Весна – время профессионального выбора, от которого может зависеть будущая жизнь молодого человека. В этом выборе ему может помочь психолог. «Жизнь никогда не укладывается в схемы, но без схем невозможно ориентироваться в жизни», – писал И.Шевелев, и нельзя с этим не согласиться.
Психологическая профориентационная работа в школе востребована и образовательными учреждениями, и родителями учащихся. Переход старшей школы на профильное обучение определен в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», и реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью предварительного самоопределения в отношении профессионального образования. Введение профильного обучения предполагает сокращение разрыва между школьным образованием и профессиональной деятельностью. Подросток учился в школе 10 лет, получил базовое образование, а в результате где сможет устроиться на работу, в какой вуз поступить? Введение профиля позволяет школьным стандартам быть ориентированными на будущее профессиональное образование.
Но как может подросток сделать ответственный, осознанный профессионально-ориентированный выбор уже в конце 8-го класса, определяя необходимые ему элективные курсы и дальнейший профиль обучения? Тут возникает необходимость комплексной профориентационной работы с подростками на базе школ. Одним из аспектов этой целенаправленной деятельности становится психологическая профориентационная работа.
Психологическая профориентационная работа психолога в школе должна строиться на трех уровнях: с педагогическим коллективом, с родителями подростков и с самими подростками. Только в случае такого комплексного подхода она будет эффективной. Профориентационная работа в школе не может быть краткосрочным мероприятием, направленным на профессиональную селекцию учащихся в соответствии с профилями школы, необходимо организовывать ее на всех этапах школьного обучения и с участием всех заинтересованных лиц.
В работе психолога с каждой из групп решаются различные задачи.
Психологическая профориентационная работа с подростками
Выбор профессии – одно из самых важных решений в жизни каждого человека, как говорится, выбирая профессию, выбираем образ жизни. Задача планирования профессионального будущего в рамках школьной жизни неразрывно связана с готовностью детей к принятию осознанных, ответственных решений. Возможность выбора, который необходимо сделать молодому человеку в ходе предпрофильного обучения, во многом зависит от степени его личностной зрелости. Предполагается, что к 14-15 годам подросток готов самостоятельно (либо при помощи ближайшего окружения и специалистов) оценить свои способности и интересы, осуществить некоторый предварительный профессиональный выбор, спрогнозировать последствия своих решений и осуществить планомерную целенаправленную деятельность в направлении поставленных образовательных целей, то есть найти ориентиры для планирования собственного профессионального пути.
Если говорить о готовности любого подростка к самостоятельной жизни, то она определяется социальной готовностью, которая включает в себя принятие подростком норм и ценностей общества, готовностью к социальному взаимодействию с другими людьми, принятию своей социальной роли и себя; профессиональной готовностью, которая заключается в сформированности навыков трудовой деятельности, в понимании необходимости трудовой деятельности, в умении планировать свое профессиональное будущее; психологической готовностью, которая проявляется в сформированности у подростка активной жизненной позиции.
Таким образом, типы готовности характеризуют направленность психологической работы с подростками в рамках профориентации.
Методами этой работы может быть тестирование, проведение тренингов, направленных на развитие компетенций подростков, информирование о мире профессий, приглашение специалистов и разработка совместно с подростками при учете рекомендаций родителей и педагогов образовательного маршрута.
Психологическая профориентационная работа с родителями
Построить работу с подростками в рамках профориентации без участия родителей невозможно. По мнению педагогов, выбор будущей профессии подростком на 35% зависит от решения, принятого его родителями, а выбор профиля обучения чаще всего полностью ложится на родительские плечи. Родители подростков не только законодатели семейных традиций, установок и правил, но и носители определенной профессиональной идентичности, основные заказчики образовательных услуг. Семья формирует у ребенка отношение к миру профессий и к труду, понимание значимости профессиональной деятельности, дает представление о социальных ориентирах, формирует уровень притязаний подростка.
Методы работы с родителями могут быть самыми разнообразными:
проведение различных тематических занятий, направленных на осознание родителями собственного влияния на будущий профессиональный выбор подростка;
организация Дня профессии, где родители смогут рассказать о своей профессиональной деятельности ребятам;
консультирование и разработка совместно с родителями возможных профессиональных образовательных маршрутов ребенка.
Психологическая профориентационная работа с педагогами
Так как эта работа проводится в рамках школьного пространства, ее невозможно организовать без поддержки и заинтересованности педагогов, которые могут не только организовывать данную деятельность, но и оказывать информационную поддержку. Кто лучше педагога знает способности ребенка, его сильные и слабые стороны, особенности его поведения. Если обратиться к любому классному руководителю, он без труда расскажет о том, кто из его учеников уже выбрал профиль обучения, кто уходит из школы, а с кем из учащихся вообще непонятно, что делать.
Участие классного руководителя и педагогов-предметников в такой работе необходимо, так как невозможно организовать психологическую профориентационную работу отдельно от процессов, происходящих в школьной жизни ребенка. Здесь методами могут стать тематические семинары, совместные психолого-педагогические консилиумы, индивидуальные консультации.
Таким образом, чтобы быть успешной, психологическая профориентационная работа в школе должна быть организована на трех уровнях:
– с подростками, которые находятся в поисках собственной идентичности;
– с родителями, которые воспитывают подростков;
– с педагогами, которые учат подростков.
При этом важно понимать, что профориентационная работа в школе лишь часть длительного процесса становления профессиональной идентичности подростка, который выходит далеко за рамки школы, и она не заканчивается с выпуском молодых людей из 11-го класса. Профориентация – это некоторая целенаправленная деятельность, в которой участвует не только школа, но и вуз, дающий профессиональное образование, и семья, которая формирует профессиональную мобильность подростка, и государство, которое определяет экономическое развитие рынка труда.
На каждом этапе этой работы свои задачи.
В средней школе, на стадии оптации, это ориентировка в мире профессий и информирование учащихся о содержании профессиональной деятельности человека, осознание собственных способностей и желаний.
При переходе в старшую школу – задача осознанного выбора профиля и развития специальных способностей.
В старшей школе – выбор профессионального образовательного маршрута.
В вузе, на стадии профессионального образования и подготовки, – развитие профессиональной идентичности, приобретение профессиональных навыков и даже частично первичной профессионализации. В настоящее время многие вузы дают выпускнику не только все необходимые для профессии теоретические знания, но и практический опыт профессиональной деятельности. Например, выпускники психологического факультета Московского городского педагогического университета в течение последнего года обучения работают по специальности, и это обязательное условие для получения диплома. Вчерашний студент уже не просто выпускник, но еще и специалист с опытом работы. Так вуз обеспечивает непрерывную связь теоретических знаний и профессиональной деятельности. Все это тот опыт, который имеет смысл перенести и в школьное пространство. Ведь подростки могут осознанно выбрать только то, о чем у них есть представление, в чем они попробовали свои силы, про что они точно знают, нравится им это или нет. Нужно рассказывать им больше о мире профессий, организовывать их профессиональные пробы, дать им возможность реально попробовать себя в какой-либо профессии. После этого можно увидеть, как простое желание заниматься математикой или физикой превращается в уверенность стать инженером или программистом.
Иными словами, профориентационная работа в школе (психологическая в том числе) должна быть ориентирована на формирование у учащихся таких знаний и такой социальной готовности, которые позволят ему в будущем успешно реализовать себя в профессиональном мире.
О.ГОЛЕРОВА, педагог-психолог ЦППРиК «На Снежной»
Комментарии