По решению Президента России школьные театры перестали быть просто одним из направлений в системе дополнительного образования или редкой удачей в отдельно взятой школе. Театр признан обязательным и нужным для становления каждой растущей личности компонентом. О том, как можно задействовать возможности театральной педагогики в образовательном процессе, говорили на круглом столе «Школьные театры: вызовы времени и новые формы» в Московском городском педагогическом университете.
Всероссийский масштаб
В 2021 году сформирован Совет Минпросвещения России по вопросам создания и развития школьных театров в субъектах РФ. Задача поставлена – в 2024 году театр должен появиться в каждой школе. Силы задействованы масштабные – Минпросвещения, Минкультуры, Российское движение школьников, театральный институт им. Щукина, Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий, органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования и культуры и так далее. Конкретные действия расписаны в «дорожной карте».
Однако этим ресурсы и источники, конечно, не исчерпываются, не будем забывать о школах, в которых театры существуют не один десяток лет, о системе повышения квалификации, где есть полезные и наработанные курсы, о педагогических вузах, об отдельных специалистах в области театральной педагогики.
Так, одно из направлений деятельности Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ – изучение практик педагогики искусства и театральной педагогики и их использование в образовательном процессе. На круглый стол «Школьные театры: вызовы времени и новые формы» пригласили экспертов, практиков, людей, которые по-настоящему в теме. Вела разговор заведующая лабораторией Екатерина Асонова. Она пояснила, что в этом году состоялось исследование форм школьных театров, и круглый стол посвящен результатам этой работы. «Мы поговорим о вызовах, которые есть у этого серьезного направления развития школьного образования, и на примерах практиков расскажем, какие модели школьного театра сейчас существуют, могли бы продуктивно развиваться».
Примеры столичные, но опыт, конечно, полезен и коллегам из других российских регионов.
Три модели
Подход, который используют сотрудники Лаборатории социокультурных образовательных практик (и их единомышленники), объясняет старший преподаватель Дирекции образовательных программ Московского государственного педагогического университета и Российского института театрального искусства – ГИТИС, ученый секретарь секции театральной психологии и педагогики РАО Татьяна Климова: «Что такое личность? Эта категория не поддается количественному подсчету и точному определению. Но ведь театр – то пространство, где на сценической площадке незримое становится зримым. И это подсказка – как и благодаря чему мы можем способствовать развитию личности наших учеников. Условие становления, развития личности – это событие. Урок как событие. Школьные праздники, встречи. Другими словами, совместное действо – специально организованное, значимое для каждого участника, отличающееся особой включенностью, сопричастностью. Школьные театры мы рассматриваем в концепции этой событийности. На основании исследований, которые мы проводили в предыдущие годы, серии интервью, которые мы брали у фокус-групп, выделилось три модели школьного театра. В реальной студийной работе присутствуют все три, использование зависит от набора детей и задач учреждения».
Первая модель: «Братство»
Братство – особая событийная общность, когда ребенок личностно включен в процесс, а сам процесс, например, репетиции спектакля, концерта, более значимы, чем продукт. Это модель сопричастности, ощущение «Мы команда, мы братство».
На круглом столе эту модель представлял директор московского центра образования №109 Евгений Ямбург. В его школе есть и театр, и мультстудия, в начальных классах старшеклассники дают спектакли для малышей. «Театр – могучее, универсальное средство», – уверен Евгений Александрович. При этом все делается на профессиональном уровне – оборудование, декорации, подход к содержанию и музыкальному оформлению. Ямбург напомнил историю девочки, ученицы школы Лизы Петуховой, которая произошла несколько лет назад. Наши читатели наверняка ее помнят. После операции по поводу удаления раковой опухоли у школьницы, несмотря на плохое самочувствие, была мечта – записать альбом с рок-музыкантами. Друзья школы сделали это. И в разгар ЕГЭ, который, кстати, сама Лиза прекрасно сдала, прошла презентация этого альбома. Шлягер «Пусть миром правит любовь» музыканты, школьники, учителя исполнили хором. Лиза поступила в вокально-эстрадное училище, преодолев огромный конкурс. Но главное – раковые клетки ушли. «Если сбывается мечта, они уходят», – сказал Евгений Александрович.
Комментирует театровед, театральный педагог, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ Александра Никитина: «В модели «Братство» школьный театр – центр школьного дома. Евгений Александрович дает детям качественные тексты, они работают с хорошими музыкантами и хореографами, но гораздо важнее: они чувствуют, что здесь семья, которая всегда их примет и поддержит».
Вторая модель: «Образ и метафора»
Пояснение Татьяны Климовой: «Один из дефицитов – работа с художественными образами, метафорами, с воображением, с практиками публичного воображения – фантазирования. Школа преимущественно направлена на интеллектуальное развитие. Но высшие формы интеллектуального развития не работают без воображения».
