search
main
0

Есть система – ЕГЭ не страшен. Размышления учителя-предметника о новой форме проверки знаний

Что дает приоритетный национальный проект «Образование» учителю? Какие задачи перед ним ставит? Какие перспективы открывает? Лев Толстой говорил: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться». Парадокс? Отнюдь. Процесс преподавания творческий, он не терпит рутины, повторяемости, однотипности. Ведь по одному плану не проведешь урок даже в параллели, не говоря о том, чтобы с конспектом пятилетней данности прийти в класс сегодня.

Проект дает уникальную возможность учителю проявить свою творческую инициативу, ознакомиться с опытом коллег, передовыми технологиями, проверить себя как предметника, классного руководителя, члена методического сообщества и социума.

В каждой школе разработана своя система мониторинга деятельности преподавателя, и важное место в ней занимает итоговая аттестация. Новой формой проверки знаний стал единый государственный экзамен.

Хочу отметить, что в последние годы мои ученики готовятся к экзаменам более ответственно, осознанно и основательно, чем к прежним сочинениям и изложениям. Подготовка к этому экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ – дело трудоемкое, тем более что оно не поддержано методически. Но система уже выработана. У меня в 10-11-х классах два урока русского языка в неделю и один час индивидуально-групповых занятий в субботу. Кроме того, в течение года проводятся дополнительные консультации по части С.

Три раза в этом году мы писали свой пробный экзамен – в течение трех часов, с бланками, с оцениванием сочинения по критериям. Практически по каждой теме блоков А и В ребята сдавали промежуточные зачеты, за два года написали порядка 30 сочинений. Конечно, многие ученики занимались еще и дополнительно. Результаты радуют. Вот итоги ЕГЭ прошлого года в сравнении с результатами 2005 года (см. таблицу 1).

Из таблицы видно, что уровень качества знаний учащихся стабилен при некотором увеличении количества детей, сдававших экзамен.

В практику своей работы я все чаще включаю такие уроки, в центре которых тестовые задания разных уровней, комплексный анализ текста. В качестве примера приведу урок русского языка в 7-м классе на тему «Правописание частицы НЕ с разными частями речи».

Цели:

– совершенствовать навыки правописания, развивать умение различать части речи;

– отрабатывать навыки работы с текстом;

– развивать связную устную и письменную речь;

– воспитывать интерес к истории родного края, его культурным ценностям.

Оборудование урока

Оформление доски – эпиграф:

И, если ты причастен к ней,

Россия не с гор берет начало.

А с тебя.

В. Боков

Мультимедийный проектор для демонстрации презентации урока.

Раздаточный материал.

Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся. Теоретический практикум. Цифровой диктант:

1 – верное утверждение;

2 – неверное утверждение.

1) Слова всех частей речи, не употребляющиеся без НЕ, пишутся с НЕ слитно. (1)

2) Наречия на -о -е пишутся с НЕ по тому же правилу, что и существительные, прилагательные. (1)

3) Причастия в составе причастного оборота пишутся с НЕ слитно. (2)

4) Слова с дефисом пишутся с НЕ раздельно. (1)

5) Существительные и прилагательные пишутся с НЕ слитно, если к ним можно подобрать синоним. (1)

6) Краткие причастия и прилагательные пишутся с НЕ раздельно. (2)

7) При наличии слов далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не существительные, прилагательные, наречия пишутся с НЕ раздельно. (1)

Проверка теста, комментирование.

2. Словарная работа.

Тесты №№1, 2. Один ученик выполняет тест №1 у доски с комментариями.

Тест №1. В каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно?

1) (не)легкая судьба, (не)забыт и сегодня,

2) (не)разрушенные временем, никогда (не)спящая,

3) (не)Суворовскому, а Одоевскому району, (не)пожалели,

4) (не)большой городок,

(не)приступная пулеметная точка.

Тест №2.Найдите правильное объяснение выделенной орфограммы.

1) (Не) верующий человек – НЕ с прилагательным пишется слитно, так как можно подобрать синоним «атеист».

2) (Не) отапливаемое помещение – НЕ с одиночным полным причастием пишется слитно.

3) Снаряды, (не)поразившие цели – НЕ с полным причастием пишется слитно.

4) (Не)обошли стороной – слово без НЕ не употребляется, пишется слитно.

Проверка тестов, комментирование.

3. Работа с микротекстом (все словосочетания, с которыми работали в тестах, входят в микротекст и в большой текст).

3А (А7 в ЕГЭ). В каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

А) Не поразили храм наши орудийные снаряды.

Б) В годы Великой Отечественной войны немцы установили на колокольне неприступную пулеметную точку.

В) Превратности судьбы не обошли стороной и этот храм.

Г)…в послевоенное время мирная рука неверующего человека разбила колокол, сорвала крест, разрушила колокольню.

1) А, Г, Б, В. 2) Б, В, А, Г. 3) В, Б, А, Г. 4) Г, А, Б, В.

3Б (А8 в ЕГЭ). С какого слова должно начинаться предложение Г?

1) Еще. 2) А. 3) Вот. 4) И.

3В (А9 в ЕГЭ). Какое слово или сочетание слов является грамматической основой предложения А?

1) Храм не поразили; 2) Не поразили; 3) Снаряды не поразили; 4) Храм и снаряды не поразили.

3Г (А10 в ЕГЭ). Какое предложение осложнено однородными членами?

1) А. 2) Б. 3) В. 4) Г.

3Д (А11 в ЕГЭ). Какая морфологическая характеристика соответствует слову НЕВЕРУЮЩИЙ?

1) Действительное причастие. 2) Страдательное причастие. 3) Имя прилагательное. 4) Глагол.

3Е (А12 в ЕГЭ). В каком предложении текста встречается устойчивое выражение?

1) А. 2) Б. 3) В. 4) Г.

4. Комплексный анализ текста (микротекст является его составной частью).

До революции в Лихвинском уезде было 5 монастырей. Нелегкая у всех сложилась судьба.

Добрый Покровский монастырь не забыт и сегодня. Не разрушенные временем стены и сейчас молчаливо возвышаются над водами никогда не спящей Оки.

Анастасов Рождественский монастырь теперь принадлежит не Суворовскому, а Одоевскому району. На его восстановление не пожалели полумиллиона рублей.

Михайло-Малеинский монастырь находился в небольшом уездном городке Лихвине.

Построен он был в ХVI веке. В 1821 году на месте деревянного здания храма возвели каменное. Превратности судьбы не обошли стороной и этот храм. В годы Великой Отечественной войны немцы установили на колокольне неприступную пулеметную точку. Не поразили храм наши орудийные снаряды. А в послевоенное время рука неверующего человека разбила колокол, сорвала крест, разрушила колокольню. В неотапливаемом помещении устроили столярную мастерскую, потом – электроподстанцию.

Теперь усилиями добрых людей храм вновь ожил, к нему потянулись верующие…

Анализ текста.

1) Подберите название для текста.

Варианты названий:

Монастыри. Лихвинские монастыри. Судьба Лихвинских монастырей. Дорога к храму.

– Какое название наиболее точно? (Судьба Лихвинских монастырей.)

– Что оно отражает? (Тему текста.)

– А какую проблему отражает текст? (Проблему отношения к храму, к вере, к своей культуре и традициям.)

– Сколько абзацев можно выделить в тексте? (Пять.)

– Какие языковые средства здесь использованы. Установите соответствие:

Олицетворение (рука разбила, сорвала, разрушила),

Метафора (нелегкая судьба храмов),

Метонимия (орудийные снаряды – мирная рука),

Контекстные антонимы (никогда не спящая река).

– Какую интересную информацию вы извлекли из текста?

– Может ли чему-то научить история, рассказанная в тексте?

– Как текст соотносится с эпиграфом и словами Пушкина:

Два чувства дивно близки

нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному

пепелищу…

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

1. Сочинение-миниатюра «Тайны истории родного края».

2. Орфографический разбор текста. Сгруппировать слова по видам орфограмм.

Лариса НОВИКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №5, Суворов, Тульская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте