О прошлом и настоящем Нахимовского военно-морского училища рассказывает начальник Нахимовского военно-морского училища контр-адмирал Александр БУКИН.
– Александр Николаевич, в середине 80-х конкурс по присланным документам в НВМУ был более 12 юношей на место. Не угас ли нынче интерес к морской романтике у современных мальчишек?
– В этом году мы набрали две роты по 119 человек. Заявлений было подано очень много. И мы на первом этапе конкурса очень тщательно все проверили, взвесили, оставив для сдачи экзаменов около 400 абитуриентов. Право учиться в итоге получили 238 мальчишек. Все они после этого выехали в летний лагерь, где до начала учебного года проходили подготовку по специальному курсу юного моряка. Так что можно с уверенностью сказать: притяжение морской романтики и в наши дни есть.
– У многих гостей Санкт-Петербурга, да и некоторой части горожан есть стойкое убеждение, что здание Нахимовского училища построено специально для гардемаринов – учащихся старших рот морского корпуса в дореволюционной России. И что Нахимовскому училищу оно перешло по наследству…
– Нет, это не так. Здание было заложено в 1903 г. в честь 200-летия Санкт-Петербурга. Вот как написано в постановлении городской Думы о создании памятника основателю Российского государства: «…в такой осязаемой форме, чтобы он вечно был на виду у обывателей столицы, которые при взгляде на оный невольно мысленно переносились бы к славе великого преобразователя России. Памятник должен служить не только украшением города, но и удовлетворять одной из насущных потребностей столицы. Таким памятником Петру Великому, радевшему о просвещении русского народа, должен стать народный школьный дом, где не одна сотня подрастающего поколения будет озаряться светом разума».
Прошу прощения за длинную цитату, но мне она представляется очень важной, потому что здание, выполняющее двуединую задачу памятника и учебного заведения, своей архитектурой, месторасположением стало как бы фундаментом многих традиций, связанных с подготовкой будущих флотоводцев. Этому факту был рад и архитектор А.И. Дмитриев, строивший дворец. Когда он узнал, что бывший Училищный дом Петра Великого передается Нахимовскому училищу, в беседе с наркомом ВМФ СССР Н.Г. Кузнецовым обрадованно заметил, что лучшего применения его творению даже трудно было предположить. Попадание, можно сказать, в яблочко.
– А были и другие варианты?
– Появление такого училища – факт беспрецедентный, потому вариантов было множество. Ведь с чего все началось? Было правительственное постановление о создании суворовских военных училищ для детей-сирот, родители которых погибли на войне. О нахимовских училищах там ни слова не говорилось. Но сирот и на флоте было немало, поэтому нарком флота адмирал Н.Г. Кузнецов решил организовать такого же типа Военно-морское подготовительное училище имени Нахимова. Первое, с чем столкнулись организаторы, – сложности по размещению ребят. Все приморские города были переполнены военными. И, как ни странно, первое Нахимовское училище было открыто… в сухопутном Тбилиси. Не меньшие трудности были с подбором кадров, особенно воспитателей. Флотские офицеры подобные назначения воспринимали как наказание.
Когда в Ленинград начали возвращаться другие военно-морские вузы, встал вопрос и о передислокации Нахимовского училища. После трудных согласований стали искать здание. Рассматривался некий корпус на Охте, потом дом по соседству с Адмиралтейством, особняк на Фонтанке. Остановились на скромном здании у Балтийского вокзала. И лишь в результате сложной переговорной комбинации Ленинградский горком партии предложил здание 85-й средней школы, то есть нынешний дворец. Хотя надо сказать, что дворцом этот дом стал позже, а тогда здесь был полный разор – ни стен, ни окон, ни дверей. Здание нуждалось в серьезнейшем капремонте. Как и весь Ленинград, впрочем.
– У здания училища не всегда стоял на якоре крейсер «Аврора». Каким образом, говоря современным языком, училищу удалось «приватизировать» этот легендарный корабль?
– Тоже интересный вопрос. Ведь многие не знают, что крейсер «Аврора» был застигнут войной у причальной стенки в Ораниенбауме. Часть орудий с него была снята, большинство команды ушло на защиту города, на борту оставались только 17 моряков. Этими силами корабль оборонялся от налетов вражеской авиации. Но в конце сентября 1941-го крейсер получил серьезные пробоины и накренился. Чтобы корабль не лег бортом, команда открыла кингстоны и притопила корабль. Он был посажен на грунт ровным килем.
В таком положении он оставался до лета 1944 г., пока адмирал флота И.С. Исаков не обратился к наркому ВМФ с предложением отдать корабль нахимовцам. Нарком эту идею поддержал, но еще нужно было решение Ленинградского обкома партии. И 24 августа
1944-го состоялось положительное решение Ленгорсовета. А в это лето уже шли работы по подъему крейсера. 20 июля корабль всплыл, 13 сентября был переведен в Ленинград и поставлен у стенки Ленинградского порта для восстановительных работ. И только 17 ноября 1948 г. крейсер был введен в Неву, а 18-го окончательно отшвартован у Петроградской набережной и стал верно служить делу воспитания будущих моряков.
На нем нахимовцы жили и учились, участвовали в обслуживании корабля. Будучи жилой и учебной базой училища, «Аврора» постепенно превращалась в хорошо оборудованный музей. А в 1960 г. постановлением Совета министров РСФСР корабль революции был включен в число памятников, охраняемых государством.
– Помогает ли сейчас руководство Петербурга в совершенствовании учебно-материальной базы? И вообще – не обходят ли своим вниманием училище отцы города?
– У нас нормальные, можно сказать, деловые отношения с администрацией города и области, депутатами Законодательного собрания, руководителями крупных предприятий. Это позволило в 2002-2003 гг. отремонтировать и оборудовать учебные кабинеты истории, географии, физики, химии, информатики, приобрести учебники и учебные пособия по целому ряду дисциплин.
– Каждый нахимовец – потенциальный офицер флота. Получают ли ваши выпускники отчетливое представление о жизни и боевой учебе российских флотов?
– По инициативе командования училища директивой главнокомандующего ВМФ было определено шефство флотов над учебными ротами, проводятся встречи нахимовцев с командованием флотов, в училище разработана и внедрена концепция формирования военно-профессиональной направленности личности. В этом плане организуются и проводятся встречи нахимовцев с курсантами военно-морских институтов и корабельными офицерами, нахимовцы при проведении корабельной практики участвуют в дальних походах кораблей ВМФ, в том числе с заходами в иностранные порты. В училище создан и продуктивно работает «Боцманский клуб», которым руководит наш выпускник, а ныне капитан дальнего плавания К. Державин.
– В свое время хорошую службу Нахимовскому училищу сослужил художественный фильм «Счастливого плавания!».
– Не только фильм подогревал морскую романтику. Жизнь нахимовцев ярко изображалась в литературе и публицистике, воспитанники училища представали не иначе как будущие адмиралы и флотоводцы. В 1948 г. была нарасхват повесть Игоря Всеволожского «Уходим завтра в море». В 1950 г. К. Осипов выпустил книгу о нахимовцах «На пороге жизни». В начале 60-х зачитывались повестью Игоря Жданова «Взморье». Тема мальчишек в бескозырках стала занимать живописцев и скульпторов. Ну и, конечно же, кино…
– Героями фильма «Счастливого плавания!» действительно были воспитанники Ленинградского нахимовского?
– Нет, личный состав училища участвовал только в массовых съемках. И ребята с этой задачей справились блестяще. Из-за съемок даже не был выполнен учебный план по нескольким предметам.
Главную роль в фильме – командира 5-й роты – исполнял знаменитый актер Николай Черкасов. Он потом рассказывал, что после выхода картины на экраны получал сотни писем, в которых мальчишки со всей страны просили его взять их к себе в 5-ю роту. Кстати, самим нахимовцам фильм не понравился. Они были убеждены, что на самом деле жизнь у них значительно интересней, что сами они по многим позициям превосходят экранных героев.
– Кажется, мы подняли совсем мало проблем современной жизни училища…
– 60 лет существования Нахимовского училища вместили в себя столько событий и судеб, что рассказать об этом можно лишь в нескольких томах. Думаю, не случайно Международный астрономический союз назвал открытую в 1994 г. новую планету «Нахимовской» и зарегистрировал ее в каталоге под № 5667. Это действительно своеобразная планета. Единственная в своем роде.
Комментарии