Ресурсные центры стали интеллектуальным запасом столичного образования, а еще – авангардом продвижения вперед. Какие они, как работают, каких успехов достигают, какие проблемы решают, какой резерв имеют? Обо всем этом размышляют педагоги Северного округа.
Сегодня возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством творческого ее освоения, применения достижений науки и инновационной практики. В связи с этим изменяются функции методической службы, оптимизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях. Одно из направлений работы методической службы – методическое сопровождение деятельности педагогов, воспитателей образовательных учреждений в условиях экспериментальной и инновационной деятельности. Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений округа направлена на реализацию задач, поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Перед экспериментальными площадками и инновационными сетями поставлена задача построения модели и разработки механизмов трансляции результатов, полученных на экспериментальных площадках, в массовую школу. Сегодня очевидна необходимость системной методической и организационной поддержки тех педагогов, которые реализуют и развивают лучшие педагогические практики, обеспечивающие успешное образование для всех детей.Важная роль отводится построению организационных моделей инфраструктуры экспериментальной и инновационной деятельности в округе. Составной частью такой инфраструктуры стали ресурсные центры. Открытие городских ресурсных центров потребовало от окружной методической службы разработки системы методического сопровождения их деятельности. Для решения поставленной задачи была создана модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений, научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений, учреждений повышения квалификации в рамках работы ресурсных центров, представлены результаты разработки механизмов трансляции лучших образцов педагогической практики; сформирован банк данных постоянно обновляющихся ресурсов. Координация деятельности ресурсных центров поручена структурному подразделению экспериментальной и инновационной деятельности. В рамках этого подразделения шла разработка стратегических направлений их деятельности, рассматривалось планирование работы, обсуждались перспективы сетевого взаимодействия, проходили рабочие консультации с научными руководителями. Методическому центру предстоит серьезная работа по разработке механизмов проведения экспертизы РЦ, оказанию методической поддержки образовательным учреждениям при подготовке положений о творческих мастерских, исследовательских лабораториях в рамках ресурсных центров, разработке функционала участников ресурсного центра, проведении стажировок, подготовке методических материалов, мероприятий городского и окружного уровней, методического сопровождения инноваций. Главное – подготовка педагогов для работы в ресурсных центрах и создание системы повышения уровня профессионального мастерства на базе ресурсных центров. Нам необходимо отработать механизмы взаимодействия методического центра с ресурсными центрами округа. Уже начата реорганизация структурного подразделения экспериментальной и инновационной деятельности, на базе которого создаются лаборатории по реализации направлений новой школы в рамках экспериментально-инновационной деятельности, в образовательных учреждениях – ресурсных центрах создаются творческие мастерские, экспериментальные лаборатории.Учитывая, что ресурсный центр – инновационный комплекс, организационная деятельность по методическому сопровождению ложится на структурное подразделение экспериментальной и инновационной деятельности, тогда как содержательной составляющей (филологическое, языковое, начальное образование) должны заниматься методисты-предметники, методисты, курирующие конкретные проблемы в содержании деятельности ресурсного центра (психологи, методисты-кураторы). Этот подход не требует реорганизации методической службы округа, речь идет об изменении функций в работе методистов-предметников. Выстроенная таким образом система позволит предметно взаимодействовать с научным руководителем, создавать систему включения в массовую школу имеющихся инновационных наработок. Отсюда возникает вопрос о подготовке методистов-предметников к этой работе, выборе форм организации работы с методистами-предметниками.Важная составляющая эффективной работы ресурсных центров – создание информационно-аналитической службы в подразделении, на которое возложена координация деятельности ресурсных центров. Деятельность ресурсных центров по обучению и повышению квалификации педагогов, их подготовке к инновационной работе, внедрению в практику инновационных разработок не подменяет работу методического центра, так как главная задача инновационных комплексов – организационно-методическое сопровождение определенных инноваций, которые направлены на обеспечение позитивных изменений в деятельности образовательных учреждений. Я убеждена, что создание системы методического сопровождения ресурсных центров – это работа на перспективу развития образования.Н.Коростелева, руководитель структурного подразделения Методического центра САОВладимир РАЗДИН, начальник Северного окружного управления образования: – Вкладом столицы в создание новой школы стал проект «Строим Школу будущего» как региональная составляющая национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Москве. Центральный ориентир реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в округе – построение образования, способного к саморазвитию и к созданию условий полноценного развития всех его участников. Переход к стратегии развития окружного образования как саморазвивающейся системы предполагает в первую очередь расширение масштабов инновационной деятельности в образовательном пространстве округа через внедрение инновационных практик в массовую школу, в частности, за счет открытия ресурсных центров. Реализация спроектированных преобразований возможна лишь при условии наличия четко осознаваемых механизмов их осуществления. Именно к таким механизмам относится создание ресурсных центров. Тематика и направления деятельности ресурсных центров обозначены в окружной стратегии развития проекта «Строим Школу будущего». В округе по приказу Департамента образования открыты ресурсные центры на базе лицея №1575, гимназий №№1576, 1583, центров образования №№1296, 1409, 1631, школ №№597 и 727, детского сада №2230. Управление образования округа рассматривает статус ресурсного центра как наиболее высокий уровень развития инновационной деятельности образовательного учреждения. Обязательным условием работы ресурсных центров стало создание инфраструктуры на основе сетевого взаимодействия, которое обеспечивает эффективное позиционирование инновационных практик в образовательные и иные сообщества, что требует пересмотра определенных управленческих действий в отношении образовательных учреждений, на базе которых они открыты. Задача управления образования – обеспечение системного, содержательного и продуктивного взаимодействия участников с целью сохранения, обновления и развития инновационных педагогических проектов, направленных на повышение качества образования для всех детей. Важный механизм реализации инновационных идей – организационно-управленческие мероприятия, включающие уточнение концептуальной базы инноваций с обсуждением представителями всех заинтересованных сторон, планирование конкретных мероприятий. Создание в округе Координационного совета по реализации стратегии Школы будущего – новой школы обеспечило взаимодействие образовательных учреждений с научными учреждениями и общественными организациями по актуальным вопросам развития образования в округе, включение дополнительных мер системного характера, а также решение вопросов интеграции в этот процесс самодеятельных объединений учащихся, педагогов, общественности. Поэтому я считаю наиболее целесообразной для организации деятельности ресурсных центров стратегию системных инноваций, которая ориентирует нововведения на достижение общего результата в образовании округа. Первостепенная задача – создание условий для формирования готовности сотрудников ресурсных центров к активному участию в образовательных проектах различного масштаба, значимых для реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; включения новых участников в деятельность ресурсных центров и в использование инновационных педагогических технологий, обеспечивающих внедрение ФГОС нового поколения. Надеюсь, что ресурсные центры, открытые на базе образовательных учреждений округа, смогут мобильно и эффективно реагировать на актуальные потребности образовательной сферы, запросы и интересы заказчиков образовательных услуг. Елена СОЛОВОВА, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией языкового контроля факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В.Ломоносова, член президиума НМС по иностранным языкам при Министерстве образования и науки РФ, член НМС по ЕГЭ при Министерстве образования и науки РФ, руководитель группы разработчиков ЕГЭ по английскому языку, автор программ, учебников и учебных пособий по методике преподавания иностранных языков и английскому языку для школ и вузов: – Весьма значимо создание городских ресурсных центров на базе образовательных учреждений, накопивших значительный опыт экспериментальной и инновационной деятельности и имеющих значительный научно-практический потенциал. Это начинание стало логичным шагом в развитии экспериментальной и инновационной деятельности школ Москвы и заслуживает всяческой поддержки и одобрения. Убеждена, что каждый ресурсный центр найдет свои направления и формы работы. Главная задача, которую должен решить каждый РЦ, – перенос в массовую практику новых образовательных технологий, оригинальных методик, разработанных программ, новых организационных форм образования. Среди них могут быть и новые конкурсы, как, например, городской лингвистический конкурс «Мы – будущее России». Родившись в рамках ГЭП-2 Северного округа в ЦО №1296, этот конкурс эволюционировал от статуса конкурса для участников школ ГЭП до статуса городского, а затем и международного открытого лингвистического конкурса. Думаю, что это могут быть и различные формы обмена опытом, в том числе и через подготовку совместных публикаций нескольких РЦ; создание и пилотирование новых учебных материалов, форм ученического самоуправления; создание ученических научных обществ, организация курсов повышения квалификации для педагогических работников столичного региона с возможностью выдачи удостоверений о повышении квалификации при условии имеющейся аккредитации данной деятельности. Вся деятельность ресурсных центров в конечном итоге должна привести к повышению качества современного образования. Как показывает практика, прогнозы в таком случае могут быть гораздо беднее творческих находок участников инновационной деятельности. Открытие Ресурсного центра «Детско-взрослая общность нового типа, обеспечивающая НТТМ и проектную деятельность» на базе лицея №1575 отражает результаты проведения научно-практических исследований его педагогического коллектива. XXI век – век новых технологий, требующий исследователей и разработчиков новой формации – специалистов мирового класса. Сегодня совершенно ясно, что нужно строить систему поиска и отбора инженерных талантов со школьной скамьи, но подготовка будущих талантов требует тесного взаимодействия предприятий, вузов и образовательных учреждений. В этом-то и заключается технология создания самого главного инструмента обеспечения качества – талантливого разработчика, инженера, изобретателя. Деятельность Ресурсного центра направлена на решение важной задачи – вовлечения учащихся в совместную работу с учеными и конструкторами, инженерами, имеющими реальный опыт научных и проектных разработок прорывного фронта. Осуществление совместных научных проектов, участие в научно-исследовательских конференциях, конкурсах, выставках, содействие развитию умелых, творчески мыслящих, эрудированных специалистов начиная со школьной скамьи – все это включено в направления работы Ресурсного центра. Организация взаимодействия образовательных учреждений обеспечила формирование новой межшкольной инфраструктуры – Молодежного многопрофильного конструкторского бюро, важное свойство которого – опора на наиболее успешные школы, использование опыта этих образовательных учреждений всеми школами сети при условии продолжения наращивания потенциала. Важно, что в рамках деятельности Ресурсного центра рассматриваются варианты взаимодействия образовательных учреждений как с различными структурами педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации (методические службы, вузы, научно-исследовательские учреждения), так и с промышленными предприятиями. М.КАСЬЯНОВА, заместитель генерального директора по работе с персоналом Российской самолетостроительной компании «МиГ» Работа ЦО №1409 по развитию системы поддержки талантливых детей, развитию творческих способностей обучающихся вызывает интерес у педагогического сообщества. Имеющийся потенциал позволил Центру образования получить статус городского Ресурсного центра «Развитие творческих способностей». Центр образования №1409 как инновационный комплекс осуществляет методическую поддержку педагогов с помощью современных интернет-технологий, мастер-классов для участников международных проектов – учителей, педагогов дополнительного образования, администрации. Разработка и реализация различных форм международного сотрудничества предоставляет возможности и необходимые ресурсы для участия в международных культурно-образовательных проектах для детей и взрослых (фестиваль «Талантливые дети» в городе Таранто, ежегодный международный форум педагогических новаций). Образовательная система Центра проектируется как гуманитарная практика выявления и развития творческого потенциала учащихся – ресурса инновационных преобразований в обществе. Свою работу Ресурсный центр строит по двум направлениям. Первое – построение и развитие инфраструктуры международного партнерства. Центр имеет соглашения о сотрудничестве с партнерами из Великобритании, Италии, США, Болгарии, Испании. Второе направление – разработка и реализация культурно-образовательных проектов, участниками которых стали учащиеся и педагоги Центра образования, школ Москвы, а также педагоги, учащиеся, представители сфер науки, культуры, политики других стран. Это проект «ПРИЯ» – распространение итальянского языка в России и русского языка в Италии; проект «Программа «Музей» в рамках проекта E-twinning – Сообщества европейских школ», цель которого – взаимное знакомство с музейными коллекциями Национального археологического музея Таранто и Пушкинского музея в Москве; проект Департамента образования «Школы – партнеры Москвы и Болгарии» и другие.В ходе реализации этих проектов Центр образования накопил большой опыт организации и проведения фестивалей, конкурсов, олимпиад, семинаров, конференций, «круглых столов», интернет-конференций, а также регулярных выездов учащихся и педагогов в регионы РФ, страны дальнего зарубежья, приема учащихся и педагогов из регионов РФ, стран дальнего зарубежья. В.РЯБЦЕВ, заведующий лабораторией профессионального развития субъектов образования ИРДО РАОВалерий КАЛИСТРАТОВ, композитор, дирижер, пианист, народный артист России:- Я очень рад, что музыкально-хоровая школа «Радость» стала Ресурсным центром столичной системы образования. Это тем более справедливо, что, по моим наблюдениям, она давно служит прекрасной миссии массового вокально-хорового просвещения. Грандиозные хоровые фестивали, которые «Радость» проводит из года в год, собирают тысячи поющих ребят в лучших залах Москвы – Большом и Рахманиновском Московской консерватории, Зале имени П.И.Чайковского, в Московском международном Доме музыки. Филармоническая деятельность школы – это совершенно уникальное явление! Я не знаю другого образовательного учреждения, концертная жизнь которого была бы столь же насыщенна. Школу «Радость» по праву можно назвать очагом культуры – это живая социальная среда со своим укладом, микроклиматом и эффективным противоядием к агрессивной пошлости массовой культуры. «Радость» переняла лучшие традиции русской вокально-хоровой школы, приумножила достижения советских хоровых студий, сохранила дух творческого общения, практику хоровых лагерей и совместного дружеского проведения досуга. А как это важно в детстве и в молодости! И, что замечательно, накопленный потенциал образовательной системы школа использовала не только для своих воспитанников, но для всех, кто с ней соприкасался. Поэтому, мне кажется, «Радость» уже была Ресурсным центром задолго до своего, так скажем, «назначения». Все время, что я знаю эту школу, работающую под руководством выдающегося педагога и хормейстера Татьяны Ждановой, «Радость» развивалась. Она расширяла поле своей деятельности, совершенствовала методики преподавания музыкальных и художественных дисциплин, становилась инициатором все новых творческих проектов. И всегда использовала свои резервы по максимуму – бралась за дело, когда другие останавливались в растерянности или опускали руки. Поэтому я уверен, что и с миссией Ресурсного центра по распространению массового музыкально-эстетического образования «Радость» справится. Музыка – отнюдь не легковесная забава и не сфера развлечений. Это наука о гармонии мира, о красоте и чувстве, которое мы называем радостью и счастьем. Музыка обращена к ресурсам человеческой души, она пробуждает стремление к сотворчеству, к украшению мира и человеческих взаимоотношений. Ресурсный центр в образовании, ставящий перед собой цель массового распространения музыкально-хорового обучения, видится мне мощнейшим ресурсом всей российской культуры. Все, кто полюбил пение в хоре, думаю, никогда не утратят в жизни смысл и не ополчатся против ближнего, потому что законы музыкальной гармонии универсальны – они касаются всех сторон человеческого бытия.Воспитанников «Радости», как и всех ребят, поющих в хоре, можно назвать счастливыми людьми. Для кого-то из них музыка станет профессией, для большинства останется хобби. Но хоровое пение, я уверен, каждому поможет достичь высот в своем деле независимо от того, с какой – научной, гуманитарной или художественной – областью оно будет связано. Потому что в любых начинаниях они будут держаться прекрасных идеалов истины, добра и красоты, которым служит музыкальное искусство.Ксения БЕЛАЯ, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, заслуженный учитель РФ: – Ресурсные центры по проблематике дошкольного образования в Москве создаются для объединения, сбора, систематизации, последующего развития и распространения важных для современной практики результатов педагогической исследовательской деятельности. Вся работа ресурсных центров направлена на повышение качества дошкольного образования. Ресурсный центр – это новый статус образовательного учреждения, следующий за статусом «экспериментальная площадка». Ресурсный центр действует по форме специализированных структур, объединяющих заинтересованные педагогические коллективы. Ресурсный центр создается на базе ДОУ, в котором проводился эксперимент по определенной проблеме и был получен положительный для практики результат, который распространен в другие ДОУ. Примером такого Ресурсного центра стал центр на базе детского сада №2230 «Современный руководитель (управленческие технологии)». Учитывая, что опыт, в том числе и инновационный, не передается, что возможен лишь перенос оснований инновационной деятельности в рамках специально организованных пространств, перед ресурсными центрами встает задача обустройства этих пространств. Это возможно в процессе сетевого взаимодействия – сеть как открытая система задает и способ переноса, и пространство переноса (например, способ переноса – четкое выполнение конкретного задания всеми участниками сетевого взаимодействия, пространство переноса – обязательное создание элементов развивающей среды по проблеме в каждом ДОУ, участвующем в сетевом взаимодействии). Образовательную сеть можно определить как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы для повышения результативности и качества образования друг друга. Таким образом, именно сетевое взаимодействие есть инструмент, адекватный решаемой задаче эффективного позиционирования инновационных образовательных программ в широких образовательных и иных сообществах с целью расширения ресурсного обеспечения. Галина ОБЕРНИХИНА, кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой преподавания русского языка и литературы АПК и ППРО РФ: – Я считаю, что деятельность ресурсных центров должна быть направлена прежде всего на повышение квалификации педагогов, их профессионального мастерства. К современному образовательному процессу предъявляются новые требования, и отвечать им должны непосредственные участники и организаторы этого процесса – педагоги. Работа ресурсных центров должна помочь в решении этой задачи. При тесном сотрудничестве представителей науки и ресурсных центров осуществляется интеграция информационных ресурсов, технологических и справочных материалов, обеспечивающих поддержку образовательного процесса, накапливается и изучается опыт педагогической деятельности. Сотрудничество с гимназией №1583 оказалось, несомненно, полезным для всех участников. Промежуточным результатом этого сотрудничества стала международная научно-практическая конференция, посвященная проблемам преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на новые образовательные стандарты. На конференции участники получили возможность обменяться накопленным педагогическим опытом, повысить свой профессиональный уровень.Константин ВОЛКОВ, советник Постоянного представительства Российской Федерации при ЮНЕСКО (Франция): – Думаю, инициатива создания в Москве ресурсных центров на базе успешных средних образовательных учреждений может иметь большие перспективы. В России уже есть опыт создания таких детских учреждений в рамках Международной программы ЮНЕСКО «Образование для всех» (ОДВ). В рамках программы у нас стали появляться ресурсные центры, главная задача которых – повышение качества дошкольного образования. Мне известен положительный пример создания нового Центра по диагностике и развитию способностей и компетентностей учащихся, открытого на базе московской гимназии №1576, где применяют эффективные методы современной образовательной работы и поощрения наиболее перспективных школьников, оказывают помощь и консультации по вопросам образования и воспитания преподавателям, учащимся и родителям. Думаю, что данные центры вполне могли бы способствовать исправлению тех диспропорций, которые имеются в доступе к качественному образованию, а следовательно, приносить свои плоды на поле экономического развития и социального сплочения всего общества. Сергей ПАВЛОВ, ветеран Великой Отечественной войны: – Сегодня свой гражданский долг я вижу в участии в патриотическом воспитании подрастающего поколения, в том, чтобы донести до потомков правду о Великой Отечественной войне. Неоценимую помощь в этом нам, ветеранам, оказывает музейный комплекс №727. Не один десяток лет мы плодотворно сотрудничаем и имеем возможность наблюдать, какое положительное влияние оказывает на учащихся работа в музее боевой славы. Когда мы, ветераны, видим искренний интерес, одухотворенные лица детей на уроках мужества, на встречах с нами, мы понимаем, что прожили жизнь не зря. Хочется сказать огромное спасибо коллективу учителей за неформальный, творческий подход к решению этой важной государственной задачи. И мы благодарны, что эту работу оценили не только мы, ветераны. Недавно школа получила статус Ресурсного центра «Историко-краеведческий комплекс», включающего музей боевой славы, краеведческий музей «Головинский», музей истории авиации и космонавтики «Крылья Победы». Мы рады, что теперь в работу сможет включиться больше детей и педагогов, что-то взять себе на вооружение, поделиться своими результатами. Елена Козырева, директор Центра образования № 1601:- На базе нашего Центра образования с 1 сентября 2010 года был открыт Ресурсный центр как инновационный комплекс в системе Департамента образования «Модель общеразвивающего гуманитарно-эстетического пространства».Цель деятельности Ресурсного центра – привлечение педагогической общественности к проблемам формирования гуманитарно-эстетических, художественных и музыкальных ценностей, обогащение массовой педагогической практики технологиями гуманитарно-эстетического образования. В процессе работы предусматривается формирование сети Ресурсного центра и апробация технологии ее взаимодействия, выявление проблем образовательных учреждений в моделировании гуманитарно-эстетического образования, реализация инновационных проектов, определение их технологичности в плане внедрения в образовательные учреждения округа и Москвы. Для образовательных учреждений САО и столицы мы предложим успешно апробированные инновационные проекты «Интеграция содержания гуманитарно-эстетического образования и информационных технологий», «Семейная филармония культуры, творчества, искусства», « Международный конкурс им. Д.Б. Кабалевского». В первом году работы РЦ запланированы мастер-класс педагога дополнительного образования, почетного работника ЕГТИ С. Федорова («Основы актерского мастерства и режиссуры в профессиональной деятельности учителя», «Актерские и режиссерские способности учителя в образовательном процессе»); мастер-классы заслуженного артиста РФ Ю. Назарова и артистки театра и кино Л. Мальцевой («Психологическое и художественно-эмоциональное воздействие звучащего слова», «Между поэзией и жизнью, между «словами и делами»); работа педагогической лаборатории под руководством заведующей лабораторией русского языка МИОО, заслуженного учителя России Н. Нефёдовой по разработке спецкурса «Текст как основная единица речи», «Совершенствование технологии анализа урока – составляющей профессиональной компетенции учителя».В инфраструктуре Ресурсного центра предполагается взаимодействие с МИОО, НИИ ИСРОО, ОМЦ, ЦНХО, МГПУ, МПГУ, Международной академией наук педагогического образования, Союзом писателей России, МГПИ им. Ипполитова-Иванова, молодежным движением «Мир, кино и человек».
Комментарии