Мастер-класс для демонстрации сути этой модели показала педагог-организатор школы №1241 «На Красной Пресне» Лора Макмак. Учитель любого предмета использует на уроке фотоэтюды, где даны необычные образы: например, человек тащит на цепи огромный ключ (или он кажется огромным, потому что человек далеко). А для театральных этюдов даже сцена не нужна – «работают» разноцветные перчатки, с их помощью дети демонстрируют свое понимание и стихотворения Пушкина «Я вас любил», и принципа работы гидравлического пресса. «Урок? Урок! Театралка? Да и нет. Театр для себя», – говорит Лора Владимировна. Вот еще один фотоэтюд – циркуль, который рисует квадрат. Лора Макмак предлагает участникам круглого стола: «Посмотрите в глаза соседу как циркуль или как квадрат. Передайте ощущение. А теперь попробуйте этот фотоэтюд вбросить в урок по «Преступлению и наказанию» в 10‑м классе. Рождаются потрясающие, совершенно неожиданные версии». Педагог размышляет: «Все уроки – физики, словесности, истории, в том числе театра – это предлагаемые обстоятельства. Погружение в эти предлагаемые обстоятельства через любую метафорическую задачу дает потрясающий эффект неослабевающего интереса друг к другу, к любым текстам и к окружающим».
Третья модель: «Исследовательская лаборатория»
Татьяна Климова объясняет: «То, чем занимается современное искусство и современный театр, – это во многом исследование художественными методами. Это обнаружение противоречий в повседневности, которые находят разрешение в публичном пространстве. Лаборатория – особый тип практики, где есть большой подготовительный период, когда происходит исследовательская работа».
О школьном театре – исследовательской лаборатории рассказывает Ольга Макаренко, педагог дополнительного образования школы №293 им. А.Т.Твардовского: «Мы ставим спектакль, в котором последние два года участвуют 150 человек, за полтора месяца. В постановке может принять участие любой желающий ребенок. Но при этом мы не хотим, чтобы получилась «домашняя» радость. Мы идем к высокому результату. Каждый должен выложиться на сто процентов. Например, есть правило трех пропусков – если ребенок пропускает три раза, он «аннулируется» из репетиционного процесса.
Каждый ребенок придумывает себе роль – как его зовут, кто его родители, сколько ему лет, какие увлечения, какой у него характер. Мы погружаемся в эпоху. В чем люди ходили, как общались между собой мамы, папы, дедушки и бабушки. Театр создает для них одну вселенную. Ребята начинают слушать и слышать друг друга, у них появляется общее информационное, душевное поле».
Театр – общешкольное событие, в котором участвуют все – школьники, их родители, педагоги, администрация, выпускники.
Вызовы
Их немало. Начиная с того, что уроки и дополнительное образование – отдельные епархии… Школьный театр требует финансирования, чтобы делать действительно качественные спектакли с полноценным светом, звуком, костюмами и так далее.
Сергей Казарновский, директор центра образования №686 «Класс-центр», человек с огромным опытом не только организации школьного театра, но и внедрения театральной педагогики в учебный процесс, говорит: «Есть опасность: когда что-то становится обязательной частью жизни, оно может погибнуть. С другой стороны, я понимаю, что пока это не станет частью образовательного процесса, учебного плана, работать не будет. Продукт деятельности школьных театров – не всегда спектакль, я вообще не сторонник того, чтобы всегда выходили спектакли. Это могут быть класс-концерты, например. Смысловые вещи, построенные по законам театра. Подготовка кадров важна. Режиссер – это профессия. Нет ничего сложнее, чем объединить людей, которые занимаются искусством, в частности, театром, и людей, которые занимаются преподаванием общеобразовательных предметов. Это разные жанры, разные способы проведения занятий, разная результативность. Театр показывает продукт каждый год в каждом классе. А продукт в общеобразовательной школе не очень виден. Важная вещь – как сделать так, чтобы дополнительное образование стало недополнительным. Театр, который оказался в школе, может стать потрясающим «провокатором» какого-то другого образования».
Участники круглого стола говорили и том, что важно изменить часто не слишком лестное отношение к театральным педагогам, руководителям школьных театров в общеобразовательных учреждениях и к самому театру – как к чему-то лишь развлекательному. Совет: надо сделать администрацию и коллег единомышленниками.
Если говорить о включении театра в учебный процесс, каждая школа принимает свое внутреннее решение, как она делает это. Например, создание спектакля может стать частью проектной деятельности. А режиссер Театра юных москвичей образовательного комплекса «Воробьевы горы» Сергей Розов считает, что деятельность школьных театров должна отражаться в рейтинге школ. Это поднимет статус театров. «На сегодняшний день в любой школе есть возможность сделать школьный театр центром проектно-креативно-воспитательной работы, – считает Сергей Викторович. – Он должен работать на всю школу».
С этим согласна ведущая круглого стола Екатерина Асонова: «Кроме режиссера, необходим модератор, который поможет сделать спектакль событием для всей школы. Хорошо, чтобы таким инструментом владел каждый педагог: сыграли «Колобка», что-то вместе прожили, – можем это обсудить».
Уважаемые педагоги! А как у вас работает и взаимодействует с участниками образовательного процесса школьный театр?
Оксана РОДИОНОВА. Фото Екатерины АЛЕКСЕЕВОЙ
Полезная информация
Раздел «Школьные театры» на портале Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий: http://vcht.center/metodcenter/shkolnye-teatry
Комментарии