, кто уходит из школы, а с кем из учащихся вообще непонятно, что делать.

Участие классного руководителя и педагогов-предметников в такой работе необходимо, так как невозможно организовать психологическую профориентационную работу отдельно от процессов, происходящих в школьной жизни ребенка. Здесь методами могут стать тематические семинары, совместные психолого-педагогические консилиумы, индивидуальные консультации.

Таким образом, чтобы быть успешной, психологическая профориентационная работа в школе должна быть организована на трех уровнях:

– с подростками, которые находятся в поисках собственной идентичности;

– с родителями, которые воспитывают подростков;

– с педагогами, которые учат подростков.

При этом важно понимать, что профориентационная работа в школе лишь часть длительного процесса становления профессиональной идентичности подростка, который выходит далеко за рамки школы, и она не заканчивается с выпуском молодых людей из 11-го класса. Профориентация – это некоторая целенаправленная деятельность, в которой участвует не только школа, но и вуз, дающий профессиональное образование, и семья, которая формирует профессиональную мобильность подростка, и государство, которое определяет экономическое развитие рынка труда.

На каждом этапе этой работы свои задачи.

В средней школе, на стадии оптации, это ориентировка в мире профессий и информирование учащихся о содержании профессиональной деятельности человека, осознание собственных способностей и желаний.

При переходе в старшую школу – задача осознанного выбора профиля и развития специальных способностей.

В старшей школе – выбор профессионального образовательного маршрута.

В вузе, на стадии профессионального образования и подготовки, – развитие профессиональной идентичности, приобретение профессиональных навыков и даже частично первичной профессионализации. В настоящее время многие вузы дают выпускнику не только все необходимые для профессии теоретические знания, но и практический опыт профессиональной деятельности. Например, выпускники психологического факультета Московского городского педагогического университета в течение последнего года обучения работают по специальности, и это обязательное условие для получения диплома. Вчерашний студент уже не просто выпускник, но еще и специалист с опытом работы. Так вуз обеспечивает непрерывную связь теоретических знаний и профессиональной деятельности. Все это тот опыт, который имеет смысл перенести и в школьное пространство. Ведь подростки могут осознанно выбрать только то, о чем у них есть представление, в чем они попробовали свои силы, про что они точно знают, нравится им это или нет. Нужно рассказывать им больше о мире профессий, организовывать их профессиональные пробы, дать им возможность реально попробовать себя в какой-либо профессии. После этого можно увидеть, как простое желание заниматься математикой или физикой превращается в уверенность стать инженером или программистом.

Иными словами, профориентационная работа в школе (психологическая в том числе) должна быть ориентирована на формирование у учащихся таких знаний и такой социальной готовности, которые позволят ему в будущем успешно реализовать себя в профессиональном мире.

О.ГОЛЕРОВА, педагог-психолог ЦППРиК «На Снежной»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте